Художник Изет Аблаев в свои 70 добивался создания в Симферополе Центра возрождения народных промыслов. Его супруга архитектор Нельфие Аблаева ныне бережно хранит творения мастера, мечтая о доме-музее.
Тысячелетиями создаваемые в процессе развития и расцвета человечества духовные, моральные и культурные ценности составляют мировую сокровищницу. Это веками накопленный опыт, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое-многое другое. Мы все, дети Земли, ответственны за сохранение этого бесценного богатства. А деятели культуры, чей профессиональный праздник в эти мартовские дни с 2007 года решили отмечать в России, призваны хранить, беречь, систематизировать и популяризировать культурно-историческое наследие.
Все, что составляет основу любого народа, – это его история и культура, а люди творческих профессий, деятели искусства, образованные и просвещенные люди, составляющие элиту, цвет нации, способны понимать и преумножать их силу. Истребление правителями-тиранами культурной элиты – интеллигенции, радеющей за сохранение накопленных культурных ценностей и выступающей поборником образования, свободомыслия и созидания, подрубало на корню мощь любой нации.
В истории Крыма кровавой трагедией стал апрель 1938 года, когда практически полностью и целенаправленно была истреблена элита нации – армия культуры и просвещения. Взрастить новую интеллигенцию – это процесс не одного десятилетия, длительный, а в условиях войны и последующего за ней насильственного изгнания с родной земли и полувекового удержания в условиях спецпоселений, разбросав по Средней Азии и Уралу, лишая возможности говорить на родном языке, изучать его, развивать культуру и традиции, — архисложно. Но для нашего народа оказалось возможным, настолько в нем неистребимы тяга к знаниям, созиданию, любовь к родной земле, народу.
Религия, мораль, искусство, творчество, наука – это то, что играет определяющую роль в процессе развития культуры. Опираясь на эти столпы, создается духовно богатое общество. Мы можем гордиться талантливыми деятелями культуры и искусства, сумевшими возродить в депортации богатое культурное и духовное наследие народа. Среди них писатели и поэты — Эшреф Шемьи-заде, Шамиль Алядин, Шакир Селим, Юнус Кандым, художники — Изет Аблаев, Кязим и Рустем Эминовы, Зарема Трасинова, Алим Усеинов, Сеидхалил Османов, Мамут Чурлу, Асан Галимов, Энвер Изетов, Айдер Алиев, композиторы — Яя Шерфединов, Ильяс Бахшиш, артисты — Сабрие Эреджепова, Ремзие Баккал, Февзи Билялов, Рустем Меметов, Гулизар Бекирова, Дилявер Бекиров, Джемиле Османова, и многие другие, снискавшие любовь публики и удостоенные званий в области культуры и искусства.
В очагах культуры — театрах, концертных организациях, вокальных и хореографических коллективах, библиотеках, музеях, сельских и городских клубах – сегодня трудятся многие наши соотечественники. Каждый из них по мере своих сил и возможностей старается занять свою нишу в деле сохранения национальной идентичности коренного народа Крыма, популяризируя его культуру.
Крымскотатарский государственный академический музыкально-драматический театр готовит спектакли и концерты, представляя зрителю пьесы известных крымскотатарских авторов, постановки о выдающихся крымскотатарских деятелях — Исмаиле Гаспринском, Сабрие Эреджеповой, Селиме Челебиевой, организовывает выставки крымскотатарских художников, квартирники, творческие вечера.
Сотрудники Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия собирают, изучают и систематизируют коллекции картин, музыкальных инструментов, костюмов, предметов быта, декоративно-прикладного искусства, творчество художников, музыкантов, артистов — все, что связано с историей Крыма и его народа, проводят выставки и экскурсии.
Сбором, хранением и систематизацией национальной печатной и рукописной продукции занимается единственная в мире Крымскотатарская библиотека имени Исмаила Гаспринского, в фондах которой уникальные рукописи, книги и личные архивы выдающихся деятелей. Хотелось бы отдельно отметить девятый том избранных сочинений А. Спендиарова, переданный в дар библиотеке Муслимом Шейх-Аметовым в 1999 году. В этот том вошли «Крымские эскизы», написанные в 1903 году. Недавно сотрудниками библиотеки был реализован совместный проект «Кечкен асырнынъ музыкасы» («Музыка прошлого века»), благодаря которому были оцифрованы старые пластинки, переданные в дар читателями. Проводятся презентации книг, связанных с историей Крыма. Совсем недавно кандидат исторических наук, доцент кафедры технологии и дизайна одежды, профессиональной педагогики Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Ульвие Аблаева представила читателям свой труд «Шапки, фески, шали. Головные уборы и головные украшения крымских татар. Эволюция комплекса с XVII до начала XXI вв.».
В Симферопольском музыкальном училище им. П. Чайковского и ряде музыкальных школ преподаватели включают в свои программы произведения крымскотатарских композиторов, пробуждая интерес студентов и школьников к музыкальному искусству крымских татар.
Это весомый вклад деятелей культуры госучреждений в копилку сохранения и возрождения национального достояния. А как оценить вклад отдельных личностей, считающих своим долгом не за зарплату, а по велению души сохранять по крупицам историю предков? Вспоминаю ветерана крымскотатарского национального движения Шефику Консул – собирательницу фольклора и элементов традиционного национального костюма, книг по истории Крыма. Коллекционеров крымской старины, создавших у себя дома музеи, – Айдера Халилова и Абдуль Вахаба Сеитхалилова. Наджие Филимонову, организовавшую со своими единомышленниками народный вокальный ансамбль, где дети и взрослые исполняют преимущественно песни крымских татар. Как оценить вклад ветерана крымскотатарского национального движения, краеведа Джеляла Челебиева, издавшего четырехтомник по топонимии «Язык земли»? Ветерана национального движения Айше Сеитмуратовой, передавшей в дар Крымскотатарскому музею культурно-исторического наследия старинную утварь и стилизованный национальный костюм, в котором она выступала с докладом на исламской конференции в Куала-Лумпуре (Малайзия). Вклад общественников Рустема Эмирова, Решата и Абибе Аблязисовых, Авы-Шерфе Мамедовой, принимавших активное участие в сборе народных средств на памятник Номану Челебиджихану, его установку и торжественное открытие.
Предприниматели, строящие свое дело на популяризации культурных традиций крымских татар — этнокафе и этногостиницы, документальные и художественные фильмы, книжные магазины и сувенирные лавки, сайты, квартирники и творческие встречи, книжные ярмарки, — они тоже на страже национальных интересов.
Думаю, в более широком смысле работники культуры – это люди творческие, инициативные, это хранители и популяризаторы культурного наследия.
Материальные и духовные ценности, создаваемые человеком на основе творчества, играют важную роль в жизни общества. Именно культура делает человека личностью и является основой для мирного сосуществования в обществе. Высокая культура – свидетельство высокого качества жизни.
Нравственные и эстетические идеалы, нормы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, ремесла, произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности – это ценности, которые сегодня как никогда нуждаются в защите и уважении. Начать бы следовало, как сказал бы булгаковский персонаж, с разрухи в головах, тогда бы и культура и качество жизни улучшились, а, значит, и для потомков сумеем сохранить великое и богатое наследие.
comments powered by HyperComments