Певат Зети и Дилявер Османов у памятного камня
Дилявер ОСМАНОВ
Массовое возвращение и обустройство крымскотатарского народа на исторической Родине — в Крыму, в основном пришлось на начало 1990-х годов. Активистам на ниве возрождения крымскотатарской культуры, возвращения и увековечения на Родине имен выдающихся соотечественников, первоначально приходилось буквально пробивать стену непонимания и сопротивления властей.
Просматривая некоторые номера тематической страницы «Къарасув», которую автор этих строк выпускал на крымскотатарском языке в районной газете «Сельская новь» Белогорского района, за 1992 год, обратил внимание на ряд статей, сведений, стихотворений, посвященных Бекиру Чобан-заде, и в моей памяти, как отблески молний, вспыхивали те дни, проведенные в Карасубазаре (Белогорск), и события тех лет. Справка о реабилитации Бекира Чобан-заде была тогда также опубликована в «Къарасув». Именно в 1990—1993 гг. начались и активно реализовывались мероприятия по увековечению имени Бекира Чобан-заде в Карасубазаре.
«Дело по обвинению Чобан-заде Бекира Вагаповича до ареста 27 января 1937 года – действительного члена Азербайджанского филиала Академии наук СССР пересмотрено Военной коллегией Верховного Суда СССР 6 июня 1957 года. Приговор Военной коллегии от 12 октября 1937 года в отношении Чобан-заде Б.В. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено».
Председательствующий судебного состава Военной коллегии Верховного Суда СССР полковник юстиции А. Костромин».
(Справка из Верховного Суда Союза ССР)
Страница «Къарасув»
Первый номер страницы «Къарасув» на крымскотатарском языке в районной газете «Сельская новь» вышел в феврале 1992 года. К этому времени (1990—1992 гг.) относится и создание в Белогорске Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры (1990 г.) (автор этих строк был его председателем), и организация библиотеки имени Бекира Чобан-заде, и передача центру решением горисполкома здания районного суда, и внесение в повестку дня сессий горисполкома, горсовета Белогорска вопросов о переименовании улицы Комсомольской в центре города в улицу имени Бекира Чобан-заде и установке памятного камня на месте будущего памятника великому поэту, и даже вопрос возвращения городу его исторического имени — Карасубазар. Все эти начинания, кроме возвращения городу его имени, за два года (1992—1993) были нами успешно воплощены в жизнь. Однако давалось все это нам очень и очень нелегко, учитывая, что в те годы в Крыму к крымскотатарскому народу относились, мягко говоря, настороженно, а то и откровенно враждебно.
Лишь спустя 30 лет я впервые пишу о тех событиях. И нельзя сказать, что они канули в Лету, поскольку после 1937 года именно в 1990—1993 гг. в Карасубазаре были сделаны первые значимые шаги по возвращению и увековечению имени Бекира Чобан-заде на его родине.
Библиотека имени Бекира Чобан-заде в Карасубазаре
15 декабря 1990 года была учреждена городская крымскотатарская библиотека — отдел за №32 Белогорской районной библиотеки, позже ей было присвоено имя Бекира Чобан-заде.
В 2020 году к 30-летию библиотеки был подготовлен буклет, в котором констатируется, что помощь в ее создании оказали «руководитель центральной библиотеки Александра Шанаева, Абдурешит Джеппаров, Дилявер Осман, Певат Зети». Конечно же, список причастных к созданию библиотеки людей не ограничивается этими именами.
В то время из-за недостаточного количества книг на крымскотатарском языке фонд библиотеки пополнялся книгами, которые начали активно приносить наши неравнодушные соотечественники. После объявления о том, что крымскотатарская библиотека нуждается в пополнении фонда, даже писатели Татарстана собрали и прислали 50 книг, Певат Зети подарил библиотеке более 300 книг. Книгами с библиотекой поделились Нурие Ганиева, Умуш Решитова, Шефика Идрисова и другие жители. К открытию библиотеки набралось около 1000 книг. За прошедшие 33 года фонды библиотеки значительно пополнились и сегодня составляют 6,5 тыс. книг. В разные годы в библиотеке работали Земине Эмирусеинова, Анифе Османова, Лейля Джанджакова, Алиме Бекирка, Севиль Яшлавская, Зинеб Джемилева, их вклад в деятельность библиотеки значителен, к каждому юбилею великого поэта библиотека организовывала мероприятия и выставки.
История улицы имени Бекира Чобан-заде
Помню, словно это было вчера: когда в 1992-м я вошел в кабинет председателя Белогорского горисполкома Александра Лящука и принес обращение с просьбой о переименовании улицы Комсомольской в улицу имени Бекира Чобан-заде, он встретил меня жестко: «Почему это мы должны менять название улицы Комсомольской?». Я, на тот момент вернувшийся в Крым, только отучившись и отработав в Казани, молодой человек, не растерялся: «А почему, когда в городе стоят памятники Ленину, Калинину, улицы названы именами Луначарского, Крылова — людей не имевших никакого отношения к нашему городу, здесь не может быть улицы имени Бекира Чобан-заде — рожденного здесь поэта, ученого, репрессированного, неизвестно где похороненного?!». Лящук не нашелся что ответить, пробурчал: «Это еще надо подтвердить».
Вот так впервые на официальном уровне весной 1992 года был поднят вопрос о переименовании улицы. После этого, собрав все нужные документы и сведения о Бекире Чобан-заде: его биографию, стихотворения, книги, я приобщил их к заявлению и отдал секретарю горисполкома Романенко. Среди документов, несомненно, самой основной была справка о реабилитации Бекира Чобан-заде. После этого вопросов типа: «А кто он такой?» — поубавилось.
Позже стало известно, что вопрос о переименовании улицы уже начал обсуждаться на уровне районных властей. Глава района того периода Станислав Маркевич, его заместитель Владимир Овчинников были категорически против переименования улицы Комсомольской в улицу имени Б. Чобан-заде и установки там памятного камня. В конце концов нам стало ясно, что официального согласия не будет. На одно из заключительных совещаний пригласили меня и сообщили: «Переименования улицы не будет, установки памятного камня на месте, предложенном вами, не будет».
Хоть я и был вынужден заметить, что их отказ только обострит обстановку, а памятный камень Чобан-заде, несмотря ни на что, будет нами установлен, на самом деле я тогда еще не знал, что делать дальше.
В движении – результат
Поняв, что местные власти будут упираться и дальше, было решено обратиться в Совет министров Крыма. В Симферополе с чиновниками Совета министров на протяжении длительного времени было проведено много встреч, обсуждений, споров, и хотя они не особо сдвинули дело с мертвой точки, некоторые ответственные лица начали понимать, кто такой Бекир Чобан-заде.
Начальник отдела по делам национальностей Совета министров Крыма Алексей Леонтьевич Орловский (ныне покойный) был одним из тех, кто с пониманием отнесся к решению поднятого нами вопроса. Однажды в конце рабочего дня в его кабинете, после нашего очередного разговора, связанного с Б.Чобан-заде, после множества вопросов-ответов на эту тему, он, немного подумав, позвонил в Белогорский райисполком: «…Вы что там придумываете, к вам есть обращение о переименовании улицы, документы представлены, согласно закону реагируйте, завтра мне доложить», — сказал в трубку телефона. «Завтра утром в семь ты тоже будь в райисполкоме», — сказал он мне.
Назавтра рано утром второй этаж Белогорского райисполкома напоминал растревоженный пчелиный улей. Меня на обсуждение не пригласили. Однако из зала заседаний участники выходили толпой, раскрасневшиеся, возбужденные. Вышедший с ними зампред Владимир Овчинников кивком пригласил меня в свой кабинет.
— Вы, оказывается, уже до Симферополя добрались, но памятный камень там, где хотите вы, установлен не будет. Переименования улицы Комсомольской не будет, я лично против. Это наша молодость, частица истории, — сказал он.
— Ну что ж, раз вы ничего не делаете в этом направлении, мы оставляем за собой право действовать. А ответственность будет на вас, — сказал я и, попрощавшись, вышел.
На протяжении 1992 года мы продолжали настойчиво обивать пороги местных властных кабинетов по вопросам переименования улицы и установки памятного камня, не прекращали попыток диалога на эту тему с главой города Александром Лящуком, в то же время в местной прессе, на страницах «Къарасув» продолжали публиковать материалы о Бекире Чобан-заде. В результате нашего упорства, наконец, в январе 1993 года вопрос о переименовании улицы Комсомольской в улицу имени Бекира Чобан-заде был внесен в повестку дня. Об этом сообщили мне и пригласили на заседание.
«Название улицы надо написать на латинской графике!..»
Заседание было назначено на 27 января 1993 года. А накануне я собрал в библиотеке для обсуждения проблемы членов Карасубазарского координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры. Один из участников заседания, выскочив вперед, стал «делить шкуру неубитого медведя» — потребовал выдвинуть властям условие, что название улицы должно быть написано на латинице, мол в противном случае мы не будем согласны! Бог знает, понимали ли такие «герои», что подобные их требования могут вообще привести к отказу районных чиновников обсуждать этот вопрос. Если не будет переименования улицы — значит и не видать нам установки памятного камня.
Меня пригласили на заседание, когда стали рассматривать вопрос о переименовании улицы. После моего выступления, вопросов-ответов и некоторых препирательств, вопрос был поставлен на голосование, и большинством голосов было принято решение о переименовании улицы Комсомольской в улицу имени Бекира Чобан-заде. Положительному решению этого вопроса помогло содействие городского главы Александра Лящука.
На решение этого вопроса был потрачен целый год. Кстати, мы и в дальнейшем совместно работали с этим главой города над решением других вопросов. Один из них – предоставление для Координационного центра здания районного суда. К сожалению, наши активисты не сумели должным образом распорядиться этим помещением и, в конце концов, оно пришло в упадок и разрушилось.
Вот такой была история с официальным переименованием улицы Бекира Чобан-заде. Далее мы предложили указатели на улице написать на трех языках: русском, украинском, крымскотатарском. Указатели были установлены на зданиях в канун празднования 100-летия Чобан-заде в мае 1993 года.
Вопрос установки памятного камня на месте будущего памятника Б. Чобан-заде городские власти не рассматривали.
История памятного камня
Для памятника Бекиру Чобан-заде в 1992 году было выбрано свободное, просторное место в центре города, перед горисполкомом. Власть, в связи с тем, что памятник будет стоять спиной к зданию горисполкома, предлагала для него другое место, но наш выбор тоже был окончательным. Попытки без лишнего шума подготовить для памятника другое место тоже не увенчались успехом. После этого городские чиновники затеяли молчанку вокруг истории с памятным камнем, мы тоже, чтобы не накалять обстановку, вопрос не будировали, но заказали изготовление камня местному ПУЖКХ. Мастера по камню В. Рединский и В. Емец взялись за дело. Сначала планировали поручить и установку камня предприятию ПУЖКХ, но поскольку не было официального решения горисполкома о его установке, госпредприятие не могло этим заниматься, и у руководителя ПУЖКХ Рефата Муртазаева могли возникнуть неприятности. Поэтому решили установить камень своими силами. Весь апрель прошел в хлопотах по подготовке мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Бекира Чобан-заде, с установкой памятного камня.
В установке памятного камня мы попросили принять участие уважаемых в городе аксакалов, ветеранов войны и членов религиозной общины. Все были согласны. План был таким: к месту установки памятного камня в центре города соберутся фронтовики с орденами, аксакалы и все желающие. Обеспечение всеми строительными материалами, всем необходимым Координационный центр взял на себя. Энвер-ага Меджитов, Билял Ильясов, Сулейман Аблямитов, Абляз Муждабаев, Сервер Мамутов, Абдулла Билялов, Рустем Аметов, Абла Муратов и другие принимали участие в установке памятного камня.
15 мая, утром, Энвер-ага Меджитов привез все необходимое на своей машине к месту установки камня. Здесь его уже ждали и сразу принялись за дело. Воодушевленные значимостью события люди быстро установили памятный камень. На нем была белая мраморная плита с надписью: «Здесь будет установлен памятник Бекиру Чобан-заде». Учитель из Турции Мехмет Озьтюрк прочел молитву, камень обернули пленкой. Проведенный в быстром темпе этот народный субботник оказался под пристальным вниманием сотрудников горисполкома, которые наблюдали за происходящим из окон здания. Но никто к нам не подошел, не поинтересовался, что мы делаем.
Памятный камень был установлен без решения властей в дождливое пасмурное утро 15 мая 1993 года, в день 100-летия со дня рождения Бекира Чобан-заде.
В 12.00 ч. для участия в праздничных мероприятиях из Симферополя приехали ученые, преподаватели, артисты Крымскотатарского театра, писатели, сотрудники официальных структур, журналисты. Улица Чобан-заде, политая и прибранная, украшенная двадцатиметровыми алыми полотнищами с написанными на них белыми буквами на трех языках: «100-летие Бекира Чобан-заде» (их изготовили художники Смаил Ибрагимов и Леонид Стрельников), указателями на трех языках, была готова к торжествам. Гостей проводили в крымскотатарскую библиотеку, программа праздника была напечатана в новом выпуске «Къарасув» и включала посещение библиотеки, литературно-музыкальную композицию с участием школьников, массовое шествие гостей и жителей города от библиотеки до гостиницы, торжественное открытие памятного знака на месте установки памятника Б. Чобан-заде с выступлениями ученых, писателей, общественных деятелей, музыкальная часть, посещение выставки картин в Доме культуры и концерт.
В тот же день состоялось открытие мемориальной доски, изготовленной из черного мрамора, с портретом Б.Чобан-заде и строками из его стихотворения, доску установили на здании библиотеки. Установку доски также организовал Координационный центр по возрождению крымскотатарской культуры.
О создании и деятельности библиотеки рассказали гостям Земине Эмирусеинова, Анифе Османова. О Бекире Чобан-заде говорили участница национального движения Зампира Асанова, профессор Тейфук Асанов, молитву прочла жительница города, старейшая учительница Шефика Идрисова. Мероприятие в тот день украсил своей музыкой ансамбль «Къарасув» под руководством уроженца Карасубазара, музыканта Эскендера-ага Кадырова с сыновьями, и юная исполнительница Эльзара Баталова, встречали гостей также ученики школы №2.
Открытие памятного камня
Участники праздничного шествия подошли к памятному камню, где их с голубыми флагами встретили соотечественники – жители города и района. Началось торжество, которое открывал автор этих строк. Выступили председатель оргкомитета профессор Айдер Меметов, глава города Александр Лящук, главный редактор журнала «Йылдыз» Айдер Осман, а также Певат Зети, ученица 5 класса 1-й школы Севиль Османова прочла стихотворение поэта «Ах, табылсам…»
Александр Лящук, в частности, сказал: «У нас в городе много улиц, но все они должны сливаться в одну единую улицу. Мы должны вместе решать наши проблемы и вместе отмечать праздники. Я думаю, что улица Б. Чобан-заде будет одной из самых лучших улиц города».
Под звуки национального гимна автор этих строк и Певат Зети открыли памятный камень, на котором по белому мрамору позолоченными буквами было написано, что здесь будет установлен бюст крымскотатарского поэта, академика Бекира Чобан-заде.
Мероприятия продолжились в Доме культуры
После возложения цветов к памятному камню, гости переместились в помещение районного Дома культуры, где ознакомились с выставкой произведений художников Рамиза Нетовкина, Сервера Хайбуллаева. В зале перед гостями выступили А. Меметов, рассказавший о некоторых моментах жизни Б. Чобан-заде, К. Шальверов поделился воспоминаниями о лекциях Чобан-заде, которые ему довелось посещать.
Завершился юбилей концертом, в котором приняли участие районные деятели культуры: ансамбли «Ешиль ада» (рук. Экрем Шемшединов), «Къарасув» (рук. Рустем Кадыров), «Яйла» (семейный ансамбль Зинадиновых), исполнительницы Эльзара Баталова, Тамила Сейдаметова.
В подготовке и проведении торжественных мероприятий оказали поддержку предприниматели Рамазан Куртсеитов, Эскендер Сейтмеметов, Багъыш Османов, Рефат Муртазаев, мастера И.Г. Скерлик, Смаил Велиляев, Владимир Емец, Владимир Рединский, художники Смаил Ибраимов, Леонид Стрельников, районная библиотека, мусульманская община, городские власти.
Совет министров Крыма только 18 мая принял решение о проведении мероприятий к 100-летию Б. Чобан-заде (которые уже прошли 15 мая) и присоединил их к этому своему решению. Но всем было известно, что карасубазарские активисты действовали, не ожидая никаких распоряжений и решений сверху.
Как создавался памятник Бекиру Чобан-заде
Весной 1998 года А. Джеппаров обратился ко мне, сказав, что Ресуль Велиляев хотел бы встретиться и поговорить со мной относительно памятника. Мы встретились, поговорили и решили взяться за создание памятника Бекиру Чобан-заде. Он предложил привлечь к работе скульптора, я посчитал, что нужно объявить конкурс эскизов. Ничего определенного на этот счет решено не было.
В один из дней я встретился с художником Али Беляловым, чтобы узнать его мнение по поводу наших скульпторов. Ни к чему определенному мы не пришли. Через некоторое время Али вновь обратился ко мне и предложил самому взяться за это дело, добавив, что в годы учебы прошел курс скульптуры. Я удивился его смелости, задумался. Предложил ему сделать эскизы. На одном из его эскизов Б. Чобан-заде стоял в полный рост, эскизы мне понравились, и мы тотчас поехали к Р. Велиляеву. Ресуль высказал свое мнение, предложил Али сделать еще варианты эскизов. Мы встречались и обсуждали варианты эскизов несколько раз, потом я отошел, чтобы им не мешать. Они вдвоем продолжили работу. Иногда Али советовался со мной по поводу будущего памятника, но я не вмешивался в его работу, хотя и высказывал свое мнение.
Ресуль Велиляев и Али Белялов у памятника Бекиру Чобан-заде в Белогорске
Открытие памятника состоялось 12 сентября 2001 года.
Как стало известно в ходе работы, памятник было решено сделать именно в таком виде (Чобан-заде сидит за столом) главным образом из-за того, что памятник в полный рост легко разбить, разрушить и т.д.
«Чобан-заде смотрит в сторону Турции…»
Помню, после того как памятник был торжественно открыт, один из городских чиновников обронил, что памятник-де стоит спиной к зданию горисполкома, лицом к Турции. На что один из наших активистов ответил: «Чобан-заде смотрит в сторону Мекки-Медины».
На самом деле памятник стоит лицом к улице имени Бекира Чобан-заде. Очень верится, что Бекир Чобан-заде, чья могила неизвестно где находится, навечно вернулся в свой родной город. Памятник — символ этому. Потомки будут всегда помнить, чтить и славить великого Бекира Чобан-заде.
Журнал «Йылдыз», №2
23 марта 2023 г.
(Публикуется в сокращении.)
comments powered by HyperComments