Курс валют USD 0 EUR 0

«Надеюсь, их имена будут вписаны в летопись войны…»

Комментариев: 0
Просмотров: 487

Сейдамет Караев (слева) во время лечения в госпитале

 

Десятилетия проходят со времен Второй мировой, а отзвуки ее по сей день горько отзываются в сердцах людей. Время от времени всплывают архивные документы тех страшных лет, в новостях появляются сведения о найденных воинских захоронениях, личных вещах и медальонах погибших солдат. Имена некоторых из них устанавливаются, останки с почестями перезахороняются, а многих предают земле, так и не сумев отыскать каких-либо данных. Часто в редакцию «Голос Крыма new» обращаются читатели с просьбой написать об их родных, прошедших войну, удостоенных орденов и медалей. А сколько писем и звонков от тех, кому ничего или мало что известно о пропавших на дорогах войны близких! Многих крымских татар письма с фронта или похоронки не застали в Крыму. После гитлеровской оккупации, семьи фронтовиков грубо и жестоко вышвырнули из родных домов, обрекли на гибель в степях Средней Азии или лесах Урала. На днях к нам обратилась Ремзие Османова (Караева) из села Колоски (Ораз) Сакского района со следующей просьбой:

— Несколько лет назад в газете «Голос Крыма» была напечатана статья об участниках Великой Отечественной войны — выходцах из села Корбек (ныне с.Изобильное). Среди перечисленных имен, к сожалению, не было имени моего отца — Сейдамета Ибраимовича Караева, 1916 года рождения, и моего дяди — Хайредина Хайрединова. Они оба родом из этого села. Отец с первых дней войны был на фронте шофером в тыловых войсках Украинского фронта. Был ранен в Гомеле, лечение проходил в Ташкенте. На службу вернулся уже без одного глаза, возил майора из Одессы. Они, по рассказам отца, отправляли медальоны погибших солдат их родственникам. После войны он вернулся в родной Крым, где у него отняли военный билет и приказали срочно покинуть полуостров. В 1946 году отец отыскал родных в г.Булунгур Самаркандской области Узбекистана, где в комендатуре ему выдали новый военный билет с пометкой «записано со слов». Несколько раз отец ездил в военный госпиталь, то ли в Одессу, то ли в Ташкент – не помню, для лечения и протезирования глаз. В детстве мы играли его медалью «За взятие Берлина» и еще какими-то значками. Умер он в 1978 году в с. Гранитное Донецкой области. Куда я только не обращалась с просьбой восстановить документы отца, хотелось бы восстановить память о нем, его боевых заслугах. Но… увы, его уже нет, а мы в свое время о многом его не расспросили. О моем дайы (дяде) Хайредине Хайрединове, 1914 года рождения, мне известно лишь, что он служил в пехоте, после ранения его комиссовали, а в 1944 году, перед выселением крымских татар, отправили в Тулу в трудармию. Позже он нашел своих родных в с. Солдатское Нижне-Чирчикского района Ташкентской области, где и умер в 1960-е годы. Надеюсь, что их имена будут вписаны в летопись войны и в списки участников ВОВ – выходцев из Корбека.

В обобщенной электронной базе «Память народа» нам удалось прояснить только некоторые данные об отце нашей читательницы Ремзие-ханум — Сейдамете Караеве. По представленному Акту санобработки от 7 сентября 1944 г. «команда в/обязанных в количестве 3 поименованных в списке (в прилагаемом списке значится Сейдамет Ибрагимович Караев, рядовой, шофер, беспартийный, образование – ФЗУ, по результатам медкомиссии годен к нестроевой за невозможностью использовать в войсках НКВД, — Г.Ч.), следуемая в распоряжение нач-ка пересыльного пункта МОВК г.Раменское, прошла санобработку при Балашихинском Райвоенкомате».

Судя по документу, Караев после лечения в Ташкентском госпитале был признан непригодным к строевой службе. По словам дочери, он после тяжелого ранения лишился глаза, но продолжил службу.

В сведениях военно-пересыльных пунктов и запасных полков о Сейдамете Ибрагимовиче Караеве данные, представленные его дочерью, полностью совпадают: Дата рождения:1916 год; Место рождения: Крымская АССР, Алуштинский р-н, Корбек, а также указаны сведения о жене, которая значится там же: с.Корбек, Алуштинский район. Но, увы, в сентябре 1944 года, когда заполнялись эти карточки, ни ее, ни всего крымскотатарского народа уже не было в Крыму.

Его жена Шериф-Заде Караева (в девичестве Абдиева) оказалась вследствие насильственного выселения в Булунгуре Самаркандской области Узбекистана, где тяжело заболела дизентерией. До войны она училась в Ялтинском медучилище, знания, полученные в годы хоть и непродолжительной учебы в нем, помогли ей выжить в ужасных антисанитарных условиях спецпоселения и вырастить шестерых детей.

— Мама потом всю жизнь проработала фельдшером. В 1968 году родители вместе с нами, детьми, предприняли попытку обустроиться в Крыму — не дали, поехали в Мелитополь – не прописали. Тогда отца позвал к себе однополчанин Гриша в село Гранитное Донецкой области. Там нам пришлось обосноваться, там теперь похоронены и отец с матерью, и мой брат. Вернуться в Крым им не посчастливилось. Не может же быть такого, что о моем отце и тех, кто воевал, не сохранилось никаких сведений, — сокрушается с болью в голосе Ремзие-ханум.

Надеемся, что поисковикам-студентам профессора Крымского инженерно-педагогического университета Владимира Полякова, многие годы по крупицам собирающего сведения об участниках ВОВ – крымских татарах и издающего серию книг о них, или тем, кто располагает какими-либо данными, удастся помочь Ремзие Османовой (Караевой) пролить свет на судьбу своих близких, а потомкам сложить более полную картину летописи той кровавой страницы истории.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог