Курс валют USD 0 EUR 0

Тюп-Кенегез  

Комментариев: 0
Просмотров: 1 114

Из истории и этнографии исчезнувших деревень Перекопского уезда

 

Энвер АБДУЛХАИРОВ, преподаватель Калиновского филиала Джанкойского профессионального техникума

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

(«Гибнущая деревня», Эдуард Асадов)

 

Кенегез — это название племени, народа, проживавшего когда-то в древности у китайской стены. По самым разным причинам, но чаще это война, религиозные притеснения, – племена вынуждены были мигрировать и оказывались на новой территории. Завоевания гуннов, монголов  также вызвали передвижение этносов. Возникали новые объединения – государства, в этническом составе которых оказывались кенегезцы. И сейчас на карте Маньчжурии, Монголии, Эвенкии, Алтая, Хакассии, Бурятии, Тувы, Башкирии, Казахстана, Туркменистана,  Каракалпакии, Узбекистана… можно найти населенные пункты с этим названием. То есть этот народ участвовал на протяжении веков в образовании новых этносов, наций. В Узбекистане потомки кенегезцев проживали в долине Кашкадарьи и г.Шахрисабзе, причем их численность на рубеже XIX — XX веков достигала 40 тысяч. А в Ферганской долине до революции насчитывалось около десятка поселений, и даже была Кенегезская область.

В. Бушаков пишет, что «…монгольское племя кенгес, во главе которого стоял нойон-тысячник Хунан, упоминается в «Сокровенном сказании». Его войска были переданы Чингисханом старшему сыну Джучи-хану.

Племя кенегес, вероятно, ведет свое происхождение от древнетюркского племени кенгерес (kengaras) орхонских надписей VIII века».

В настоящее время представители племени кенегес еще в основном живут в аулах Кара-Тюбе, Артезиан-Мангыт Нефтекумского района Ставропольского края и в ногайском ауле Шекер в Турции.

Тамга племени кенегес называется тарак-тамга.   В топонимии Крыма в названиях деревень также отражены родоплеменные особенности прибывающих на полуостров народов с глубокой древности. В частности, ойконим «кенегез» встречается 11 раз. Большинства уже нет на карте республики. Кенегез  — исчезнувшее село в Красногвардейском районе; Кенегез  — прежнее название села Красногорка Ленинского района; Кенегез  — прежнее название села Вересаево в Сакском районе;  Кенегез  — прежнее название исчезнувшего села Мирное в Сакском районе Крыма и др.

На территории Джанкойского района тоже были села с подобной этноойконимией, в том числе Чуюлы-Кенегез, Кенегез-Чокмак, Шейх Кенегез, Ауз Кенегез, Кенегез, Биюк Кенегез, Коп Кенегез, Тюп-Кенегез. Последний — у самого Сиваша, на полуострове Тюп-Тархан. Эта деревня и другие  были владениями князя, генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года, командира Перекопского конного полка Ахмета Хункалова.

По Ведомости о всех селениях в Перекопском уезде от 21 октября 1805 года в деревне Тюп-Кенегез числилось 17 дворов и 90 жителей крымских татар.  На военно-топографической карте 1817 года деревни Биюк Кенегес и Кучук Кенегес обозначены с 14 дворами в каждом из селений. На карте 1842 года Тюп-Кенегес обозначен условным знаком «малая деревня», то есть там проживало жителей в  менее 5 дворах.

В документах Госархива Крыма из всех селений, где жили на то время потомки рода кенегез, соборный магометанский храм располагался в Тюп-Кенегезе Владиславской волости. После Крымской войны аулы опустели, часть мечетей осталась без присмотра, превратилась в руины. А жители покидают деревни. В Перекопском уезде опустело 244 из 278 селений. В Тюп-Кенегезе оставалось лишь два семейства, в Кип-Кенегезе: Джантемир Мамед Челеби Шерфедин оглу с женой и его 10 детей, а в Чуюлы Кенегезе – только семья Бавбек Решита; в Канги (тоже селение Перекопского уезда) – семья Абдуреим Абдуль Кадыра (8 человек).

В «Списке населенных мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Тюп-Кенегез — владельческая татарская деревня с 6 дворами и 18 жителями при колодцах.

В «Памятной книге Таврической губернии 1889 г.» по результатам Х ревизии 1887 года записан Тюп-Кенегез с 44 дворами и 235 жителями.

После земской реформы 1890 года деревню отнесли к Ак-Шеихской волости. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1900 год» в Тюп-Кенегезе числилось 417 жителей в 38 домах. В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Ак-Шеихской волости Перекопского уезда можно встретить значок  деревни Тюп-Кенегез. А в коллекции этнографических экспонатов, собранных в Крыму до революции Романовыми (одежда, вышивка, предметы быта и искусства), есть в том числе и из Тюп-Кенегеза. Экспонаты после установления Советской власти оказались в фондах Этнографического музея Санкт-Петербурга. Среди них есть фотография гостиной одного из домов этой деревни вместе с жительницами.

После установления в Крыму Советской власти был создан Джанкойский район. В 1921 году — Тюп-Кенегезовский сельский ревком. Ему подчинялись: Тюп-Кенегез (559 жителей), Тюп-Абаш (181), Разоренный вакуф (78), Тереклы-Абаш (Прозрачное) (276); и хутора: Кангил-Корниса — 13 человек, Тюп-Кангил-Кайзера — 15, Тюп-Кангил-Янцена — 12, Тюп-Кангил-Киблера — 67. Всего по сельревкому числился 1201 человек. Председателем на собрании в январе  был избран Пентеслям-Борислям, членами – А.Куламетов, К.Куламетов. В составе сельревкома — 1127 крымских татар и 165 русских. Преподавателем крымскотатарской школы, функционировавшей в Тюп-Кенегезе, был Кадрый Кады Заде. Позже, в предвоенные годы, в этой школе-семилетке учительствовали Джелял-ага (директор), Люман-ага, Абдураман-ага, Султание-оджапче.

В первые годы советской власти началась коллективизация хозяйств. Под раскулачивание в 1931 году попала семья З.Мурташаева – муж, жена и пятеро детей были  высланы на Колыму. Были высланы также Трещевы — отец, двое дочерей и пять сыновей. На самом деле эта семья была очень работящей, крестьянин Трещев имел всего 20 га земли, 2 коровы, 2 свиньи, 14 овец. В 1934 году Т.Трещев перенес операцию, остался без ноги, и его, инвалида, вернули в Крым в 1934 году.

В Тюп-Кенегезе был открыт и успешно функционировал ФАП. В центре деревни был самоизливающийся колодец с водой отличного качества.  Порой за ней приезжали жители из окрестных сел. Увозили эту воду в бочках на арбах.  Ее хватало и напоить животных. Жители деревни,  как и колхоз,  содержали много овец. Председателем довоенного коллективного хозяйства был Левон Захарян. Прекрасно владел крымскотатарским языком. Позже, в 1959 — 1983 гг., Л.Захарян    возглавлял другой колхоз — «Заветленинское», тоже в Джанкойском районе. И был из тех руководителей, которые принимали на работу возвращавшихся крымских татар, решал проблемы с пропиской и жильем. А дружбу с кенегезцами, с которыми работали вместе в довоенном колхозе «Кенегез», Левон Калустович продолжил — с теми, кто выжил в депортации и вернулся в родные края. В частности Фазыл-ага Саракаев, работавший бухгалтером в Кенегезском сельсовете, неоднократно бывал у него в гостях. Семейство Саракаевых сейчас готовит свою родословную в надежде увидеть книгу об истории их родового села, куда войдут и воспоминания их дедушки.

По воспоминаниям старожилов, местная  курдючная овца давала и мясо и молоко, из которого готовили сыр не только в частных хозяйствах, но позже и в колхозе «Кенегез» на ферме. Откармливали на зиму и жеребят (тай). Конина после копчения над печкой, которую отапливали кораем, была всю зиму сочной и вкусной. Хозяев дворов солили жеребятину на зиму в больших бочках.

В Перекопском уезде врачебно-участковая система сложилась к 1854 году. Интересен «Анализ состояния заболеваемости в уездах Крыма к 1889 году»: «Наиболее здоровую часть крымского населения представляли жители Перекопского уезда». Наибольшей проблемой для полуострова были инфекционные болезни, особенно в предгорной и горной частях Крыма (малярия, тиф, дифтерия, оспа, корь…). Но и по инфекционным заболеваниям жители нашего уезда болели меньше в 3-8 раз, чем остальные – Евпаторийский, Симферопольский, Ялтинский, Феодосийский.

Среди вернувшихся из мест депортации в Крым были и уроженцы Тюп-Кенегеза. Часть из них поселилась в Джанкойском районе в селах Яркополенского сельсовета. Среди них и те, которым уже по 90 лет: Шевки-ага в селе Тимирязево (Каранкут русский) и другие. Куртшерфе Бариева, 1931 года рождения, проживает в с.Веселое. Она вспоминает, что в селе было много долгожителей и даже богатырей, которые могли одним ударом повалить быка. Куртшерфе-апте бодра, ведет активный образ жизни: в ее домашнем хозяйстве коза, куры, огород. Выписывает газету «Голос Крыма» и читает без очков. С мужем Субхи Абдуллаевым, ушедшим в мир иной в возрасте 75 лет, они вырастили двух сыновей. Абдураман — известный в регионе хирург, работает в ЦРБ и медцентре в г.Джанкой. Его уважают в округе за профессионализм, опыт и человеческие качества. У него трое детей, двое из которых тоже врачи. Сын Дилявер — хирург  в симферопольской клинике, а дочь Надире — работает в больнице Джанкоя в лаборатории. Куртшерфе-ханум надеется, что династию врачей Абдуллаевых продолжат и внуки, всего их у нее 6. Дети и внуки часто навещают ее, хотят забрать к себе поближе, но она настроена пока жить отдельно и самостоятельно вести свое хозяйство.

Субхи и Куртшерфе (Бариева) Абдуллаевы

 

5 декабря 1935 года  в Тюп-Кенегезе в семье директора крымскотатарской школы родился будущий художник Шевкет Дервишев. Во время немецкой оккупации его отец был расстрелян фашистами. В депортации Шевкет, его братья и сестры попали в детский дом. В 1955 — 1960 гг. Ш.Дервишев учился в художественном училище г.Ташкента. В 1965 — 1972 гг. возглавлял изостудию в г.Мархамат Андижанской области. В 1972 — 1989 гг. Шевкет Джелялович – главный художник г.Мархамата. В 1990 году переехал в Крым. С 1993 года – член Ассоциации крымскотатарских художников. А с 1900 по 2000 гг. преподавал в Заречненской школе искусств Джанкойского района. Участник областных, республиканских, персональных выставок. Часть картин хранится в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия. Умер 2 июля 2000 года. В районной библиотеке Джанкоя есть много статей о творчестве художника.  Сын Шевкета-ага — Эмиль Дервишев — также скульптор, живописец, график. Талантливый художник.

Абдураман Абдуллаев с супругой, г. Ленинград, 1985 г.

 

…Почти все жители села в предвоенные годы работали в колхозе «Кенегез», а позже – в колхозе имени Калинина. Сельчане проживали в 42 домах. Часть жителей занималась промыслом: выпаривали соль. На побережье озера набирали ее в большие бочки, через год она была готова к вывозу и продаже. В годы оккупации 32 человека были расстреляны оккупантами.  25 лет назад С.Смалиус была подготовлена Книга Памяти Джанкойского района. На ее страницах можно найти фамилии тюп-кенегезцев, погибших на фронтах ВОВ: М. Гончарлы, Б. Денислямов, И.Кардаш, Т.Колодин, А.Липченко, А. Менвапов, С. Меннанов, В.Стоялов, В. Тищенко, М. Чонгарлы.

По воспоминаниям жительницы Ногайлы Кирка А.Карашайской, в этот период в Присивашье жил и работал Азиз-ага Бекмамбет, очень популярный, талантливый житель Тюп-Кенегеза, обладающий необыкновенными целительными способностями. Правда, уроженка Ногайлы-Кирка М.А.Карашайская полагала, что Бекмамбет-Азиз был не из самого Тюп-Кенегеза, а из соседнего селения.  Кроме того, его знали еще и как «крымскотатарского Мессинга».

…Мне приходилось встречать крымских татар, которые излечились у народного целителя. Некоторым достаточно было побывать на могиле святого под Бухарой. Туда, в Нарпай, был выселен Бекмамбет Шейх вместе с жителями Присивашья в депортацию. Позднее там даже был сооружен музейный комплекс на месте захоронения. Его могила очень почитаема населением Узбекистана и охраняется государством.

(Продолжение следует.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог