Курс валют USD 0 EUR 0

Древность Крыма — в их крови

Комментариев: 0
Просмотров: 238

В процессе массового возвращения крымских татар в Крым, на родине стали возрождаться не только подзабытые традиции, но и вырабатываться новые. Встречи односельчан (койдешлер корюшюви) основательно вошли в народную традицию и проводятся во многих регионах полуострова.

Окончательное разрушение крымскотатарской традиционной общины произошло с выселением народа. И хотя в Азии односельчане поддерживали отношения друг с другом, то в процессе возвращения жизнь разбросала всех по Крыму. Необходимость восстановления утерянных связей, встреча на малой родине, откуда берет начало история твоего рода, память о предках — находят живую поддержку в народе. Возвращение к истокам, в данном случае, имеет сакральное значение, и в будущем, возможно, явится стимулятором новых проявлений в улучшении положения народа в Крыму.

16 сентября состоялась встреча односельчан южнобережных сел — Гаспра, Кореиз и Мисхор. Микрорайон компактного проживания крымских татар Чатал-къая на территории пгт Кореиз принимал гостей со всего Крыма. Это была первая долгожданная встреча.

Амир Меджитов

Открывая мероприятие, ветеран крымскотатарского национального движения Амир Меджитов напомнил, что 16 сентября для местных жителей символическая дата, с этого дня начинается отсчет возникновения микрорайона Чатал-къая, когда в 1990-м году крымские татары расположились на бывшем табачном поле и занялись возведением собственных домов.

Приветствуя гостей, главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров отметил, что у каждого народа есть родина, а у каждого человека — малая родина. В местах депортации у молодежи формировался индивидуальный образ малой родины, передаваемый старшим поколением. У выходцев степного Крыма он отождествлялся со степными просторами, тучными стадами овец и коров. Население средней полосы, включающей в себя такие крупные города, как Бахчисарай, Симферополь и др., видело себя наследниками великой культуры и государственных традиций. У жителей горного Крыма и южнобережья — горы и море, при одном их упоминании захватывало дух. Древность Крыма — в их крови, а природный рай создавался, в том числе, их ежедневным кропотливым трудом.

Поселения на территории Гаспры, Кореиза и Мисхора существовали еще с античных времен, упоминания о селах встречаются в средневековых источниках, а российская историография зафиксировала их как татарские деревни.

История располагает следующим фактом: в период Русско-турецкой войны 1787—1791 годов производилось выселение крымских татар из прибрежных селений во внутренние районы полуострова. Выселение коснулось жителей и вышеупомянутых деревень, но во второй половине 1791 года всем было разрешено вернуться на место прежнего жительства.

Население этих сказочных мест имело множество достоинств, жители занимались садоводством, виноградарством, табаководством. Российская элита облюбовала эти земли и строила здесь свои дворцы, которые после установления советской власти были превращены в известные санатории. Проживающие в ялтинском регионе крымские татары, вращаясь среди российской культурной элиты, значительно европеизировались в своих взглядах, что отражалось на их поведении, быте и образе жизни. Возведенные ими каменные дома 100—200 лет назад, а может еще ранее, до сих пор служат собственникам достойным жилищем и помогают сохранять традиционный облик южнобережья.

Улькер Сеитбекирова

Инициатива проведения данной встречи односельчан исходила от молодой соотечественницы Улькер Сеитбекировой, дедушка которой родом из Гаспры.

Выступая перед собравшимися, она сказала: «Одной из главных целей нашего мероприятия является преемственность поколений. Здесь важную роль играет генеалогия – наука о человеческом роде. У каждого из нас есть семья, за которой стоит целый род, а это не десятки и не сотни, а тысячи человек. За последний месяц я часто обсуждала вопрос составления генеалогического древа со своими друзьями и знакомыми. И выяснила, что никто из них никогда не пытался его составить. Кроме того, большая часть собеседников не знала своих предков дальше родных бабушек и дедушек. При этом в восточных странах, в отличие от нашего общества, генеалогии уделяется особое внимание. Как пишут исследователи, например в Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается из поколения в поколение. Именно поэтому, в том числе, китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род. Нам, крымским татарам, особенно важно уделять внимание генеалогии и составлению родословной. После депортации немало семей было разъединено, и спустя время родственники так и не смогли воссоединиться. Депортация унесла жизни многих стариков, а вместе с ними и воспоминания о тех поколениях, которые родились в XIX веке. Нашей семье в этом плане повезло. Эльвира-хала Асанова еще в начале 1980-х годов записывала, общаясь с Сайде-бойкана Близаровой, ее воспоминания, и благодаря этому составила генеалогическое древо, которое, по нашим подсчетам, уходит к середине XIX века.

Амет-ака Кналов особо рад встрече односельчан

 

Сегодняшнее мероприятие – это первая встреча односельчан Гаспры, Кореиза и Мисхора. Сегодня мы можем познакомиться с потомками тех, кто когда-то, возможно, жил через калитку, ходил в одну школу или работал в одном санатории; обменяться контактами и даже восстановить родственные отношения (пусть даже и в 5—7 поколениях). Именно такие встречи односельчан сегодня могут стать эффективным инструментом в составлении родословной. Потому что главной составляющей этого процесса является общение, взаимодействие потомков одного рода.

Если взять практику выходцев из других крымских районов, например Бахчисарайского и Судакского регионов, то они ежегодно собираются в своих родных селах, имеют налаженную систему организации мероприятия и целые команды организаторов. Одна из наших задач – ввести встречу односельчан Гаспры, Кореиза и Мисхора в ежегодную традицию.

Итогом таких встреч в долгосрочной перспективе может стать издание книг, которые будут включать в себя историю этих сел и их жителей. Подобные книги про Корбек, Къоз, Демирджи, Къувуш и др. уже давно увидели свет. На прошлых выходных, на V крымскотатарской книжной ярмарке состоялась презентация книги о Дерекое.

Старшие поколения уходят, забирая с собой знания о прошлом своей семьи, но наша цель – зафиксировать то, что мы сегодня имеем, чтобы будущие поколения имели представление, откуда они родом, и могли гордиться своими корнями».

На встрече односельчан была роздана соответствующая анкета, которую присутствующие по желанию заполнили. В дальнейшем эти сведения лягут в основу научного исследования.

Некоторые шутили, что после восстановления родственных связей, крымскотатарские свадьбы будут насчитывать не 200—300 гостей, а все 400—500.

На мероприятии присутствовал уроженец этих мест — 86-летний Амет-ака Кналов. Он один из первых откликнулся на призыв организовать встречу. Членам оргкомитета известны еще долгожители, проживающие в Крыму, но в силу различных причин и по состоянию здоровья не сумевшие побывать на мероприятии. Это Адиль Сеитбекиров, Эмине Керимова, Веляде Мустафаева, Мерьем и Лейля Тохтаровы из Гаспры, Халит Куку и Дляра Ибраимова (96 лет) из Мисхора и многие другие. Остается надеяться, что в следующем году они станут украшением праздника.

Встреча односельчан Гаспры, Кореиза и Мисхора прошла на высоком подъеме. Тон задавал и ансамбль «Дестан», чье исполнительское мастерство никого не оставило равнодушным.

Хотелось бы отметить радушие хозяев кафе «Версаль», организовавших прием на достойном уровне.

Встречи односельчан — инициатива народа, и каждый крымский населенный пункт пусть станет центром подобных инициатив.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог