Курс валют USD 0 EUR 0

Мусульманский съезд 1914 года

Комментариев: 0
Просмотров: 303

В начале ХХ века лучшие представители мусульманских народов Российской империи стремились общими усилиями добиться улучшения положения своих наций, ускорения их развития и дальнейшего продвижения по пути просвещения.

15—25 июня 1914 года в Петрограде проходил Всероссийский мусульманский съезд. Это  был уже четвертый по счету подобный съезд. Первые три мусульманских съезда проходили в годы первой русской революции в 1905—1906 гг. Но после поражения революции общественно-политическая жизнь в стране заметно сбавила обороты, а проведение многих необходимых для развития страны реформ было отложено на отдаленную перспективу.

Наконец, в 1914 году мусульманской общественности удалось добиться согласия Министерства внутренних дел на проведение нового всероссийского съезда, организаторами которого выступили члены Мусульманской фракции Государственной Думы. Со стороны МВД проведение съезда обуславливалось следующими условиями: съезд должен проходить в течение 10 дней, численность делегатов, кроме членов Госдумы, не должна превышать 35 человек, все заседания должны проходить в закрытом режиме, в присутствии представителя Департамента духовных дел. При этом поименный список участников съезда должен быть представлен МВД за месяц до открытия его работы.

Издававшаяся в Петрограде под редакцией Исмаила Леманова (1871—1942) газета «Миллят» указывала, что в центре внимания съезда находился вопрос реорганизации управления духовными делами мусульман.

Следует отметить, что речь шла не о внесении каких-то новшеств в религию. Целью было реформирование работы мусульманских духовных управлений империи — Таврического, Оренбургского, двух Закавказских (шиитского и суннитского), решение проблем мусульманского населения в тех регионах, где таких управлений не было (Северный Кавказ, Центральная Азия).

В дореволюционной России религия не была отделена от государства, поэтому религиозные организации имели в своем ведении образовательные учреждения, вели акты гражданского состояния. В их распоряжении были значительные общественные средства (в случае с мусульманскими духовными учреждениями речь шла о вакуфных землях и их доходах). Поэтому вопрос об управлении духовными делами затрагивал интересы не только духовенства, но и светской части общества.

«Действующие законоположения, на которых основывается существующее управление, частью благодаря давности своего издания, частью же по причине своей узости или мало принаровленности, далеко не отвечают тем требованиям, какие предъявляются современными условиями жизни и духовными интересами мусульман. Этим вызывается коренная реформа управления духовными делами мусульман, основанная на коренных же изменениях действующего права в этом отношении», — писала «Миллят».

Съезд должен был наметить основные контуры будущей реформы, определить желательный для мусульманских народов ее характер. На основании принятых съездом решений Мусульманская фракция должна была составлять свои предложения и поправки, в случае если правительство империи внесло бы на рассмотрение Государственной Думы соответствующий законопроект.

Ввиду реалий того времени съезд не мог непосредственно заниматься разработкой законопроекта. Поэтому его участники стремились выработать общую позицию по поводу того, какие изменения были бы желательны для всех мусульман империи.

Участие в работе съезда приняли 40 делегатов, в том числе 6 депутатов Думы. Среди делегатов были представители духовенства и интеллигенции. Непосредственно к духовенству относилось 12 человек, которые представляли три духовных управления (кроме Таврического). Среди светских участников съезда восемь юристов с высшим образованием, в том числе и известные общественные деятели, такие как Садри Максуди и Алимардан бек Топчибашев. На съезде присутствовали как сунниты, так и шииты, между которыми, как отмечала газета «Миллят»: «никаких различных тенденций и обособленных интересов не оказалось».

Крым представляли видные представители дворянских фамилий — М. М. Давидович и А. М. Муфтизаде. Кроме того, участником съезда в качестве одного из представителей имперской столицы Петрограда был упоминавшийся выше Исмаил Леманов.

В ходе съезда прозвучало более 25 обстоятельных докладов, в числе которых был и доклад И.Леманова о Таврическом духовном магометанском правлении. Однако оказалось невозможным за 10 дней рассмотреть должным образом все вопросы, вытекавшие из масштабов поставленной задачи. Продлить свою работу сверх согласованного МВД срока съезд не мог. Несмотря на нехватку времени, съезд все же выработал ряд общих документов и резолюций.

Трудно сказать, насколько бы учитывало царское правительство пожелания Всероссийского мусульманского съезда в своей дальнейшей политике в отношении мусульманских народов империи. Начавшаяся вскоре Первая мировая война в очередной раз отправила в долгий ящик вопросы реформирования внутренней жизни страны. В ситуации военного положения эти вопросы теряли свою актуальность для правящих кругов. Они вернулись в повестку дня лишь после Февральской революции 1917 года. Тогда стали возможными и новые мусульманские съезды, более масштабные и представительные.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог