Курс валют USD 0 EUR 0

Нам надо сплотиться, жить и трудиться на Родине

Комментариев: 0
Просмотров: 228

Очень радует, когда публикации вызывают отклик у читателей. Нашего постоянного подписчика Решата-ага Сулейманова прочитанная статья подтолкнула взяться за перо.

Решат СУЛЕЙМАНОВ: «Прочитал в «ГК» (№50 от 17 декабря 2021 г.) статью Гульнары Чилингировой «Абибе Аблязисова: Если не будет поддержки общества…», и меня переполнили эмоции, как будто я вернулся в те далекие годы высылки из Крыма. Такая же судьба постигла и нашу семью, впрочем, как и других наших соотечественников, огульно обвиненных в предательстве, в то время как наши отцы, братья, сестры воевали на фронтах Великой Отечественной войны, защищая родину от фашистов, и высланных в Среднюю Азию и на Урал.

До высылки из Крыма наша семья проживала в селе Ак-Кая Карасубазарского района: отец Сулейман Эюпов, 1897 г. р., мать Земине Сулейманова (Салединова), 1907 г. р., сестры Усние, 1930 г. р., Ревиде, 1933 г. р. и  Эмине, 1944 г. р., брат Рефат, 1935 г. р., и я — Решат, 1940 г. р.

Когда началась война, отца райком мобилизовал на тыловые работы. На своих лошадях он обслуживал оборонительную линию Севастополя, подвозил инструменты для людей: лопаты, кирки, ломы. Дядю по отцу — Эмина-эмдже Эюпова, приблизительно 1915–1917 г. р., артиста Крымскотатарского театра, забрали в армию, и он служил в полку тяжелых бомбардировщиков стрелком, радистом.

Во время оккупации двоюродную сестру Джеверие, 11–12 лет, пьяный румынский солдат застрелил, когда чистил винтовку, а братья — Решит, 1937 г. р., и Абкадыр, 1940 г. р., подорвались на немецкой мине и погибли. При высылке мы тоже, как и семья Абибе-ханум,  попали в Марийскую АССР, на станцию Суслонгер, а оттуда нас перевезли на 21-й км, недалеко от станции. Также разместили семьями по баракам, где не было никаких условий. В 1948—1949 гг. я  пошел в первый класс, а в 1950 году сестра матери Зевиде и брат Осман устроили нас на 12-м км. После окончания 4-го класса я начал ходить в Филипсолинскую школу за 4 км.

«Голос Крыма» я выписываю со дня возвращения на Родину, в Крым, в 1996 году. С 1991-го по 1995-й я каждый год приезжал в Крым, чтобы устроиться на работу, но нигде не принимали. В 1996 году вышел на пенсию и переехал.

Как описывает Абибе Аблязисова, их семья после Указа 1956 года переехала в Таджикистан, а наша семья переехала в Казахстан, в Акмолинскую область, так как в 1953–1954 гг. нашего брата Османа и сестру Зевиде с семьями и других наших соотечественников-механизаторов отправили на поднятие целинных земель. Так наша семья оказалась в Казахстане.

Жизнь в высылке была такая же, как описывает Абибе Аблязисова, но в Узбекистане она проходила более бурно, а у нас в Казахстане жили только семьи целинников. Я выписывал газету «Ленин байрагъы», журнал «Йылдыз». От  родственников из Узбекистана и Таджикистана приходили новости об их жизни в этих республиках.

В 16 лет я начал трудиться, продолжить учебу не было возможности. Целинники жили в палатках, вагончиках, складах, а кто-то в казахских маленьких домиках. В таких условиях поднимали целину. Работал в столярной бригаде, выучился на тракториста, а потом на шофера. В 1959 году поступил в сельскохозяйственный техникум в г. Атбасаре. Проучившись год, из-за материального положения перевелся на заочное обучение. В 1960 году устроился в местную школу-интернат шофером и преподавателем труда. В 1964 году РайОНО направил меня в г. Целиноград, в ДОСААФ, учиться на преподавателя правил дорожного движения. После учебы в декабре 1964 года меня призвали в армию. Служил в Уральском ВО, в штабе роты и батальона комсоргом.

В 1993 году, когда я в очередной раз приехал в Крым, чтобы устроиться на работу, написал заявление в Вишенский сельский совет о выделении мне земельного участка в селе Ак-Кая. После моего с семьей переезда в 1996 году в Крым, сельский совет выделил участок, но я не смог строиться из-за финансового положения, пришлось купить переселенческий домик  в селе Долиновка (Эски Бурульча) Цветочненского сельского совета.

Здесь я включился в национальное движение крымских татар, меня избрали депутатом Цветочненского сельского совета. В рамках закона с другими товарищами решали злободневные вопросы жителей села, связанные с выделением земли, детским садом, кладбищем, названиями улиц, открытием в школе крымскотатарских классов. Установили памятники в с. Цветочном и Долиновке жертвам депортации и погибшим в войне. В Цветочном построили мечеть на спонсорские средства, я ездил в Симферополь, в Муфтият, к Эмирали Аблаеву за доверенностью на выделение земли под постройку джами. После выделения участка три года ездил из Белогорска в Симферополь, оформляя этот участок.

В феврале 2014 года, когда ехал в Белогорск для получения госакта на землю, попал в автомобильную аварию. С множественными переломами ребер и сотрясением головного мозга оказался в Белогорской больнице, где 7 дней пролежал в реанимации без сознания. Благодаря соотечественникам — председателю сельсовета Р.Сулейманову и З.Аблаеву, хирургу Айдеру Мустафаеву, я остался жив.

Впоследствии нашли спонсора из Дагестана, и жители села в Долиновке построили джами. В данное время оба джами функционируют.

Абибе Аблязисова правильно пишет и ставит вопрос, как надо жить и работать нашему коренному народу. Я согласен с ее мнением, что надо сплотиться, жить и трудиться на Родине, решать все вопросы с властью мирно и по закону. Нам надо сохранить язык, обычаи, религию, культуру. Если мы этого не сможем сделать, наш народ исчезнет. Нельзя сидеть, сложа руки и ждать от кого-то помощи. Есть Указ о  реабилитации, и если его пункты не выполняются, мы должны в рамках закона добиваться у власти их решения».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог