Курс валют USD 0 EUR 0

Музыка помогает быть успешным

Комментариев: 0
Просмотров: 532

Гирей Айрапетов стал обладателем золотой награды Международного конкурса юных музыкантов им. Оскара Ридинга

Музыка – это именно то, что помогает ребенку гармонично развиваться, приобретать уверенность в себе, она помогает двигаться вперед, быть успешной личностью. В этом абсолютно уверены педагог Диляра Османова и Лиля Эннанова — мама нашего сегодняшнего героя публикации и победителя Международного конкурса имени Оскара Ридинга, недавно прошедшего в онлайн формате в Словении, — Гирея Айрапетова. В нем приняли участие юные скрипачи из 33 стран: Словении, Канады, Германии, Франции, Болгарии, Великобритании, Израиля, Сингапура, Польши и других. Победителям конкурса и золотым призерам предоставляется возможность участия в концертных программах в лучших концертных залах Словении.

Учитель — это первая скрипка, от тонких звуков струн которой пробуждается Ученик

Начнем, пожалуй, с педагога, чья рука, любовь и профессионализм вывели на сцену и привели к победам десятки учеников.

Диляра Османова вот уже почти 30 лет преподает в симферопольской музыкальной школе №5 по классу скрипки, и больше, конечно, с гордостью говорит о своих учениках и их родителях, которые, не жалея ни времени, ни сил, ни средств, целенаправленно занимаются своими детьми, вкладывая любовь и душу. Скромно умалчивая о своих сертификатах, грамотах, благодарностях за плодотворную работу и гран-при Международного конкурса «Музыкальный рассвет» за преподавательскую деятельность.

Юный скрипач со своим учителем Дилярой Османовой

 

— Ребенок, видя искреннее усердие и родителей и учителей, тоже тянется и стремится к саморазвитию, и это касается не только музыки. Музыка расширяет их кругозор и возможности, помогает легче освоить предметы общеобразовательной школы. Она тренирует мозг, разрабатывает мелкую моторику. Неважно, станут ли они профессиональными музыкантами, важно, что они вырастут всесторонне развитыми людьми. Первые полгода-год учебы игры на скрипке самые сложные, быть может, даже нудные для ребенка. Это отработка постановки рук, пальцев. Мы только берем в руки скрипку и смычок, учимся правильно держать… Успехи и награды учеников для учителя значимы, но особую гордость я испытываю от оценок профессионалов-скрипачей. К примеру, профессор Московской консерватории Татьяна Беркуль (ученица легендарного Давида Ойстраха, 1-я скрипка Российского струнного квартета, преподает в МССМШ им. Гнесиных) высоко отзывалась об исполнении Гиреем произведений, представленных на конкурсах.

В прошлом году Гирей Айрапетов был удостоен диплома 2 степени Международого конкурса «Созвездие-GOLD EUROPE» в Праге.  В начале этого года в Турции (тоже в онлайн-формате ввиду эпидемии коронавируса) состоялся Международный Музыкальный конкурс «CA New Year’s Stars». Жюри конкурса представляли известные деятели культуры Турции, России, Украины, Азербайджана и Казахстана. Мой ученик 3 класса Гирей и его старшая сестра Сабина Айрапетова (7 класс, фортепиано, преподаватель Зульфие Бекирова) стали лауреатами 2 степени.

Во Всероссийском конкурсе-фестивале «Новые имена», в IX Международном АРТ-Проекте «Остров счастья» Гирей и Сабина получили диплом 1 степени. Горжусь победами в республиканском конкурсе классической музыки «Сакская муза», где Гирей стал лауреатом 1 степени, а Тамила Юсупова — 2 степени.

Дуэт Гирея и Сабины Айрапетовых занял второе место на международном конкурсе-фестивале «Музыкантофф», дуэт Гирея и Джемиля Кучук в Международном конкурсе «Музыкальный рассвет» стал лауреатом 2 степени.

В конкурсе «Новые имена» мои маленькие скрипачи: Тамила Юсупова — стала лауреатом 1 степени, Эвелина Тарасова и Лиана Сулейманова — удостоены диплома 2 степени. На днях Лиана, исполнив «Галоп» Д.Кабалевского, стала лауреатом 1 степени  в конкурсе «Музыкальный рассвет» в Москве, — делится многочисленными успехами своих учеников педагог.

Диляра Абдураимова (Османова по мужу) родилась в Узбекистане, в г.Фергане. Она была пятилетним ребенком, когда в 1976 году родители попытались обустроиться в Крыму, но не удалось — крымских татар тогда не прописывали. Семья обосновалась в г.Геническе, там Диляра и пошла в школу. В городе было несколько крымскотатарских семей. Две сестры — соседские девочки Зарема и Диляра — ходили в музыкальную школу по классу скрипки к прекрасному педагогу Галине Дмитриевне Емельяновой. Они уже заканчивали школу, и маме Диляры-оджа, мечтавшей, чтобы ее дочь занималась музыкой, посоветовали записаться именно к этому учителю. Диляра-ханум благодарна Галине Дмитриевне, у которой училась в музшколе, и Николаю Семеновичу Дорофееву, преподававшему в музучилище в г. Губкине Белгородской области и принявшему ее как родную дочь, когда в 1987 году в Симферопольском музучилище ей отказали даже в приеме документов без крымской прописки. Подающей надежды студентке прочили дальнейшую учебу в консерватории, но травма левой руки, сказавшаяся на гибкости пальцев, от которых зависит способность управлять игрой на струнах, помешала этим планам реализоваться. Диляру приглашали в Белгородскую филармонию, обещали квартиру, но в Крыму к 1990-м годам коренному народу, наконец, хоть и с трудностями, но позволили обживаться. И, конечно же, она поехала на родину. Три года Диляра Османова проработала в Симферополе, в Театре камерной музыки, параллельно преподавала в музыкальной школе №5, где трудится успешно по сей день. У нее  много способных учеников, среди которых победители и лауреаты международных, республиканских детских конкурсов: Люба Сукманова, Айдер Аширов, Аня Медянникова, Джемиль Кучук, Ника Едимент, Адель Балабанова, Лиза Ковалева, Инна Еремина, Света Иотова, да разве всех перечесть…

— Диляра-оджа, расскажите, пожалуйста, об онлайн-формате музыкальных конкурсов. Это легче для конкурсантов, чем, скажем, выступать вживую перед строгим жюри?

— Есть определенные плюсы. Выехать, например, в Словению или Прагу вряд ли бы смогли. Это подготовка документов, оплата проезда, выезд двух сопровождающих преподавателей и ряд вытекающих оргвопросов. В этом плане – плюс. Но вот насчет выступления в видеозаписи – свои минусы. Во-первых, нам приходится искать помещение, зал. Согласитесь, выигрышнее смотрится запись со сцены и под аккомпанемент рояля. Здесь особую благодарность хотелось бы выразить администрациям Крымскотатарского театра и Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ), всегда идущим нам навстречу и предоставляющим такую возможность. К тому же нужно выполнить качественную запись, без лишних звуков и шумов. Во-вторых, выступление вживую жюри видит и слушает на одном порыве. Может что-то не уловить, пропустить. А вот видеозапись дает возможность несколько раз прокрутить, пересмотреть малейший нюанс, малейшие недочеты и шероховатости.

— Вы отметили, что музыка помогает быть успешным, все ли осознают это в полной мере? Вы, как педагог с 30-летним опытом, какими аргументами убеждаете родителей?

— Музыка всегда движет к знаниям, в этом я не раз убеждалась и на личном опыте и на примере своих учеников. Свою мечту о высшем образовании я все же реализовала в 2007 году, окончив музыкальную кафедру Крымского инженерно-педагогического университета. С ансамблем «Сельсебиль» под руководством Заремы Алиевой участвовала в фестивалях, концертах и конкурсах. На примере своих родных детей скажу, они оба учились по классу скрипки в музыкальной школе. Да, они не стали музыкантами, но Эльмаз – стоматолог-ортопед, Осман – стоматолог-хирург. Муж Руслан Решатович — акушер-гинеколог в симферопольском роддоме №2, он тоже учился в музыкальной школе по классу аккордеона. Дети и сегодня могут взять скрипку и сыграть для души. Убеждена, что музыка сыграла свою роль в формировании их как личности.

Музыкальная семья Айрапетовых

 

Родители Гирея Айрапетова тоже очень музыкальные: мама играет на флейте, папа на гитаре, сестра на пианино. Если родители помогут своему ребенку и привьют ему любовь к музыке, то результат не преминет сказаться. Да, музыка – это труд, и многие родители жалуются, что в общеобразовательной школе много уроков задают, зачем еще музыкалкой нагружать ребенка. Но чем они будут впустую время тратить, а оно ой как быстро пролетит, лучше получить общее развитие и еще одну специальность, сформировать характер и силу воли. Обратите внимание, Япония – страна передовых технологий и прогресса, а ведь там с 6 лет обязательное музыкальное образование. По 8—9 лет дети получают музыкальное образование в школе, а дальше определяются по желанию – идут они в искусство или выбирают другую специальность. Но у всех есть обязательное базовое музыкальное образование. Поэтому я всегда говорю родителям своих учеников: занимаясь гармоничным развитием своих детей, вы уже работаете на своих внуков. Потому что уже ваши дети смогут эстафетой передать больше знаний своим детям. Так мы взрастим культурное и образованное поколение. Я признательна руководству Каменского Дома культуры, с которым у нас сложилось тесное и плодотворное сотрудничество, нас приглашают выступать на творческих вечерах, встречах и концертах. Детям нравится эта обратная связь со зрителем. Они получают определенный заряд, живые эмоции, которые настраивают на дальнейшее обучение, стремление играть лучше и пополнять свою копилку новыми интересными произведениями.

Вот и на примере Гирея я вижу, как у него формируется вкус, и он развивается на классике, тянется и к крымскотатарской национальной музыке. Его вдохновляют творчество и исполнение Фикрета Салединова.

С оркестром или В оркестре

Это далеко не первый успех юного скрипача Гирея Айрапетова, пока в его копилке наград 27 грамот и два кубка престижных музыкальных конкурсов — и это всего  за три года обучения. Но, как правило, эти победы складываются из труда и трех его непременных составляющих: труда Учителя, Родителя и самого ученика.

Музыкальная направленность Гирея, наверное, была предопределена свыше. Мама с отличием окончила музыкальную школу по классу флейты, в юности — участница многих международных конкурсов, отец играет на гитаре, по специальности оба педагоги. Лиля-ханум – учитель биологии и химии, Арсен-бей — географии. Можно сказать, с пеленок, еще в детской коляске или у мамы на руках Гирей бывал в музыкальной школе, где училась старшая сестра Сабина — тоже победительница различных музыкальных фестивалей и конкурсов, со временем ставшая для него семейным концертмейстером. С ней и дома вместе музицируют и на сцене иногда выступают дуэтом.

— Я сама в детстве и юности солировала в оркестре в г.Булунгуре Самаркандской области, — рассказывает Лиля-ханум, — мы часто выезжали с выступлениями по городам Узбекистана, Туркменистана, в Москву. И это показатель работы, возможность представить зрителю, слушателю свои способности, увидеть уровень других исполнителей. Только кабинетные занятия в школе быстро наскучивают. Музыка движет вперед. Необходим творческий обмен позитивом, амбициями.

В 1998 году я перевелась из СамГУ в Симферопольский госуниверситет, на 4 курс химико-биологического факультета. Мы переехали в Крым. В конце третьего года обучения Сабины я предложила ее прежнему педагогу начать участвовать в музыкальных конкурсах, чтобы ребенок смог видеть и оценить свои возможности. Тогда мы с Сабиной впервые выехали выступить на конкурсе «Зори Алушты». Многие родители, оставив своих детей в зале, разбрелись кто куда, а я осталась. Мне было интересно посмотреть уровень других конкурсантов, сравнить с уровнем моего ребенка. Тогда с восторгом слушала выступление двух девочек из симферопольской музыкальной школы №5 — Рианы и Адиле, учениц Зульфии Бекировой. И тогда я твердо решила, что переведу Сабину в эту школу к этому педагогу. И не зря. За эти годы у нее более 50 грамот и восемь кубков с различных конкурсов. В этом году она удостоена гран-при в Москве, заняла второе место в Беларуси и Турции. Я проработала в школе в Бахчисарае замдиректора, 9 лет замдиректора по научно-методической работе в Чистенской школе, потом занималась с детьми в школе развития «Солнышко», и по своему опыту знаю, что в успехах ученика огромная заслуга его учителя. Вообще, я всегда сравниваю учителя, родителя с Артистом, умеющим перевоплощаться в своего ученика или ребенка, видеть мир его глазами, стараться думать и мыслить как он. Выступления на конкурсах, умение держаться на сцене перед публикой дают уверенность в себе, дисциплинирует. После таких концертов и конкурсов ученикам уже ОГЭ и ЕГЭ нипочем. Музыка им придает силы и уверенности в завтрашнем дне, ведь на сцене им нужно выложиться и так исполнить, чтобы впечатлить и строгое жюри и зрителей.

На конкурсах председатель жюри — профессиональный музыкант, скрипач, альтист, вокалист, гендиректор Международного Арт-Центра «Шаг за Шагом» Нора Адам не раз отмечала мастерство и технику исполнения Гирея, уровень его роста за год. Это мотивирует и дает толчок к стремлению совершенствоваться. И я сама замечаю, как он старательно исполняет серьезные произведения, выдерживает темп. Спрашиваю, как ты смог? Не знаю, отвечает, пальцы и руки сами играли, а голова просто следила за этим.

Хотелось бы особо отметить тонкую связь между концертмейстером и солистом, она очень ценна и важна. В этом определенная доля успешного выступления. Крымскотатарские дети очень музыкальны и талантливы, и на их пути пусть всегда встречаются настоящие педагоги, душой болеющие за то, чтобы наши дети были образованнее, культурнее, умнее, успешнее. Сабина — отличница в школе, но четыре раза побывала в «Артеке» благодаря участию в международных и республиканских музыкальных конкурсах – это дает от 20 до 40 баллов при отборе претендентов, тогда как похвальный лист за отличную успеваемость в общеобразовательной школе всего два балла. Гирею пока удалось отдохнуть в «Артеке» один раз, он набрал 230 баллов. Надеемся вскоре получить приглашение и в Образовательный центр поддержки одаренных детей «Сириус», созданный Фондом «Талант и успех».

Хорошо соседи у нас в многоквартирном доме оказались понимающими: то Сабина занимается на пианино, то Гирей на скрипке. Когда и я присоединяюсь, пою «Элимдеки кемане», они мне аккомпанируют. Соседи говорят, что им нравятся наши импровизированные концерты.

***

Семья Айрапетовых предпочитает слушать классическую музыку и дома и в машине. Гирей любит «Палладио» — композицию Карла Дженкинса для струнного оркестра, исполнение Дэвида Гарретта, Антонио Вивальди, Самвела Айрапетяна, Владимира Спивакова, Заремы Алиевой и Рустема Куртмеметова, обожает «Чардаш» Витторио Монти. Когда Гирея спрашивают, как бы ему хотелось в будущем исполнять — С оркестром или В оркестре, — он с воодушевлением отвечает: «С оркестром, конечно, где я – солист».

Думаем, с таким позитивом, трудолюбием и настроем это вполне осуществимая мечта. Тем более, когда все карты сошлись, в нашем случае – все составляющие: труд Учителя, Родителя и самого ученика. Остается пожелать новых творческих высот!

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог