Выставка памяти жертв депортации
Кадры хроники возвращения коренного народа в Крым вошли в летопись крымских татар. После полувекового изгнания народ возвращался своими силами, преодолевая массу препятствий на своем пути: негласное сопротивление властей, проблемы жилья и трудоустройства, материальные сложности в постсоветский период и психологическое давление. Середина 1990-х – начало нулевых – это период массового подъема крымских татар, это пикеты и палаточные городки, нарезка участков и строительство «на колышках». Это период открытия национальных классов, групп и школ, возрождение культуры, искусства, народных ремесел. И вся хроника этих событий, ее фотофиксация была выхвачена зорким взглядом фотожурналиста Сервера Мустафаева.
Писатель Шамиль Алядин
Ему было 35 лет, когда он вернулся на родину предков с женой Шефикой и четырьмя дочерьми из Ташкента и обустраивался сначала также «на колышках». Спустя четыре года устроился в совсем еще молодую тогда газету «Голос Крыма» фотокорреспондентом. Профессионал своего дела, незаметный, сдержанный, тактичный. За десять лет работы в редакции легко справлялся со своей прямой обязанностью фотокора, а если того требовали обстоятельства, то и водителя, и истопника, и строителя. Сервера-ага отличали скромность, порядочность и трудолюбие. Основным мерилом его ценностей была честность.
Профессор Рефик Музафаров с супругой
Неслучайно к 79-й годовщине Дня памяти жертв депортации крымскотатарского народа Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия совместно с редакцией газеты «Голос Крыма» была организована фотовыставка работ Сервера Мустафаева. Его объектив выхватил самые яркие и кричащие кадры возвращения и обустройства народа на родной земле. Фотоснимки, публиковавшиеся в газете «Голос Крыма», теперь уже стали фотодокументами, фиксирующими становление крымских татар на родной земле.
Художественный руководитель ансамбля «Учансув» Али Алимов
Заместитель директора Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Нурие Гемеджи, открывая фотовыставку после дуа (молебна) в память о жертвах депортации, отметила вклад Сервера Мустафаева как фотографа в сохранение культурно-исторического наследия Крыма. Художник, заведующий отделом культурно-образовательной и выставочной работы музея Энвер Изетов поделился зарождением идеи создания этой экспозиции.
Композитор Ильяс Бахшиш
Главный редактор газеты «Голос Крыма new» в своем выступлении подчеркнул высокий профессионализм фотожурналиста, его личностные качества. Рассказал об историях отдельных фотографий, запечатлевших ставшие уже историческими события и образы ученых, общественно-политических деятелей, ветеранов национального движения, деятелей культуры и искусства, многих из которых уже нет в живых. Редактор журнала «Йылдыз» Гульнара Усеинова, за годы работы в «Голосе Крыма» исколесившая с фотокором Сервером Мустафаевым сотни километров, выезжая по заданию редакции в различные уголки Крыма, поделилась своими впечатлениями об этих поездках, кадры которых заставили ее вновь пережить те эмоции. На фоне черно-белых фотоснимков с историей народа особенно проникновенно звучали поэтические строки Ленифер Мамбетовой о любви к отнятой родине, о судьбе ее деда, о возвращении и будущем уже ее внуков в родном Крыму.
Ветеран крымскотатарского национального движения Мустафа Халилов
Коллеги Сервера Мустафаева по «Голосу Крыма», сотрудники музея и ветеран крымскотатарского национального движения Айше Сеитмуратова выразили мнение, что вклад соотечественников, трудящихся на ниве сохранения и возрождения достояния народа, неоценим и заслуживает уважения и признательности потомков.
На митинге
В годы работы в «Голосе Крыма» Сервер Мустафаев в числе лучших фотокорреспондентов Крыма был удостоен Почетного диплома «Серебряное перо», но никогда не придавал особого значения почестям и наградам, не гонялся за званиями и всеобщим признанием. Просто привык делать все на совесть и от души. Эта выставка работ — дань его памяти, и организована уже пять лет спустя после его смерти.
Сервер Мустафаев скончался после продолжительной болезни, на 62 году жизни. Построил дом, вырастил четырех дочерей, дал достойное воспитание и путевку в самостоятельную жизнь. Растут его внуки и новое поколение крымских татар, которые сквозь его взгляд увидят слезы, радость, боль и победы нелегкого возвращения домой.