«Аршин мал алан» крымскотатарского театра удостоен Гран-при
Эльмира ЧЕРКЕЗОВА, искусствовед
Театр, как вид искусства, всегда был и остается одним из самых ярких, зрелищных и эффективных по силе воздействия на чувства и сознание человека, зрителя, на формирование его личности. Поэтому значение хорошего театра для общества того или иного народа велико. И велика ответственность перед обществом у руководителей, режиссеров при формировании репертуара театра. Как синтетический вид искусства театр является показателем художественного уровня развития таких видов искусства, как музыка, хореография, театрально-декоративное искусство, литература (драматургия), которые, гармонично взаимодействуя между собой, благодаря режиссеру, оказывают сильное воздействие на эмоции зрителя.
В настоящее время об уровне развития крымскотатарской культуры можно судить по спектаклям Крымскотатарского академического государственного музыкально-драматического театра. После возвращения на историческую родину многострадального крымскотатарского народа, за четверть века были созданы спектакли на основе мировой драматургии В.Шекспира, А.Чехова, Э.Шемьи-заде, а также использовались известные и любимые народом легенды, сказки, такие как «Арзы къыз», «Золотая колыбель».
Большой потенциал, талант народа, который несколько десятилетий в депортации не имел возможности проявиться, в настоящее время в Крыму, в частности, в Крымскотатарском национальном театре периодически проявляется. Как пружинка выпрямляется, «выстреливает», раскрывается в таких спектаклях, как «Кармен», «Макбет», «Мещанин во дворянстве», которые были удостоены самых высоких наград на международных фестивалях.
Художественный руководитель театра Билял Билялов много сил и энергии затратил за эти годы на формирование коллектива, в том числе на организацию симфонического оркестра при театре (главным дирижером его в течение многих лет является Юнус Эннанов), успешно осуществившего интересные концертные программы. В настоящее время оркестр является одним из лучших симфонических оркестров в Крыму (на втором месте).
В последнее время в здании театра произведен ремонт – расширили сцену, поменяли освещение, стулья в зрительном зале, в целом обновили интерьер театра.
С начала 90-х годов прошлого века благодаря, в основном, общественности, энтузиастам, в Крыму удалось организовать театр, библиотеку, музей, которые отмечают 25-летний юбилей. Настало время говорить о качестве работы, о результатах, которые обсуждались бы на научных конференциях, круглых столах, в частности, в музеях проводить искусствоведческие чтения, подводить итоги научных изысканий и т. д.
Жаль, что за четверть века не удалось подготовить теоретиков-критиков во всех видах культуры – литературоведов, искусствоведов, театроведов, музыковедов, активно занимающихся анализом, критикой и освещением новых произведений искусства и возрождающейся крымскотатарской культуры. Без хорошей профессиональной критики нет прогресса, качественного возрождения, развития и формирования хорошего художественного вкуса у читателя, зрителя.
Театр – это своего рода зеркало жизни, отражающее характерные тенденции действительности, актуальные вопросы современной жизни.
Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр старается в своих спектаклях затрагивать какие-то бытовые и жизненные темы – нельзя быть вне времени, в частности, женщинам.
К некоторым спектаклям режиссер Ринат Бекташев написал в стихотворной поэтической форме тексты на основе той или иной легенды. Например, к «Арзы къыз». Проснувшись, Арзы произносит:
«…На свете нет живей воды
Столь чистой, столь ясной.
Любой, испив ее, поймет
Вкус родины прекрасной…»
Эти стихи перевели уже на французский язык для постановки во Франции.
В поэтической форме на основе известной крымскотатарской легенды «Алтын бешик» был написан на русском и крымскотатарском языках спектакль, вышедший под названием «Аслан ве Мелек» — это сакральная тема, сегодня она особенно актуальна. Колыбель – символ, основа нации, народных традиций, зарождения культуры и духовности.
Наш зритель чуткий, восприимчивый, думающий, способный по достоинству оценить произведения искусства, философскую задумку автора, красоту, талант, мастерство исполнителя.
Недавно на Международном фестивале театрального искусства в г. Ялте «Ялта – Чехов – Ялта» спектакль Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра «Аршин мал алан» был удостоен Гран-при за лучший музыкальный спектакль, а в номинации «Лучший актер второго плана» лучшим был Эльдар Джелилов. Режиссер-постановщик спектакля Р. Бекташев, исполнители главных ролей актеры театра Эмине Джевдетова и Асан Билялов. Здесь все гармонично совпало: музыка Гаджибекова, актерское мастерство.
Мы поздравляем весь театр и его художественного руководителя Биляла Билялова с этой наградой, успехом на фестивале. Думаю, особенно созвучен состоянию души народа, его настроению спектакль «Ана юреги» узбекского драматурга Усмона Азима, перевод на крымскотатарский язык Али Бекирова, премьера которого прошла в эти дни.
Любовь матери, самопожертвование во имя любви, борьба добра и зла, извечные темы, которые стремимся понять через переживания, страдания, слезы и смех и др. Очищение и духовное обогащение происходит в театре. Соприкоснуться с прекрасным — должно быть главным стремлением человека.
comments powered by HyperComments