То, что у вас есть дети, не означает, что вы родители, как то, что у вас есть пианино, не делает вас пианистом, — утверждает американский писатель Майкл Ливайн. Вот как раз о родителях, педагогах, музыке и пианино пойдет речь в нашей сегодняшней публикации. Именно родители юных пианистов обратились в редакцию нашей газеты с просьбой написать об учителе симферопольской музыкальной школы №5 Зульфие БЕКИРОВОЙ, вот уже 17 лет обучающей их детей игре на фортепиано. Повод есть более чем подходящий – многочисленные победы ее учеников в различных музыкальных конкурсах и юбилей, который она отмечает на этой неделе.
Жизнь будущего педагога расписана как по нотам: где на минорный лад, где на мажорный, но музыкальная стезя Зульфие-оджа была предопределена еще, как говорят, с родителей ее родителей, сумевших всерьез отнестись к способностям своих детей. Отец Халиль Сулейманов (родом из Таракташа) с детства смастерил себе скрипку и научился извлекать из нее определенные мелодии, пока его отец, видя старания сына, из очередной поездки в Акмесджид (Симферополь) не привез ему настоящую скрипку. И тогда он связал с ней всю свою дальнейшую судьбу.
Мама Лутфие (из Биюк-Онлара), тоже любила музыку. Вечерами в ссылке в Узбекистане, тоскуя по Крыму, отец раскрывал сборник песен Яя Шерфединова и играл на скрипке, а мама пела. И немудрено, что трое детей Сулеймановых окончили музыкальную школу.
Старший — Рустем – скрипач, окончил Ташкентскую консерваторию, преподавал в чирчикской, бахчисарайской музыкальных школах, работал в методкабинете в Симферополе, главным специалистом минкультуры Крыма. Средний — Исмет – пианист, тоже преподавал в чирчикской музыкальной школе, а после возвращения в Крым — в ишуньской музшколе.
— Отца все его ученики помнят как уважаемого педагога Халиля Карасановича Сулейманова, он более 25 лет преподавал в Чирчикской музыкальной школе, играл на крымскотатарских свадьбах. За эти годы выпустил много способных и талантливых учеников, которые связали свое будущее с музыкой, и теперь сами обучают подрастающее поколение. Среди них и Энвер Муртазаев – преподаватель музыкальной школы, теперь его ученики занимают призовые места, а я помню, как его в первый раз привели родители к моему отцу на занятие, — делится Зульфие-ханум.
Восемнадцатилетней девчушкой Зульфие, студентка 2 курса Ташкентского музучилища им.Хамзы, пережила страшную трагедию. С родителями приехали навестить старшего брата Рустема, который с женой и пятилетним ребенком поехал обживаться в Крым, но в 1979 году это для крымских татар было неосуществимой мечтой. Проведали родственников в Новоалексеевке, на обратном пути в их автомобиль на большой скорости врезался автокран. Родители в этой аварии погибли, Зульфие чудом выжила.
В послужном списке Зульфие Бекировой значатся годы работы педагогом-концертмейстером в чирчикской школе (где 25 лет проработал ее отец, брат Рустем со своей женой Мунире, а после армейской службы и средний брат Исмет), музработником в детском саду в п.Лубзавод-2, музыкальным руководителем студии при Ташкентском Доме культуры.
Возвращение в Крым было долгожданным. В 1993 году с мужем, девятилетней Левизой и шестилетней Лейлей обживались в необустроенном массиве Каменка. Сначала в гараже, потом строили дом.
— Если бы мне раньше сказали, что мне придется на рынке торговать, – не поверила бы, — смеется Зульфие-оджа. – Но тогда нужно было как-то выживать. Ну что я еще помимо музыки умею? Вспомнила, что в Ташкенте окончила курсы кондитеров, и мне нравилось дома готовить и печь. Вот это увлечение мне и пригодилось: пекла торты, разнообразную выпечку и сама продавала. На рынке меня встретила моя бывшая коллега Эльвира Нажмиддинова, которая преподавала у нас в Чирчике сольфеджио. Она предложила вернуться к преподаванию в музыкальной школе. Признаться, решилась не сразу, после стольких лет перерыва сомневалась. Музыке и педагогике нужно отдаваться полностью: на все 100 или лучше даже не браться. Но старший брат Рустем, который всегда верил в меня и мотивировал, все родные и близкие поддержали: база у тебя хорошая, руки восстановишь, методику вспомнишь – было бы желание. А желание было, и огромное, к счастью, музыка и педагогика вновь вернули мою жизнь в родное русло.
— Расскажите о своих учениках, и что дает им музыкальная школа?
— Учеников за эти годы было и есть много. Кто-то более успешен, кто-то менее. Если вспоминать начало моей преподавательской деятельности в Чирчике, то в старшем классе ко мне пришла способная девочка Эльзара Сеит-Джелилева, я ее выпустила, она поступила в музучилище, прекрасный хоровик. За годы работы в Белоруссии она награждена государственным орденом за профессионализм президентом Белоруссии, государственной премией республики Беларусь. Сегодня Эльзара работает в Крымскотатарском театре, занимается с артистами вокалом. Мои выпускники стали студентами разных вузов: медуниверситета, НАПКСа, но все, кто учился в музыкальной школе, они другие. Мне кажется, на порядок выше интеллектуально, духовно. Музыкальная школа раздвигает их мышление, способности, мировосприятие, она мотивирует и дисциплинирует. Радуют своими успехами и победами сегодняшние мои ученики. Адиле Керимова стала лауреатом 1 степени в Международном конкурсе «Музыкальный рассвет». В прошлом году в Международном конкурсе «Рождение Звезды» (г.Москва) Лера Халиляева и Риана Аппазова заняли 2 место, Сабина Айрапетова — 1 место. В Международных многожанровых конкурсах «Летние таланты», «Остров счастья», «Новые имена» Риана Аппазова стала лауреатом 1 степени. У Амелии Эминовой в Международном проекте «Музыкальный Звездный Олимп», в Республиканском фестивале искусств «Хрустальные зори» дипломы 1 степени.
«С юбилеем, любимый Учитель!» — поздравляют Зульфие Бекирову ее ученики
В Беларуси прошел Международный конкурс искусств «Ключ к успеху», участниками которого были конкурсанты из Латвии, Литвы, Беларуси, Польши, Украины, России, Узбекистана и Китая. Сабина Айрапетова стала лауреатом 2 степени, а в недавних — «The Washington Star», Всероссийском «Золотое сияние» — у нее первые места, Гран-при в «Музыкальном рассвете». В дуэте с братом они заняли первое место в IX международном арт-проекте «Остров счастья». Масса дипломов, грамот и благодарностей, медалей и статуэток в творческой копилке побед моих учеников.
Тем родителям, которые сомневаются — отдавать ребенка в музыкальную школу или нет, твердо и с абсолютной уверенностью скажу – стоит! Нет слуха, не музыкален – это все ерунда. Было бы желание. Любой может научиться играть на музыкальном инструменте – все с годами упорного труда развивается: и слух и ритм. Да, в любом деле должен быть талант, но для общего гармоничного развития музыка дает особый толчок. Родители жалуются — у ребенка памяти нет, усидчивости, трудно даются школьные предметы, плохо заучивает стихи. Занятия на пианино разрабатывают моторику рук, работу обоих полушарий, ребенок начинает быстро схватывать, концентрируются внимание, память. За 17 лет преподавательской деятельности многие мои ученики уже создали свои семьи, приглашают на свои свадьбы. И я вижу, что это самодостаточные люди, пусть не профессиональные музыканты, но прекрасные, воспитанные парни и девушки.
Лень, гаджеты, соцсети – это бич сегодняшнего общества, и нужно отрывать наших детей от этого приобщением к прекрасному, к музыке. Моя подруга, с которой мы вместе учились в музыкальной школе, долгие годы работала синхронным переводчиком при после Узбекистана в США. Мы с ней по сей день поддерживаем связь, она живет в Москве и с благодарностью отмечает, что музыкальная школа заложила огромную базу и сыграла определенную роль в успешном освоении иностранных языков. Специалисты утверждают, что у пианистов деменции практически не бывает. К счастью, многие родители ответственно подходят к этому вопросу. Я знаю семьи, где трое-пятеро детей, и родители находят возможность приобщить их к музыке. Это похвально и очень радует. В музыкальных школах много крымскотатарских детей, и приятно отмечать среди лауреатов детских музыкальных конкурсов крымскотатарские имена. Они любят музыку, тянутся к музыкальным инструментам. И у нас в школе за счет детей каменского массива большой конкурс на фортепиано. Когда я только пришла в школу, приходилось убеждать, уговаривать и детей и родителей, которые были заняты обустройством на родине. А сегодня, когда мы на разных конкурсах общаемся с педагогами из других городов, Керчи, Феодосии, Ялты, они удивляются, что у нас даже при поступлении в музыкальную школу на фортепианное отделение конкурсный отбор производится. И директор нашей музыкальной школы №5 Ирина Александровна Резвова и завуч Елена Владимировна Товт и сплоченный творческий педколлектив поддерживают, держат марку – престижность обучения в музыкальной школе.
***
«Весь мир подобен огромному фортепиано, клавиши его — творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души», — подметил тонко святитель Николай Сербский. Хотелось бы пожелать Зульфие-оджа духовного созвучия и гармонии со своей душой, музыкой и учениками.
Хайырлы яшлар олсун!
comments powered by HyperComments