газета «Вакыт» об Исмаиле Гаспринском
Ляля МУРТАЗИНА, Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Идеи культурного и национального единства тюркских народов России на основе «языка, мысли и действий» мусульман Исмаила Гаспринского одинаково были близки всему тюркскому миру, в том числе татарскому народу. Казанские татары видели в нем духовного учителя и наставника («остаза»), «отца нации», педагога, чьи жизнь и деятельность направлены на просвещение народа.
В передовых татарских семьях, особенно в начале ХХ века, было принято выписывать газету «Терджиман», обсуждать проблемы, поднятые в ней. Татары интересовались общественной и педагогической деятельностью Гаспринского, продолжали его дело, заключающееся, прежде всего, в реформе школьной системы мусульман. По примеру джадидских школ Учителя открывались школы в городах и селах, где проживали татары. Татары содействовали организации новых школ для других тюркских народов России. В обучении использовались учебные пособия Гаспринского. Таким образом, к началу ХХ века Исмаил Гаспринский обрел большой авторитет и славу среди татарского населения.
Жизнь и общественно-педагогическая деятельность Исмаила Гаспринского освещались на страницах татарских газет. Особое внимание Гаспринскому уделяла газета «Вакыт» («Время»), издававшаяся в Оренбурге.
Огромное количество материалов о Гаспринском было опубликовано в 1914 году. Их стало больше к тому моменту, когда в прессе (а именно в газете «Терджиман») появилось известие о его заболевании. Так, в номере 1567 за август 1914 года в газете «Вакыт» была напечатана заметка под названием «Кайгылы хəбəр» («Печальная новость»), где сообщается о болезни И. Гаспринского. Газета знакомит читателей и с некоторыми подробностями истории болезни педагога, о том, что он заболел бронхитом, и ввиду отсутствия на тот момент лучших докторов в Симферополе (многие из них находились на военной службе), он, «самый первый и великий учитель нации, один из величайших служителей тюрко-татарского мира», не может получить соответствующего лечения, в результате болезнь с каждым днем все больше прогрессирует. Газета выражает скорбь по поводу этого печального события и выражает надежду на скорейшее выздоровление Гаспринского.
Однако надежды многочисленных читателей не были оправданы – 11 сентября не стало Исмаила Гаспринского. Его кончину татарская интеллигенция восприняла как большую утрату для всего народа. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи в газетах и журналах, в том числе и в газете «Вакыт».
На первой странице газеты за 13 сентября было опубликовано фото педагога и известие о его смерти. Вторая страница полностью посвящена Гаспринскому. Здесь можно ознакомиться со статьями известного татарского педагога, редактора журнала «Шура» Ризаэтдина Фахретдинова «Исмаил бек Гаспринский», редактора газеты «Вакыт» Фатиха Карими «Великая скорбь нации» и с другими материалами о Гаспринском, которые знакомят читателя с его жизнью и многогранной деятельностью.
Уже в следующем номере «Вакыта» вышла огромная статья известного татарского ученого-филолога, педагога и общественного деятеля Джамалютдина Валиди под названием «Исмаил бек Гаспринский», где автор, отвечая на поставленный собой же вопрос — кто же он, Гаспринский, пишет: «наверное, многие скажут, что Исмаил бек – первый издатель газеты у российских мусульман, автор первого букваря, основанного на звуковом методе. Это правда, но она далеко не полная». Продолжение статьи было напечатано в номерах за 16, 17 сентября.
В номере 1585 за 16 сентября опубликовано фото И. Гаспринского, которое было снято в Париже в 1872 году. Здесь же помещена статья Камала Крымова «Посвящено отцу нации».
Еще одно фото, помещенное в номере 1586, подписано: «Исмаил бек Гаспринский (1883 год, Бахчисарай, время, когда начал выпускать газету «Терджиман»). Здесь же можно ознакомиться со статьей «Последние часы Исмаила бека» и с выражением соболезнования педагога, единомышленника Гаспринского Хайруллы Усманова. В возглавляемом Усмановым медресе одним из первых в Уфимской губернии был внедрен новый метод обучения.
Юсуф Акчура, издатель журнала «Төрек йорты», который в 1911–1933 годах выпускался в Турции, в нескольких номерах газеты опубликовал статью под названием «Великий педагог и редактор тюрков Исмаил бек Гаспринский», где дал высокую оценку педагогической и общественной деятельности И.Гаспринского. Здесь же помещено фото, где запечатлена встреча этих двух известных личностей в Крыму, на берегу Черного моря.
Шакир Мухаммадъяров в статье «Национальная промышленность» Гаспринского называет Великим Учителем, который в любых сферах деятельности наставляет прежде всего учитывать интересы нации».
Как известно, И. Гаспринский одним из первых выдвинул идею просвещения женщин, одобрил стремление мусульманских женщин к обучению, указал им путь к осуществлению их мечты, открыл им дорогу в будущее. Именно поэтому его идеи, имя особо дороги были педагогам женских школ, которые существовали к этому времени во многих городах Казанской, Оренбургской и Уфимской губерний. Соболезнуя об утрате учителя, ученицы школы для девочек Багбостан ханум в Оренбурге пишут: «Весть о кончине основателя и духовного отца нашей современной культуры и образования Исмаила бека Гаспринского огорчила нас до такой степени, что такого чувства мы до этого никогда еще не испытывали. Израненные наши души скорбят о нем, мы желаем его семье терпенья».
В газете много публикаций, посвященных светлой памяти учителя, статей, выражающих соболезнование по поводу его кончины родным, близким и всему народу. Телеграммы, некрологи из разных уголков России – Казанской, Уфимской и других губерний — публиковались до конца года. Авторами выступали не только педагоги, общественные деятели, журналисты, но и обычные люди, для которых дорога была память Великого Учителя и духовного отца. В этом отношении примечательна статья под названием «Авылда калган кыйммəтле хатирə» («Дорогое воспоминание, оставшееся в деревне») жителя деревни Верхняя Чириккулева Бирского уезда Уфимской губернии Мансурзяна Зайнашева. Он приводит воспоминания из своей юности, когда отец во время русско-японской войны начал выписывать газету «Терджиман». С первых номеров они всей семьей полюбили эту газету и ее главного редактора Исмаила Гаспринского. Отец, захотев увидеть этого человека, чьи идеи были ему очень близки, написал ему письмо, в котором попросил прислать свое фото. Гаспринский не только прислал свое фото, но и написал ответное письмо. Автор приводит подпись к фото, написанную рукой Исмаила эфенди:
«Ишетə күрегез, туганнарым… Күрелəчəк бер шəй юктыр дикъкать илə карасаңыз, каср вə ноксаным чуктыр. Дугмышым бəн «Ауҗыкай»да, 1851 дə, мяканем Бакчасарайда, мəзарым кем беленер дə. Исмəгыйль» (Перевод: «Услышьте, мои родные… Если смотреть внимательно, нет ничего необычного, недостатков у меня много. Родился я в Авджикое, в 1851 году, нахожусь в Бахчисарае. Где будет моя могила, неизвестно. Исмаил»). Автор статьи пишет, что эти слова, написанные самим Гаспринским, и его фотография настолько дороги для его семьи, что они хранят их как самое ценное воспоминание о самом дорогом, родном человеке.
Еще одна тематика статей связана с проблемой увековечения памяти И. Гаспринского. Татарские интеллектуалы на страницах газет и журналов выступали с предложениями увековечить имя Гаспринского. Неизвестный автор газеты «Вакыт» в номере за 30 сентября пишет: «Нет необходимости доказывать, что нужно увековечить память самого великого учителя, основателя национальной жизни нашего народа. Это само собой разумеется. Речь должна вестись только о том, как реализовать эту идею».
В татарской прессе этот вопрос поднимался и активно обсуждался. «Вакыт» приводит выдержки из разных газет, писавших на эту тему. Некоторые — например, редактор газеты «Тормыш» Закир Кадыри — предлагали в память о Гаспринском открыть образцовую школу в Уфимской губернии. Озвучивалась также идея организации союза, состоящего из мусульманских благотворительных обществ и так называемых «нашре магариф» (образовательных обществ). Этот союз, по мнению З. Кадыри, должен быть построен таким образом, что в случае глобальных бедствий (войн) правление союза должно будет заниматься организацией сбора из других периферийных ячеек необходимых сил – формированием санитарных отрядов, открытием больниц для раненых, помощью семьям военных солдат. Другими словами, эти организации, объединенные в союз, могли бы создать альтернативу обществам «Красного креста», которые не пользуются у мусульман особой популярностью. После окончания войны эти организации и общества могли бы переключиться на мирную деятельность – заниматься организацией учебного дела среди мусульман – открывать начальные школы, учебные заведения для подготовки учителей и т. д. Все это, по замыслу автора идеи, могло бы способствовать продолжению дела, начатого Гаспринским.
Другой автор, Каюм Кулатки (газета «Халык»), считает, что все то, что будет сделано в память Гаспринского, должно вечно служить всему тюрко-татарскому миру. Для осуществления этой идеи он предлагает открыть национальный музей. По мнению же Камала Крымова, для увековечения памяти Гаспринского необходимо создать «Общество начального образования».
Подводя итог, «Вакыт» приходит к выводу, что, скорее всего, нужно в первую очередь открыть школу в Уфимской губернии, что не займет особых средств. Это под силу нескольким преемникам Гаспринского и 2–3 зажиточным людям Уфы. Эта школа в будущем может служить отличным примером для всех российских мусульман. Но, несмотря на это, одна-единственная школа никак не может стать памятью Гаспринскому от всех мусульман огромной страны. То, что касается идеи создания союза, о котором говорит З. Кадыри, по мнению газеты «Вакыт», она неосуществима, в силу того, что подразумевавшиеся разноцелевые подразделения (общества) этого союза не смогут объединиться воедино. Руководить таким союзом будет проблематично. Поэтому, считает «Вакыт», разные общества – будь то благотворительные или же образовательные, каждые должны работать, основываясь на свою программу. И в случае бедствий, войн они должны мобилизовать свои силы на решение общей проблемы.
Журналист газеты «Вакыт» сомневается и по поводу открытия музея, так как считает, что у татар пока еще нет необходимого опыта в этом деле и время еще не настало. А «Общество начального образования», по мнению газеты, под силу на данном этапе.
Как считает газета, правильно было бы создать специальный фонд имени И. Гаспринского из процентов «Общества помощи учащимся», на средства которого каждый год можно было бы оплатить учебу одного нуждающегося ученика. Стипендия, выданная в 1914 году студенту Красноуфимской сельской рабоче-технической школы Фатиху Тухватуллину, по мнению газеты, может считаться первой стипендией из этого фонда. Однако, хотя и была выдана первая стипендия, как видно из других источников, эта проблема в целом не была решена.
Известный татарский писатель, публицист и общественный деятель Гаяз Исхаки в статье, посвященной Гаспринскому, которая была написана в 1916 году, отмечает, что, несмотря на то что имя «духовного отца нации» все еще является своеобразным маяком, идейным направлением для народа, до сих пор ничего не сделано для увековечения его памяти». Он пишет: «К сожалению, до сих пор не создано вакуфное имущество для увековечения памяти Исмаила Гаспринского, нет школы его имени, не создан фонд помощи мусульманским учащимся – не сделано ничего, что способствовало бы продолжению духа великого учителя». Однако через некоторое время, в 1918 году, школа имени Исмаила Гаспринского была открыта в Казани.
Таким образом, в конце ХIХ – начале ХХ века в татарском мире Исмаил Гаспринский был одной из самых значимых фигур. Общественные и религиозные деятели называли его своим духовным учителем и наставником, а после смерти продолжали развивать его идеи, выступая за просвещенное будущее татарского народа. Ибрагим Акчура, высоко оценив его труды, писал, что Исмаил Гаспринский по праву является «первым ученым среди наших Российских мусульман». Такая высокая оценка деятельности Гаспринского прослеживается в многочисленных статьях, опубликованных в газете «Вакыт» в 1914 году.
comments powered by HyperComments