Курс валют USD 0 EUR 0

Эльдар Джелилов: Спектакль учит жизни

Комментариев: 0
Просмотров: 858

Искрометные образы, которые создает на сцене Заслуженный артист Крыма, актер Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра Эльдар Джелилов, запоминаются зрителям, пленяют с первых мгновений.

040    155

Яркие роли можно перечислять и перечислять. Каждая самобытна и узнаваема. Одна только рекламная роль  колоритного грабителя в кепке, забрасывающего эту кепку на видеокамеру, чего стоит!

— Эльдар-бей, расскажите, как вы стали актером?

— Я не собирался становиться актером. Моя мама в юности мечтала о сцене, но дед был категорически против. Она любила петь, маленькой девочкой на свадьбах пела песню «Гузель Къырым», за это деда арестовали, он отсидел два года. Это было в Бекабаде.

Я родился в Бухарской области (Узбекистан). В Крым мы переехали в 1987 году, в Джанкойский район…

Я окончил школу в 1996-м, увидел объявление о наборе в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого и решил поступать, мама была рада, когда я поступил.

После окончания учебы я вернулся в Крымскотатарский музыкально-драматический театр, нисколько не жалею об этом. Я всегда знал, что буду работать для своего народа. С тех пор сыграл около тридцати ролей, первая моя роль была — Банко в «Макбете». Затем играл роль Чомеза в «Дубаралы той», Чобана Омера в «Арзы къыз» и другие.

— Ваши персонажи яркие, бойкие, искрометно обаятельные и энергичные. Наверняка, похожи на вас? Вы играете на сцене самого себя?

— Наоборот, это мои антиподы. Я не такой гуттаперчевый в жизни. Эта яркость — результат актерского мастерства. Но дело даже не в этом. Актер всегда пытается сыграть на сцене свою противоположность, другого человека. Этим игра и интересна. В рамках сценария — масса импровизаций. Этим и блещет театр.

— Что сближает вас с вашими героями?

— Менталитет. Когда мы играем своих, крымскотатарских, персонажей, мы буквально купаемся в роли. Когда играешь постановки зарубежных авторов, Шекспира, например, — намного сложнее… Каждая роль — это новая жизнь, прожитая на сцене.

— Вас узнают на улице?

— После рекламы «Заслона» — узнают (смеется).

— Что важнее всего для артиста на сцене?

— Много аспектов. Нужно забыть все свои проблемы, очистить мозг от посторонних мыслей и заняться только ролью.

— Настолько все серьезно? Как на экзамене?

— Только на шестом-седьмом показе спектакля, когда ты уже знаешь реакцию зрителя буквально поминутно, «купаешься в роли»,  тогда включается кураж.

— Какой главный урок вы усвоили от своих учителей?

— Основное — это уважать коллегу на сцене, соблюдать этику. Любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

— Согласны вы с утверждением, что жизнь — это игра?

— Нет, не согласен. Я верующий человек.

— Помогало вам в жизни актерское мастерство?

— Никогда ни при каких условиях не пользовался актерским мастерством в жизни. Может, где-то в жизни брал своими природными чертами — добротой, например.

— Профессия вас чему-то научила?

— Наоборот, мы из жизни все берем для сцены, для профессии. Но материал дает многое — духовно обогащаешься. В сценариях — фольклор, народные пословицы, поговорки… Столько черпаешь оттуда для себя! Где добро, где зло, учишься мудрости, учишься проще смотреть на жизнь, анализировать…

— Вы и в фильмах снимались? Отличается процесс воплощения роли от театра?

— В основном эпизодические: в «Татарском триптихе», в «Сармате» снимался, в других фильмах… Фильм отличается от театральной сцены — отыграл эпизод и забыл, может, в нескольких дублях снимешься и все. А в театре по-другому — большая роль, в нее погружаешься глубоко, отшлифовываешь каждую фразу, движение… В театре ты живешь на сцене, ты должен «держать» зрителя. Озвучиваю фильмы, мультфильмы. Озвучиваю и дубляж — это сложнее. Голосом «проживаешь» жизнь героя фильма. Из запомнившихся работ: мультфильм «Синдбад», фильм «Один плюс один».

— Чем, кроме театра, вы занимаетесь в жизни?

— Танцы преподавал детям, в Мазанском ДК у нас был ансамбль «Хоран». Несколько лет работая актером, я также танцевал в балетной группе театра.

— Ваши дети пойдут по вашим стопам?

— Сын Керим, ему 10 лет, уже снимался в нескольких фильмах. Дочка Адиле в этом году пошла в 1-й класс, она снималась  в документальном фильме про афганскую семью. Дети за кулисами театра растут. Когда дочка только научилась говорить, она сказала: «Я буду аткрысой (актрисой)!». Моя супруга Лемара учится на режиссерском факультете Крымского университета культуры и искусств, она играла роли Аслыхан, Мелек в «Арслан и Мелек»…

022

— Высказывания ваших сценических героев, цитаты, которые вам в жизни пригодились?

— Цитат как таковых нет, мое любимое изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему».

– Какой он наш крымскотатарский зритель?

— Хороший. Но нужно воспитывать интерес к театру, художественный вкус. Приезжаем, например, в район, бывает, человек приходит на спектакль, абсолютно не зная, что его ждет, равнодушный такой — чуть ли не из одолжения пришел. А со спектакля уходит восторженный! «Ой, — говорит, — оказывается, как хорошо, что я пришел сюда! Какой спектакль чудесный!»

— Ваша любимая роль?

— Я всегда немного недоволен своими сыгранными ролями. Комедийных ролей много. Любимая роль… Как вам сказать…

Вот мне не нравится моя роль Айдера в спектакле «Акъмесджит йигитлери» — она отрицательная — Айдер такой себе нагловатый тип, который приехал из города в деревню… Я его играю — я вызываю огонь на себя — в этом весь смак — в зале девчонки злятся, шипят, аж реплики бросают — Айдер этот их просто бесит своим хамским поведением! — конфликт достигает апогея — я достигаю своей цели — зал пышет от негодования. Каждая роль — это маленькая жизнь — кипит, обогащается, развивается, каждый раз добавляются новые краски… Зрителя важно зацепить…

— Как заслужить любовь зрителя?

— Надо отдаваться роли полностью, надо любить зрителя. Он начинает сопереживать тому, что творится на сцене.

— Самый яркий комплимент в ваш адрес от зрителей?

— Кто-то однажды сказал, не помню кто, что я один из героев своего народа. Мне это польстило!

— Кого хотели бы сыграть еще?

— Все актеры мужчины говорят, что хотят сыграть женскую роль. Это совсем другая психология, это неведомый мир, который пытаешься сыграть. Интересно, что получится?

— Ваши творческие планы?

— Играю в спектакле «Аршин-мал-алан» на русском языке в Чеховском фестивале. Планов много…

В завершение нашего разговора Эльдар Джелилов поведал нам сказку, записанную его бабушкой, Хатидже Алиевой (ныне покойной), она вырастила пятерых детей, 16 внуков, 15 правнуков):

«Белялар – яшлыкъта, раатлыкъ – къартлыкъта»

«Эвель заманларда Аджимамбет-бай деген адам бар экен, денъизде онынъ гемилери, шеэрлерде тюкянлары олгъан. Бир кунь, эвге къайткъанда, онъа бир сес келе: «Аджимамбет-бай, беляны яшлыкъта истейсинъми, ёкъса къартлыкъта?» Аджимамбет индемей, эвине кете бере. Экинджи куню де шу сес келе, учюнджи куню де. Сонъ апайына айта: бойле-бойле сес кельгенини. Не айтайым? — дей. Апайы: «Беляны яшлыкъта истейим де, къартлыкъта раат олурмыз — дей.

Шу дакъкъа Аджимамбетке денъизде гемилери батты деген хабер кетирелер, шеэрде тюкянлары янгъаныны, айталар.

Эки огълу бар экен, эвден чыкъкъанларынен, эви де янып кете. «Энди не япайыкъ», — бир шейсиз къалып, эпси иш къыдырып кетелер.

Бир шеэрге барып, бир базиргянгъа ишке кирелер. Огъуллары атнен, чапчакънен сув ташый, апайы базиргяннынъ эвинде аш пишире. Базиргян оны бегенип, алып къача.

Аджимамбет эки огълуны алып, башкъа мемлекетке кете. Бир дерьягъа расткелелер. «Экинъизни алып кечалмам. Бирини алып кечерим, сонъ экинджисини келип алырым, — деп тюшюне Аджимамбет. Бир огълуны алып, дерьядан кече, экинджисини алайым деп, къайтса, бакъса огълу ёкъ. Дерьяны кене кече, биринджиси де ёкъ! Апайындан да, эки огълусындан да айырылды! Не япсын?

Кете-кете бир топлашувгъа расткеле. Шу мемлекетнинъ падишасы ольген. Адамлар топланып, къуш йиберип, падиша сайлай экенлер. Къуш акъыллы инсанны сайлап, башына къонаджакъ экен — оны падиша япаджакъ олалар.

Къушны йиберелер — о келип Аджимамбетнинъ башы устюне къона. «Къуш янълыш къонгъан, — деп, адамлар кене къушны тутып йиберелер. О кене де Аджимамбетни сайлай. Аджимамбетни бир эвге къапап, кене къушны йиберелер, къуш кене оны сайлай. Айды, адамлар Аджимамбетни кийиндирип-къушандырып падиша этелер.

Аджимамбет яхшы падишалыкъ япа. Йыллар кече.

Бир кунь онъа базиргян келе, гемисини къаравулламагъа эки яхшы аскер сорай — гемисинде апайы бар экен.

Падиша эки энъ яхшы аскерни ёллай. Олар къаравулда тургъанда бир биринен лаф этелер. «Меним бабам Аджимамбет олгъан, сув ичеджек олып дерьягъа эгильгенде, сувгъа тюштим, мени дегирменджи къуртарды, осьтюрди, аскерликке йиберди», — дей бириси.

«Ойле исе, сен меним агъамсынъ. — дей экинджиси. — Мени сувдан филь къуртарды, мени онынъ саиби осьтюрди, сонъ аскерликке берди. Буны эшиткен апай: «Сиз меним огъулларым экенсиз, — дей. Агълашып, къучакълашып, юкълап къалалар.

Саба базиргян келе, эки аскерни апайынынъ янында корип, падишагъа хабер эте: Аскерлеринъни атнынъ къуйругъына байлап, ольдюринъиз, дей. Апай къычырмагъа башлай: «Бу меним балаларым, мен Аджимамбетнинъ апайы, мени базиргян алып къачты, — деп.

Падиша базиргянны атнынъ къуйругъына байлап, атны чёльге йибере. Иште, къартлыкъта падиша апайы, балаларынен къавушып, раат-раат яшайлар».

Эльдар Джелилов уже одним своим появлением на сцене создает настроение. Творческая копилка актера брызжет радужным фонтаном ролей: зритель влюблен и в слугу из «Дубаралы той», и в одного из семи возлюбленных из «Еди къоджалы Урмус», и в хамовитого Айдера из «Акъмесджит йигитлери» — весь смысл в том, чтобы виртуозно и органично соединить в персонаже положительное и отрицательное, веселое и грустное, белое и черное. И тогда взорвется восторгом зрительный зал, и впечатается в душу зрителя выразительный образ, и реплики его, и мимика, и улыбка. И не забудется, и доставит массу положительных эмоций, и как магнитом потянет зрителя на следующий спектакль.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог