«Айт, десенъиз, айтайым» — именно с этих слов известной каждому крымскому татарину песни хочется начать сегодняшнюю публикацию. И неспроста, ибо рассказ в ней пойдет о народном любимце, неподражаемом исполнителе ногайских бейитов — Дилявере Османове. В эти дни певцу, собирателю народного фольклора, Заслуженному артисту Крыма исполнилось 65 лет.
Отец Дилявера был столяром, краснодеревщиком, играл на мандолине и хромке (разновидность гармони), позже, уже к сорока годам, он самостоятельно освоил скрипку, а мама работала воспитателем в детском саду, с детства неплохо играла на дойре — узбекском бубне (чилдирма), поскольку рано осиротев, воспитывалась в узбекской семье. Так что Дилявер уже с пяти лет, пока отец строил или что-то мастерил, тоже самостоятельно изучал и осваивал хромку. В 1973 году он окончил музыкальную школу по классу аккордеона, и еще подростком играл с отцом на свадьбах и увлеченно, сначала по настоянию отца, записывал народные песни и мелодии. Окончив струнное отделение по классу контрабаса музыкального училища, поступил в Ташкентскую Государственную консерваторию. Некоторое время преподавал в музыкальном училище в Гулистане. Конец 1980-х ознаменовался особым творческим подъемом — работой в Государственном ансамбле песни и танца «Хайтарма», где многому научился у известных и любимых в народе исполнителей Сакине Налбантовой и Ризы Грабова. С годами Дилявер Османов овладел несколькими инструментами: родным, по его словам, аккордеоном, любимой скрипкой, альтом, виолончелью и контрабасом, параллельно и своим голосовым.
С возвращением в 1990 году в Крым Дилявер Османов работал музыкантом оркестра и солистом-вокалистом в Крымскотатарском музыкально-драматическом театре, затем в Крымскотатарском фольклорном ансамбле «Къырым», солировал в ансамбле традиционной музыки «Макъам». В творческой копилке артиста около тысячи народных песен и мелодий, его сольные альбомы «Ногъай бейитлери» и «Орнынъ джолы» покорили сердца слушателей.
Неподражаемую манеру исполнения народных песен и частушек, артистизм и проникновенность Дилявера Османова по достоинству оценивает не только крымская, но и турецкая и румынская публика, а выпущенная в соавторстве с Джемилем Кариковым книга «Къырымнынъ чёль йырлары», в которой собраны народные песни степных народов Крыма, пользуется спросом у настоящих ценителей народного творчества.
Народное пение, музыку надо сохранить и суметь тонко совершенствовать, приумножать, учитывая лады, диалекты и манеру исполнения, мелизматику – это наши краски, наше богатство, считает Дилявер-бей. Важно учитывать закон, на котором зиждется народная музыка, нельзя допустить ее мутации, сохранить лад, этнический рисунок, штрихи, народный инструмент – наша задача..
Дилявер-бей продолжает фанатично изучать народную музыку и широко пропагандировать ее в соцсетях, предлагая вниманию многочисленной публики.
Желаем ему здоровья и творческого вдохновения. Хайырлы яшлар олсун! Помидор сачмасанъыс да, амма джебинъиз пара толсун, балкъурт дайын чалышсаныз йырлап-йырлап тавланынъыз.
comments powered by HyperComments