Курс валют USD 0 EUR 0

Немного  о  наболевшем

Комментариев: 0
Просмотров: 187

 

Окончание первого полугодия 2022 года подводит некую черту под очередным этапом жизни, и беглый взгляд на нашу действительность, надеемся, будет способствовать более глубокому анализу ситуации специалистами и выводам общественности, остающейся неравнодушной к будущему крымскотатарского народа.

Нынешнее время, несмотря на относительно спокойную жизнь в Крыму, сопряжено со многими вызовами природного характера и человеческой деятельности. Все это в совокупности влияет на развитие общества или, наоборот, его стагнацию, а дальше деградацию.

В плане общественной деятельности и активности у крымских татар наблюдается заметный спад. Причин для этого множество, но проблемы преодолимы, и при наличии человеческих и материальных ресурсов они решаемы.

На рынке печатной продукции

Нас, журналистов печатных СМИ, каждое полугодие огорчает уменьшение числа подписчиков, что в конечном итоге приведет к закрытию изданий, и в первую очередь тех, которые не имеют государственной поддержки. Ярким примером может служить прекращение издания ежедневной газеты «Слава Севастополя», в типографии которой долгое время печатался «Голос Крыма».

Читаем сообщение на сайте издания: «…Но будет в этом обычном повседневье одно событие, кем-то замеченное, кем-то проигнорированное, кем-то переживаемое глубоко и искренне… В городе не будет его «Славы» — ежедневной газеты, которая в декабре нынешнего года планировала отметить свой 105-й день рождения. Не будем унижать своих уважаемых подписчиков, читателей и земляков нелепо звучащими оправданиями по образу и подобию «Так сложились обстоятельства…» Все мы хорошо знаем, что любые обстоятельства «складывают» люди. На сей раз они сложили их принятием решения о прекращении выпуска старейшей в городе и на юге России газеты с гордым и точным названием «Слава Севастополя». Завтра будет обычный день. Первый день второго, как правило, самого знойного месяца лета—июля. Город будет жить своей повседневной жизнью. Но уже без «Славы»…».

Недавно, отдыхая на свадьбе, я имел беседу поочередно с двумя соотечественниками. Один заявил, что он не выписывает «Голос Крыма» по причине ее «мягкости», другая соотечественница, наоборот, являясь подписчицей, высказала опасение по поводу «резкости» отдельных материалов.

Как видим, взгляды и настроения разные, но подписавшаяся ханум оказывает поддержку изданию, а устранившийся ждет чего-то, при этом своей пассивностью только ухудшая положение.

Политики есть?

Политики есть, но политической деятельности никакой. К таким выводам приводят наблюдения за общественно-политической жизнью крымских татар на полуострове.

Сегодня вряд ли можно назвать политика, который бы пользовался авторитетом и широкой поддержкой соотечественников. Обладатели высоких депутатских мандатов или чиновники республиканского ранга — не более чем кабинетные политики, далекие от широких народных масс. Депутатская деятельность не выходит за пределы округа и сводится больше к решению бытовых вопросов населения. Кабинетные политики больше склонны к лавированию, чем продвижению народных идей. Они не проявляют себя как мыслители, мы не находим их трудов, концепций развития народа, теоретического обоснования предпринимаемых шагов. Отсутствуют инициативы по созданию общественных объединений, что еще более отдаляет от них массы.

Широко разрекламированные в свое время провластные движения и общественные объединения сошли на нет или ушли в небытие.

Вспомним, как 27 декабря 2015 года в Симферополе в Крымскотатарском театре прошел учредительный съезд Межрегионального общественного движения «Къырым». В его работе приняли тогда участие 163 делегата, представлявшие 23 общественные организации. Но политическая жизнь движения оказалась непродолжительной, и после отставки с поста вице-спикера крымского парламента Ремзи Ильясова, он был вынужден сложить полномочия и лидера общественного движения «Къырым. Сегодня уже никто и не вспоминает о существовании такового.

Приутихли амбиции и общественной организации «Къырым бирлиги», инициирующей когда-то «создание «Общественного совета крымскотатарского народа» — структуры, представляющей крымских татар вплоть до созыва нового Курултая». Во власть руководителей организации не взяли, время от времени можно наблюдать их информационные вбросы с выражением лояльности правящей элите.

Занять должность в российском государственном аппарате не означает прирасти к нему окончательно, служащие, выдавленные из власти, как никто другой подвержены забвению. Сколько их было заявлено, о которых уже никто не вспоминает.

Динамика последних лет такова, что высокие должности для крымских татар сокращаются. Ушел мандат депутата Госдумы, нет среди них вице-премьеров правительства Крыма. Надо полагать, тенденция может сохраняться, ибо сегодня не заметна чья-либо активная политическая деятельность.

Оппозиция и ушедшие в правозащитники

Тех, кто пошел в открытую конфронтацию с российской государственностью в Крыму, ждала и ждет жесткая судьба. Законодательная база позволяет карать за каждый антироссийский выпад. Участь Наримана Джелялова демонстрирует настроение властей.

Не собираются смягчать законодательство и в отношении религиозных течений, признанных экстремистскими или террористическими. Мечты о теократическом правлении оборачиваются для граждан долгими годами тюрьмы.

На этом фоне часть участников национального движения ушла в правозащитную деятельность, адвокаты защищают подсудимых в судах, но щедрые интервью против стороны обвинения делают их объектами пристального внимания со стороны правоохранителей. Некоторые уже подверглись административному аресту за предъявленные нарушения.

Активность данной категории лиц будет концентрироваться на стороне защиты и все больше входить в противостояние с властью.

Сила культуры и просвещения

Культура и просвещение – мягкая сила, прошедшая испытание временем. Именно на ней концентрируются многие деятели, видя результаты своих трудов. Государственные учреждения крымскотатарской культуры, получая бюджетное финансирование, реализуют свои задачи. У некоторых заметный прогресс в деятельности.

Но вопросы возрождения и развития культуры эффективно решаются, когда к ним привлекаются неправительственные организации. Начиная с середины 1990-х, третий сектор в крымскотатарской среде получил заметное развитие. Грантовая система рождала многие инициативы и позволяла даже работать на профессиональной основе.

Но в последние годы третий сектор заметно просел, все меньше людей хотят заниматься неоплачиваемой общественной работой. С уходом из жизни общественных деятелей, прекращается работа и их организаций. Возникают пробелы, которые не восполняются.

Держатся на плаву те деятели, которые смогли свою работу поставить на коммерческие рельсы. Если за обучение детей крымскотатарским танцам родители готовы платить, то за исследование истории сожженных деревень во время войны и определения дня памяти тех трагических событий с приданием официального статуса никто платить не будет. Занимался этим вопросом Камиль Аметов, пока был жив, умер – инициатива канула в небытие.

Негативную роль, заметно сузившую инициативы, сыграла пандемия. Невозможность проведения публичных мероприятий привела к застою.

Сегодня журналисты сталкиваются с проблемой информационного повода, когда дефицит общественных деятелей, отсутствие мероприятий и дел приводят к информационному голоду. О созидательной деятельности мало с кем можно говорить и писать.

Правда, следует отметить, что молодежь рождает свои инициативы, организовывая квартирники, восхождения, автопробеги, посвященные памятным и праздничным датам.

Общественная деятельность требует всесторонней поддержки населения, необходима заинтересованность людей. В нашей ситуации «мягкая сила» — наиболее действенный механизм для реализации поставленных задач, она дает возможность через сотрудничество достигать целей.

Через осознание широкой поддержки инициатив — только так мы сможем двигаться вперед.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог