Нарастающий миграционный кризис в Европе привлекает все большее внимание СМИ и различных аналитических ведомств. Недавние события на белорусско-польской границе вообще оказались в топе мировых новостей, а межгосударственные разногласия на этом фоне заставляют задуматься многих, тем более что Европа постепенно начинает менять установившийся после Второй мировой войны мягкий, толерантный, мультикультурный облик. Столкнувшись с волнениями мигрантов, террористическими актами, благополучные страны Европейского союза в целях защиты своих национальных интересов стали проявлять жесткость, напоминая выходцам из Азии и Африки, что демократическая Европа не всегда была таковой, и при необходимости возврат к нетерпимости и идее превосходства неминуем.
Эксперт Российского института стратегических исследований Оксана Петровская так прокомментировала миграционный кризис на границе с Польшей: «Польское общество достаточно негативно относится к мигрантам из стран Ближнего Востока и Африки, а в данном случае на границе в основном речь идет именно об иракцах и афганцах.
Поляки очень не хотят, чтобы они попали на их территорию, несмотря на какие-то гуманитарные соображения с точки зрения европейского сообщества. Польша стоит на своем, и даже по квоте Евросоюза не допустила на свою территорию ни одного беженца во время миграционного кризиса 2015–2016 годов».
С точки зрения Оксаны Петровской, для Брюсселя сама проблема миграционной политики является достаточно сложной. По ее словам, после 2015 года они попробовали широко открыть двери для мигрантов и поняли, что это не совсем хорошо.
Многие мигранты традиционно устремлялись в высокоразвитую Германию. То ли чувство вины за нацизм, то ли экономическая выгода, но Германия более полувека принимала к себе мигрантов, в том числе политических беженцев — лиц, преследуемых за убеждения в своих странах.
За 2015–2017 годы страна наполнилась беженцами из арабских стран, которые создали слой социально нуждающихся людей, живущих на государственное социальное пособие, но в то же время часто криминогенных. Участились преступления, которые немецкой полицией стали квалифицироваться как терроризм.
Крупный теракт состоялся в декабре 2016 года на Рождественском рынке у церкви в берлинском районе Шарлоттенбург. Молодой человек Анис Амри из Туниса прибыл как беженец через Италию. Во время «арабской весны» 2011 года жил в Италии и Швейцарии под разными именами, а во время миграционного кризиса в 2015 году нелегально прибыл в Германию, зарегистрировался, запросил статус беженца. В предрождественские дни, отняв грузовик у польского водителя, он въехал на нем в пешеходную зону Рождественского рынка у церкви, убив 11 и ранив 55 человек. Ему удалось бежать, а застрелен он был полицейскими, уже в Италии, случайно, поскольку начал стрелять в них во время рутинного контроля документов.
В 2020 году во время пандемии было организовано покушение в Вальдкрайбурге.
Сторонник ИГ (организация, запрещенная и признанная террористической на территории РФ) в апреле-мае взрывал турецкие предприятия и магазины, его целью были, как выяснилось позже, турецкие культурные организации, мечети и имамы. Причина – ненависть к Турции в силу ее позиции в сирийском конфликте.
Сложившаяся ситуация привела к кадровым перестройкам в силовых структурах Германии, выделяя в отдельные отделы службы, занимающиеся мотивированным терроризмом.
В этом направлении ужесточает свое законодательство и соседняя Франция, считающаяся «родиной прав человека», страной, в которой существует глубокая демократическая традиция, а одной из главных «республиканских ценностей» является светский характер государства, представляющего собой антитезу тоталитаризму в любых его проявлениях. Еще в 1920-х годах будущий преступник №1 А. Гитлер упрекал французов, что они допустили африканцев к берегам Рейна. Сегодня журналист и писатель Эрик Земмур, который выдвинул свою кандидатуру на пост президента Франции, объявил о создании собственного политического движения «Реконкиста». Его цель – вернуть стране экономику, безопасность, суверенитет и идентичность. В стране, где проживают многомиллионные массы выходцев из арабского востока, звучит серьезный сигнал и напоминание об историческом периоде, когда в результате реконкисты испанцы и португальцы отвоевывали Пиренейский полуостров у мавров. Она началась примерно в начале VIII века нашей эры, а завершилась только к концу XV века.
Политика мультикультурализма, широкой религиозной терпимости в странах Европы перед лицом национальной безопасности может постепенно сворачиваться. Убежденность, что религия в западных демократиях в наше время не может быть чем-то большим, чем культурная принадлежность, не всегда находит подтверждение в общественной практике.
Меры по предупреждению и преследованию «антигосударственной идеологии» начали последовательно реализовываться и будут только ужесточаться.
Эхо европейских событий разносится по миру, служа предупреждением и нам – крымским татарам, ищущим поддержки как внутри государства, так и у мирового сообщества, что только демократические ценности в светском обществе будут находить понимание и поддержку.
comments powered by HyperComments