Двадцать лет назад, когда человечество вступало в XXI век, многим казалось, что произошло переосмысление истории, и уровень современной цивилизации оставит позади войны, разрушения и массовую гибель людей. Там, где мирно и благополучно протекала жизнь, мышление отказывалось воспринимать тот факт, что во все времена войны начинались в самое новейшее время, на самом современном этапе человеческого развития.
В различных частях света пушки не смолкают и по сей день, наше же внимание особо приковал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Оба народа веками соседствуют друг с другом, взаимообогащаясь культурами, совместно проживали в городах и селах, шли на смешанные браки, находились в единых государственных образованиях. Но на определенных отрезках истории между ними вновь и вновь разгорался этнополитический конфликт – трудноразрешимый, затяжной и разрушительный в своих проявлениях и последствиях.
Этничность в качестве политической идеи имеет мощный мобилизующий принцип, и как социальная сила она никогда не «засыпает». Распад СССР, носивший ярко выраженный этногенный характер, обострил территориальные споры и претензии в некоторых регионах постсоветского пространства. Конфликт на территории Азербайджана, где компактно проживало армянское меньшинство, которому удалось в начале 1990-х с помощью соседней Армении вывести из-под контроля Баку значительные территории, возобновился 27 сентября 2020 года и через 44 дня закончился «капитуляцией» армянской стороны.
Сейчас азербайджанцы и армяне подводят итоги войны. Одни испытывают радость победы, другие — горечь поражения. Но война — учитель не только для непосредственных участников конфликта, но и для соседей, и вообще для тех, кто желает или способен учиться.
Крымскому обществу, с его тремя основными национальными группами, требуется тщательное осмысление истории карабахского конфликта.
Даже беря во внимание то, что лежит на поверхности, для себя отметим недопустимость языка вражды. Знакомство с материалами СМИ закавказских республик наглядно демонстрирует культивирование ненависти в отношении друг друга. И это происходило не только во время военного обострения, но и в «тихие времена». Указание на национальную неполноценность, высмеивание самоназвания народа, присвоение истории, ее фальсификация и многое другое способствовали созданию иррациональной платформы в идеологии, сделав источником конфликта идентификационные ценности.
По определению ряда исследователей, конфликт идентичностей определяется как «конфликт между социальными субъектами, воспринимающими конфликтную ситуацию как угрожающую собственной групповой целостности, а противоположную сторону – как источник угрозы собственной идентичности».
Программа, исключающая «язык вражды» на территории Крыма, временами дает сбой, но общество мгновенно выявляет нарушителей, давая им соответствующую оценку, и предпринимает шаги по исправлению ситуации. Так было с учебным пособием по истории Крыма для школ, где крымских татар в очередной раз огульно обвинили в массовом коллаборационизме во время II Мировой войны.
После заключенного трехстороннего соглашения о мире в Закавказье и обязанности армянской стороны вернуть азербайджанцам определенные территории, в мире активно заговорили об этнических чистках. Но то же самое, еще в худшем варианте, происходило 30 лет назад, когда азербайджанцы покидали свои обжитые места.
В Крыму, после зачистки его в 1944 году от крымских татар, основную массу жителей составили переселенцы. С началом массового возвращения коренного народа на родину, вопреки отдельным прогнозам, удалось избежать полномасштабного конфликта, несмотря на то, что дома крымских татар были заселены, а земли розданы. Мирный характер крымскотатарского национального движения, политическая мудрость народа позволили избежать «конфликта идентичностей» и компактно расселиться, образовав целые микрорайоны и поселки. Если бы начали требовать выселения из собственных домов и предпринимать определенные шаги в этом направлении, ситуация развивалась бы в ином русле. Невзирая на итоги такой борьбы, пропасть между народами была бы страшная. Показательный момент, когда историческая память могла бы сыграть иррациональную роль, но целесообразность бесконфликтного урегулирования столь сложного вопроса и борьба за мирное сосуществование привели к выигрышу обеих сторон.
Армения оказалась слабее в конфликте и за счет провальной демографической политики. Наблюдая, какие усилия предпринимают государства, испытывающие дефицит человеческого ресурса, по увеличению рождаемости, продолжительности жизни, заполнению своих территорий за счет миграционных потоков извне, отметим, что у армянского народа сильны тенденции расселения за пределами материнского государства, там, где присутствует солидная экономическая выгода. Сложившийся факт наглядно демонстрирует всем о необходимости создания высокого уровня жизни у себя в стране, концентрируя собственное население на родине. Поэтому крымским татарам, покидающим Крым или не доехавшим до него из мест ссылки, следовало бы призадуматься о будущем своего народа в контексте исторического развития.
Вторая карабахская война, как ее теперь прозвали, — свежий материал для военных аналитиков, которые уже отметили важность государственной политики в создании боеспособной армии, развитии науки, разработке новейших вооружений и подготовке кадров. Еще раз подтвержден тезис о самом верном союзнике – армии и флоте.
Повторюсь: итоги войны для сторон бывают разные. Проигравшие годами сожалеют об упущениях, часто перешедших точку невозврата. Поэтому мирный путь к общей победе через мирные отношения отвечает высоким цивилизационным качествам.
comments powered by HyperComments