Курс валют USD 0 EUR 0

Есть ли у крымских татар необходимость в Союзе композиторов?

Комментариев: 0
Просмотров: 461

Как-то так

 

Значение песни трудно переоценить. Она сопровождает нас повсюду, без нее немыслим каждый прожитый день. Для крымских татар она не только выразитель сиюминутного настроения и атрибут повседневной жизни.  Роль, которую крымскотатарская песня выполнила в качестве связи с отнятой Родиной в местах ссылки и сыграла огромное значение в формировании национального самосознания у обреченного на самозабвение крымскотатарского ребенка, еще раз подтверждает необходимость самого бережного отношения к ней, к рождению новых слов и музыки.

Осознавая значение искусства, государства стремятся регулировать его развитие — от стимулирования общего процесса до установления жестких рамок в заданном направлении. Советская власть своей первостепенной задачей в области искусства определила налаживание работы учреждений культуры «для обслуживания культурных интересов трудящихся масс, и использовать имеющиеся силы для развертывания широкой художественно-просветительной и пропагандистской деятельности». Был издан циркуляр, в котором подчеркивалась необходимость организованного разучивания революционных песен, а 9 февраля 1923 г., согласно постановлению Совета народных комиссаров, был учрежден Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром. С того времени ни одно произведение не допускалось к публичному исполнению без разрешения Главреперткома при Главлите или его местных органов (обллитов и гублитов). Контролировались любые концерты, вплоть до деревенских танцевальных вечеров.

Ввиду скудности информации, нам трудно обозначить крымскотатарские песни, запрещенные на заре советской власти, но после репрессий 1944 года имеются фактологические сведения об осуждении на длительные сроки тюремного заключения за исполнения песен «Акъяр» и др. Сегодня старшее поколение крымскотатарских исполнителей с возмущением вспоминает моменты, когда им не давали добро на исполнение тех или иных песен.  Но с другой стороны все чаще раздаются голоса в пользу «оценки и заключений» специалистов при выпуске новой продукции. Критика исходит от признанных поэтов и композиторов, указывающих на непрофессиональный подход «любителей». Некоторую консультативную помощь в этих вопросах мог бы оказывать Союз композиторов, который у крымских татар официально так и не сложился.

Между тем практика общественного объединения композиторов советского периода была такова: «…способствовать созданию высокоидейных художественно-значительных произведений, утверждающих принципы социалистического реализма и развивающих лучшие традиции национальных культур СССР, содействовать творческому росту и развитию профессионального мастерства композиторов и музыковедов, участвовать в музыкально-эстетическом воспитании народа». Одновременно учрежденному Союзу писателей ставилась задача написания текстов, «насыщенных героической борьбой международного пролетариата». На первом съезде председатель организации М. Горький сказал: «Мир очень хорош и благодарно услышал бы голоса поэтов, если б они вместе с музыкантами попробовали создать песни новые, которых не имеет мир, но которые он должен иметь». Сотрудничество двух творческих союзов явилось поставщиком «советских массовых песен».

Тем временем государство взяло под полный контроль выпуск музыкальных материалов и средств его воспроизведения. 22 сентября 1933 г. увидело свет постановление СНК СССР «О мерах по улучшению производства граммофонов, граммофонных пластинок и музыкальных инструментов». «Самостоятельная печать или распространение пластинок и даже песенников регулировались 185 статьей УК РСФСР и квалифицировались как «нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок» и предполагали исправительные работы сроком до трех месяцев или штраф в размере 300 рублей», — отмечает исследователь Е.Ганская.

Сюжеты крымскотатарских песен (за исключением отдельных случаев), особенно современных, — не результат государственного заказа, их исходные позиции – народные традиции, выражение общественных мыслей, современных тенденций, отражение социально-культурных настроений общества. Авторы песен, в своем творчестве выражая собственные взгляды, влияют на настроения в народе, давая общественные ориентиры, которые иногда идут вразрез с позицией большинства.

К сожалению, исполнение крымскотатарских песен не сопровождается оглашением авторов слов и музыки. Молодежь их отождествляет только лишь с популярными исполнителями, что вызывает недовольство поэтов и композиторов. Удачная аранжировка и видеоролик делают обладателем всех заслуг лишь понравившегося певца.

При отсутствии государственной монополии на песню, рыночные отношения играют наиважнейшую роль в рождении новых песен. В беседах с композиторами узнаешь о наличии множества еще не озвученных мелодий, зафиксированных лишь в нотах. Их аранжировка, запись в студии стоит немалых средств, поэтому действенной помощью явилась бы поддержка бизнесом рождения новых песен. Заказчик мог бы поставить задачу о появлении песни о родном селе (как было в случае с песней «Корбегим» Зоре Кадыевой), посвященной любимой и т.д. Качественный продукт пополнял бы национальную фонотеку.

Роль музыкального искусства велика, поэтому в национальной политике оно должно занимать достойное положение. А для аккумулирования вопросов и решения задач все же целесообразно создать Союз крымскотатарских композиторов.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог