Понятие взаимопомощь сопровождало нас с самого раннего детства. Кого не учили быть опорой старшим, подставлять плечо ближнему или идти на выручку другу? В принципе, воспитание в таком духе достигало своей цели, и на определенных отрезках времени взаимопомощь играла значительную роль в преодолении кризисных моментов.
Сколько историй может поведать человек, по жизни оказывающий и принимающий помощь, ведь каждый долг платежом красен. Индивидуальные примеры равны числу людей и более, поэтому заострять на них внимание особо не будем, а вот когда речь заходит о больших группах людей или касается всего народа, поговорить об этом необходимо.
Немало бед и лишений в своей истории перенес крымскотатарский народ, но в ХХ веке он оказался на грани выживания.
Революция в Российской империи и последующая Гражданская война заставили крымскотатарское общество испытать множество потрясений. Проявляя большую политическую активность в гражданских, демократических процессах, крымские татары были вынуждены принимать участие и в вооруженной борьбе. Имеется немало исторических свидетельств о взаимовыручке и взаимопомощи в такие моменты. Частая сменяемость власти на полуострове приводила к тому, что деятели крымскотатарского национального движения были вынуждены уходить в подполье и скрываться по деревням у соотечественников, которые рисковали жизнью, но своих не бросали и не сдавали.
Голод в Крыму в 1921 году возвестил об очередной трагедии Крыма, когда вымерло 80—100 тысяч крымских татар. Обезумевшее время довело до безумия многих людей, до состояния потребления непотребной пищи. В свое время мой детский ум до конца не воспринимал рассказы стариков о проведенных месяцах или годах в детских домах при живых родителях во время крымского голодомора. Сдавали их, чтобы они выжили. Государство, какое-никакое, мизерное питание там обеспечивало, чего не было дома. Когда ситуация выправилась, дети вновь вернулись в семьи. Но не всем родителям посчастливилось выжить, и детей забирали к себе родственники. Большая крымскотатарская семья никого не оставляла без внимания и заботы. Добро затем помнилось всю жизнь и возвращалось добром.
О царившей взаимопощи в годы ссылки народа писалось уже не раз. Десятки семей, размещенных в одной землянке, были вынуждены уживаться друг с другом. Глава семьи, получив одну-две комнаты в бараке, старался не оставить ближайших родственников без крыши над головой. Такова, например, история семей моих родителей.
По рассказам отца, семья его даи (дяди по матери) в первые годы депортации в Самарканде взяла к себе жить на съемную квартиру молодого паренька Кязима Эминова, который впоследствии стал известным крымскотатарским художником.
В Узбекистане чувство взаимопомощи было доведено до такого уровня, что, окажись крымский татарин наедине с какой-то проблемой, соотечественники, зная или не зная человека, тут же оказывали содействие в ее решении.
Вспомним первые годы массового возвращения народа на родину. Прибыл контейнер — соседи помогают разгружать. Привезли на поле строительную ракушку — кто увидел, пришел на помощь, на разгрузку.
Под влиянием различных факторов поведение людей может меняться. Сегодня многие замкнуты на личных интересах и не отягощаются посторонними заботами. Но не все спокойно в наше время, и кооперирование вскоре может стать просто жизненно необходимым.
Не теряйте, сохраняйте, укрепляйте старые связи, заводите новые. Будьте чуткими, бдительными, сердобольными, готовыми в любой момент протянуть руку помощи.
Взаимопомощь заложена в природе человека, она сыграла огромную роль в формировании рода, общины…
Она способствовала, в зависимости от общественно-экономической формации, формированию ремесленных цехов, гильдий, а в настоящее время общественных объединений граждан и т.д.
Решать проблемы сообща проще и эффективнее. Народу следует держаться друг за друга идя дорогой жизни.
Взаимопомощь заложена в природе человека
Комментариев: 0
Просмотров: 153