Стремительно развивающиеся события вызывают усиление миграционных настроений среди крымских татар. Устоявшиеся диаспоры в Турции, Румынии, Болгарии, США и Узбекистане уже не являются основным показателем мест проживания крымских татар за рубежом. Те, кто сегодня выезжает, оседают там, где принимают, предоставляют жилье, питание, пособия. Ярким примером является Ирландия, которая ранее практически не рассматривалась страной проживания выходцами из Крыма. Одни вызовы перетекают в другие, и в итоге, как не раз мы уже отмечали, остро встанет вопрос возвращения в Крым. Но кто станет собирателем крымскотатарского народа на родине?
Пользуясь итогами переписей, проводившихся в Крыму после распада СССР, при всей их некорректности и погрешностях, приведем официально выведенные цифры о численности крымских татар на территории полуострова.
2001 г. — 245291 человек.
2014 г. — 232340 человек.
2021 г. — 253570 человек.
Еще раз напомним, что определенная часть крымских татар была записана просто татарами и отнесена уже к другому народу, о чем говорили сами организаторы переписи 2014 года.
Согласно переписи населения 1989 года, численность крымских татар в СССР зафиксирована в 271715 человек.
Безусловно, всем возвратиться в Крым не удалось, и мы не знаем о численности крымских татар, оставшихся в местах депортации, ввиду того, что, например в Узбекистане, перепись населения так и не проводилась.
Рассматривая нашу борьбу в ссылке, в том числе и за демографические показатели, тому поколению следует поставить оценку «отлично». Создавать семьи в состоянии физического и психологического измождения, строить дома в Азии, одновременно не теряя надежды на возвращение в Крым, рожать и воспитывать детей, культивируя у них национальное самосознание в атмосфере надзора и преследований — и есть современная борьба за самосохранение.
Одна из трагических страниц Крыма — это эмиграции его коренного народа. Мы не будем вдаваться в подробности ее причин и озвучивать различные мнения по этому поводу, но национальное движение держало в поле зрения данную проблему и при создании благоприятных условий ставило вопрос возвращения соотечественников. Такая попытка была предпринята в начальный период существования Крымской АССР. Тогда предполагалась реэмиграция соотечественников, проживавших на территории Румынии, Болгарии и Турции. Но процесс захлебнулся, практически не начавшись. Опасение за жизнь сдерживало инициативы эмигрантов, а в СССР это решение со временем стало усиленно тормозиться.
Совершенно иную картину мы наблюдали среди репрессированных сталинским режимом. Поток крымских татар, хлынувших в Крым в конце 1980-х — начале 1990-х, был неудержим. Психологический настрой был настолько силен, что люди не обращали внимания на ожидающие их трудности. Из развитых городов Узбекистана, Таджикистана люди переезжали в далеко не обустроенные крымские села, не стоя за ценой, распродавая свое нажитое имущество. Феномен возвращения требует дальнейших исследований и объективных выводов. Народ полноценно использовал исторический шанс.
Но есть и другие примеры, когда в это же время фактически была стерта перспектива у другого малочисленного репрессированного народа. Речь пойдет о турках-месхетинцах.
Знакомясь с научными исследованиями отдельных ученых, описывающих ферганские события 1989 года, негодуешь по поводу указанных причин этнической чистки и сделанных выводов.
«Турки-месхетинцы трудились в основном в таких сферах, как торговля, бытовое обслуживание и т.д. Большинство же местного населения в основном было занято сельским хозяйством, где за тяжелый труд получали мизерную зарплату. Работа в области торговли и бытового обслуживания считалась престижной. Хотя турки-месхетинцы в местах своего проживания имели определенные льготы и работали в доходных местах, начавшаяся в 80-х годах XX века «гласность» послужила толчком к действиям по их возвращению на родину. Турки-месхетинцы, как и другие депортированные народы, неоднократно обращались к руководителям различных инстанций и организаций с требованием разрешить им вернуться на свою историческую родину.
…Один из участников смуты так выразился о причинах недовольств: «В Фергане проживают люди разных национальностей – турки, крымские татары, евреи, немцы и другие. Однако удивительно то, что они, по сравнению с узбеками, живут сытно, зажиточно. Наша ли вина, что мы живем на селе, сеем хлопок?».
…В общей сложности в результате ферганских трагедий погибли 103 человека, из них 52 – турки-месхетинцы, 36 – узбеки, ранено 1011 человек. Были ранены 136 военнослужащих войск МВД СССР, 110 сотрудников милиции, сожжено 757 домов, 27 государственных объектов, 275 видов автотранспорта. В области понесли убытки 1057 принадлежащих туркам-месхетинцам домов».
Хочется спросить: а кто мешал другим народам подняться до уровня благосостояния турок-месхетинцев? Их в Узбекистане в 1944 году выгрузили с узелками в руках из скотских вагонов и установили комендантский режим. Они имели свою государственность? Стояли у власти? Их интересы лоббировали стоящие у власти? Нет, они просто учились и трудились.
Спасая турок-месхетинцев от насильственного физического уничтожения, их расселили по российским областям, но когда месхетинцы стали концентрироваться в Краснодарском крае, поближе к родине, они не нашли там понимания. А Грузия, обязанная распахнув границы встретить репрессированный Сталиным народ, восстановив их политические и имущественные права, практически этого не сделала.
США по специальной программе переселили на свою территорию 10000 турок-месхетинцев из Краснодарского края, и этот народ оказался разбросанным по миру, проживая в Азербайджане, России, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Турции.
А теперь ответьте на вопрос: смогут ли они вернуться на свои исконные территории или растворятся в плавильном котле ассимиляционных процессов?
Судьба крымских татар сложилась иначе, мы смогли вернуться в Крым. У нас есть основа для возрождения: земля и народ. И какие бы мотивы сегодня не побуждали людей убывать с полуострова, готовность вернуться есть та установка, которой необходимо руководствоваться каждому соотечественнику.
Из полученного опыта мы знаем, что процесс возвращения растягивается на годы и даже на десятилетия. Он может и ускоряться и замедляться. Вопрос лишь в том, кто же все таки станет собирателем народа крымскотатарского в Крыму?
comments powered by HyperComments