Курс валют USD 0 EUR 0

Эмир-Амет Париков — Дон Кихот Крымский

Комментариев: 0
Просмотров: 162

Их жизнь – Театр

«Голос Крыма» продолжает свою рубрику «Их жизнь – Театр!», чтобы ближе знакомить с артистами, драматургами, режиссерами, людьми, чьи жизнь и творчество тесно связаны с Его величеством Театром.

Когда он выходил на сцену театра, зал завороженно замирал. Каждый его образ вызывал непередаваемые эмоции. Любимец публики, создавший ряд комедийных и драматических образов в спектаклях: «Лейли и Меджнун», «Фаише», «Намус», «Разбойники», «Женитьба Фигаро» и других. Его Дон Кихот был неподражаем и блестяще воплощен на сцене. И в жизни он получил прозвище Дон Кихот Крымский. Наверное, этот образ отражал характер самого актера – Эмир-Амета Парикова (1898–1936). О его таланте и артистизме высоко отзывается в своих воспоминаниях «Меним энишли-ёкъушлы ёлларым» Сабрие Эреджепова. Выйдя на сцену (а он был выше двух метров, в огромных очках), он вызывал хохот, еще не успев открыть рот. А когда уже вживался в комический образ, то тут зал надрывал животы от смеха. От этого красивого здоровяка с огромными руками исходила такая энергетика. И Эреджеповой особенно запомнилась его комическая сценка об озенбашце Ахмете, купившем в Ялте диковинный «портрет» своего отца, на самом деле это было зеркало в оправе.
Эмир-Амет Париков родился в с.Теберти Бахчисарайского района. Окончил Бахчисарайский техникум художественных промыслов, учился у известного художника, искусствоведа, этнографа Усеина Боданинского. Своими внешними и внутренними данными, по словам драматурга и театрального деятеля Гани Мурата, Эмир-Амет Париков значительно выделялся среди всех. По своему размеру и росту он нигде не мог найти себе одежду, поэтому сам рисовал эскизы костюмов, пальто, обуви, шил на заказ и всегда одевался по моде. Найти работу по профессии он не смог, и судьба привела его в Кезлев (Евпаторию), где он собирал плоскую гальку у моря, акварелью разрисовывал ее кипарисами и белыми пароходами, видами Крыма и продавал курортникам. Немного поработал инспектором в паспортном отделении города.Но в 1925 году дорога привела его в театр, где первым его близким другом стал актер Халид Гурджи. Он же первым дал Парикову прозвище Дон Кихот Крымский. А тот в ответ шутя назвал его Айдут Али Баба (Разбойник Али Баба).
В 1923—1925 годах Умер Ипчи пишет пьесу «Фаише» (Распутница). Ввести в нее образ муллы Умеру Ипчи посоветовал именно Париков. Вскоре Ипчи принес свою пьесу и заявил Парикову: «Вот тебе роль муллы, а поскольку ты профессиональный художник, то эскизы его костюма тебе и готовить».
Спустя несколько дней Париков принес эскизы, и его образ муллы, костюм и коронная фраза к промышлявшей нехитрым ремеслом женщине: «Барышна, руп дам!.. Руп, руп пешин! Идом там», — вызывали неописуемые восторг и врыв хохота.
Эмир-Амет Париков своими философскими ролями снискал славу не только актера-комика, но и актера психологической драмы.

Эмир-Амет Париков (стоит справа) с актерами довоенного русского и татарского театра имени М. Горького

По воспоминаниям Гани Мурада в книге «Театр санъатымызнынъ саифелерден», в конце 1920-х годов главный режиссер Крымского государственного татарского театра Умер Девишев решил напомнить зрителям Дон Кихота, которого так блестяще сыграл Париков. По мотивам Сервантеса Девишев создал детскую инсценировку. И главные роли в них исполнили два друга: Париков и Гурджи. Это была комическая сцена: Париков ростом 2 м 10 сантиметров – Дон Кихот; Халид Гурджи в 1 м 50 см — Санчо Панса. Париков на высоком трехколесном велосипеде с прикрепленной спереди головой лошади и надписью «Росинант», Гурджи – на низком велосипеде с головой осла. Этот спектакль для детей стал неподражаемой комической фантастикой, и даже взрослый зритель торопился попасть на представление, ругаясь у кассы театра, если не получалось достать заветный билет.
К сожалению, Эмир-Амет Париков на одной из гастролей в Евпатории заболел гриппом, оправиться от которого ему уже не довелось. Он умер 15 февраля 1936 года. 18 февраля с 9 до 15.00 часов в фойе театра состоялась церемония прощания общественности с любимым артистом. Похоронили Эмир-Амета Парикова на верхнем татарском кладбище на ул.Субхи в г.Симферополе, которое после выселения крымских татар сравняли с землей.
К 125-летию со дня рождения актера Республиканская крымскотатарская библиотека имени Исмаила Гаспринского подготовила юбилейный бенефис «Яркая звезда на театральном небосклоне». В виртуальной презентации «Дон Кихот Крымский» со страниц книжных и периодических изданий из фондов библиотеки была представлена короткая жизнь актера, ярко вспыхнувшая на театральных подмостках и трагически оборвавшаяся в 38 лет.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог