Курс валют USD 0 EUR 0

Когда на сцене мирятся и ложь и истина, будущее — за постоянным творческим поиском

Комментариев: 0
Просмотров: 340

Длительные коронавирусные ограничения, экономическая и политическая нестабильность негативно отразились на умах и настроениях общества, на активном участии человека в культурной и общественной жизни. Тем не менее, на рынке театрально-зрелищных услуг стараются поддерживать жизненный тонус, заряжать и вдохновлять публику позитивом, просвещать и приобщать к высокому искусству. Изучать, предвидеть, формировать и удовлетворять зрительский спрос – непростая задача. Вот об этом и предстоящих премьерах делится руководитель литературно-драматургической части Крымскотатарского государственного музыкально-драматического театра Ремзи ДЕВЛЕТОВ.

— Театр призван формировать нравственный, духовный, патриотический потенциал народа. Здесь особо важно знание истории, языковых тонкостей, вековых традиций, обрядов и этикета. Театр призван развивать в этнокультурном плане. К сожалению, нас постигла беда псевдотатаризма. Крымскотатарскость – къырым татарлыкъ – сегодня зачастую связана только с внешней атрибутикой. Да, фамилия вроде крымскотатарская, имя, пара общеупотребимых слов на родном языке, флажок или тамга на автомобиле — и все, на этом крымскотатарскость закончилась. После просмотров спектаклей мы слышим много положительных отзывов, зрителю нравится, но, кроме похвалы, хотелось бы услышать и пожелания, новые идеи и предложения. Кстати, нашим театром уже довольно успешно реализуется новый проект «Театр героического портрета». Зритель уже имел возможность посмотреть спектакли «Эки асыр арасында» («На стыке двух веков»), посвященный 170-летию со дня рождения выдающегося просветителя, общественного деятеля, издателя Исмаила Гаспринского, «Амет-Хан — небесный султан» — о дважды герое, асе Амет-Хане Султане, «Алиме» — о разведчице Алиме Абденановой, зверски замученной гитлеровцами.

Приступаем к работе над спектаклем «Сабрие», посвященным легендарной исполнительнице народных песен Сабрие Эреджеповой. Мы привлекаем общественность проявить инициативу и выступить с предложением: портрет какой героической личности им хотелось бы увидеть в очередной постановке нашего театра. К примеру, мы с интересом рассматриваем идею главного редактора «Голоса Крыма» Эльдара Сеитбекирова поставить спектакль об известном композиторе Асане Рефатове. Режиссером видим Набат Гасанову, она мост с Азербайджаном, где Рефатов окончил консерваторию и писал музыку для театральных постановок. Есть еще в будущем задумка представить в галерее таких театральных портретов жизнь и деятельность ректора первого после возвращения на родину национального вуза — Крымского инженерно-педагогического университета — Февзи Якубова.

В ближайшие дни Крымскотатарский театр планирует свой очередной культурный десант с разными постановками по регионам Крыма. И надо отметить, нас там ждет свой зритель. Людям в районах и селах не хватает таких встреч с искусством. У нас был даже такой случай, когда Дом культуры не вместил всех желающих, нанявших три автобуса, чтобы приехать на наш спектакль.

Хочу несколько забежать вперед и пригласить в наш крымскотатарский театр на премьеру музыкальной комедии «Къомшулар» («Соседи»). Спектакль поставлен режиссером Зенифе Алиевой по мотивам пьесы Рустема Муедина «Эв алма, къомушу ал» («Не покупай дом, а покупай соседа»). В ней зритель проникнется юмором, народной музыкой и особенным колоритом добрососедских отношений трех семей, которые умеют крепко дружить, ладить, делиться, иногда сердиться и ссориться, и все это не без свойственного национального колорита. Семья, ее ценности – это нерушимые традиции народа, здесь очень и очень важно не перегнуть палку и сделать правильный акцент на характерных именно для крымских татар взаимоотношениях между супругами, соседями.

Вообще, если говорить о духовном развитии нашего общества и насыщенной культурной деятельности, то театров должно быть много и разных, ориентированных на разный вкус, возраст и предпочтения. Крымскотатарский народ имеет великую историю, почему бы не создать, скажем, Театр исторической драмы! Нам нужны и театр эстрады, и театр балета, и театр оперы. А для всего этого начать надо с Крымскотатарского ТЮЗа – Театра юного зрителя, чтобы с раннего детства приобщать и воспитывать наших детей на прекрасном. У нас масса школ танцев, которые готовят неплохих танцоров, это и «Йылдызлар», и «Теселли», и «Атеш», и «Джемиле». Да всех не перечислить, хотя стоит отметить, что профессиональные учебные заведения – училища и институты искусств – необходимы.

Ощущается нехватка молодых режиссерских национальных кадров, владеющих родным языком. К сожалению, мы отошли от нашей классики, отстаем от тех великих театральных традиций. Театр не должен опускаться до уровня самодеятельности. Нельзя думать, создавать и исполнять роль с единственной мыслью: «Я так вижу!», «Это мое авторское видение!». Нужно быть истинным крымским татарином, это состояние души, ментальности, тонкое знание языка, его поэтичности и мелодии. Слово, его синонимы и диалекты, национальные традиции, этикет и привычки — нужно их чувствовать и знать, когда, как и где применять. Ведь иногда может доходить до конфузов и абсурдов, этого нельзя допускать. В истории крымскотатарского театра еще с 1923 года серьезно относились к урокам крымскотатарского языка для актеров, на которых отрабатывались дикция, произношение, интонации. Мы и сегодня с артистами два раза в неделю уделяем урокам крымскотатарского языка и этикета. У нас сейчас в актерском составе два студента Крымского университета культуры и искусства, которые учатся на режиссерском факультете.

Крымскотатарские режиссеры — современно мыслящие, со знанием родного языка, его этнокультуры и психологии — будут востребованы нашим обществом. Будущее театра — за постоянным творческим поиском, поиском источников вдохновения.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог