Курс валют USD 0 EUR 0

К 95-летию профессора Джавида Абдураимовича Кудусова

Комментариев: 0
Просмотров: 140

Сервет МАМБЕТОВ

Искусство вознаградит того, кто целиком отдает ему себя без остатка. В этом счастье нашей профессии. В ­этом смысл жизни музыканта.
Е. Светланов

Джавид Абдураимович Кудусов – заведующий кафедрой музыкального воспитания Крымского инженерно-педагогического университета (1998–2015), заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарстана, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. В этом году ­ему исполнилось бы 95 лет.
Он родился в городе Симферополе 28 декабря 1928 года. Детство Джавида Абдураимовича до семи лет прошло в Керчи, где его ­отец, Абдураим Кудусович Кудусов, работал председателем заводского комитета металлургического завода им. Войкова. Отец Джавида Абдураимовича добровольцем ­ушел на фронт и погиб в 1942 году.
Мать Джавида Абдураимовича – заслуженная артистка Татарстана, прима Казанского театра оперы и балета, ныне носящего имя Мусы Джалиля, Шефика Юсуфовна получила музыкальное образование в Симферопольском музыкальном техникуме по классу фортепиано и вокалу. Класс фортепиано Шефика Юсуфовна закончила за 3 года, а класс вокала – за 4 года. Одновременно работала в радиокомитете Крымского радио как пианистка, вокалистка и концертмейстер. Обладая неподражаемым голосом – лирико-колоратурным сопрано, Шефика Юсуфовна мечтала о большой сцене, и, благо, помог Его величество случай. В довоенное время в СССР проводились так называемые Декады – своеобразные отчеты всех союзных и автономных республик о достижениях за год в области культуры. Декада Татарстана была намечена на ­июль 1941 года и должна была проводиться в Москве. Для участия­ в Декаде следовало пройти прослушивание. Об этом Шефика Юсуфовна узнала случайно и решила попробовать свои силы. И вот в начале весны 1941 года это прослушивание состоялось. В результате она получила главную роль в спектакле заслуженного деятеля искусств РСФСР и Татарстана композитора Н.Г.Жиганова «Алтынчеч» (либретто Мусы Джалиля). Кроме того, Шефика Юсуфовна была принята на работу в Казанский театр оперы и балета. Благодаря таланту Шефики Кудусовой, ей было поручено исполнять главные роли классического репертуара: в оперном театре – Джильду в «Риголетто» Дж. Верди, Тоску в «Тоске» Д. Пуччини, Розину в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Маргариту в «Фаусте» Ш. Гуно, Марфу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Фариду в «Фариде» ­М. Юдина, Су-Сылу в «Тюляк» Н. Жиганова, героинь в музыкальных спектаклях татарского репертуара. Затем она переехала в Москву, пела в джазовом коллективе О. Лундстрема. Работала в Москонцерте, пела вместе с И. Козловским, Э. Долухановой, Р. Бейбутовым. После депортации крымских татар подверглась дискриминации. В 1950 году заслуженная артистка ТАССР была уволена с работы. В результате всех несчастий в ее судьбе скончалась в возрасте 46 лет. Д. А. Кудусов с горечью пишет о кончине матери: «Большую­ беду, как и счастье, не предвещает ничто. К ней приготовиться нельзя, нельзя и ­уберечься. Рок, судьба, фатум – те самые понятия­, смысл которых не в состоянии постичь человеческий ра­зум. С судьбой положено смириться. Но как, скажите, смириться со смертью самого близкого, самого любимого человека?!».
В мае 1942 года тринадцатилетний Джавид Кудусов поступил на работу на один из оборонных заводов в Казани. Для подрастаю­щего поколения патриотизм, подвиг, любовь к Родине были не пус­тыми словами, и для него судьба страны, нации гораздо важнее­ собственного жизненного благополучия. И он мечтал о фронте. Совершенно случайно Джавид узнал о том, что на Соловецких ­островах была организована Школа юнг Северного флота. В сорок четвертом, чтобы попасть на фронт, он едет в Архангельск, где проводился набор. Из Казани в Школу юнг было направлено 20 человек, в их числе был и Джавид Кудусов. Получив специальность минера-торпедиста, Кудусов служит на Черноморском флоте и до 1949 года в составе спецкоманды расчищает от мин феодосийско-керченский фарватер. В 1952 году возвращается в Казань, на завод.
Любовь к музыке, с раннего детства привитая ему матерью, в конце концов берет верх. После окончания войны, целью Джавида Абдураимовича стало получение высшего образования и профессии. Перед поступлением в музыкальное училище состоялась встреча с его будущим преподавателем – профессором хорового дирижирования и хоровых дисциплин Казанской консерватории С. А. Казачковым. Джавид Абдураимович поступил в музыкальное­ училище сразу на второй курс и через три года закончил его с отличием. В консерватории у него был свободный график посещения занятий. А через год, когда он перешел на 5-й курс, ему предложили, без отрыва от обучения, работу в Казанской филармонии­ хормейстером Государственного ансамбля песни и танца Татарстана. С ансамблем он объездил весь Советский Союз от Южно-Сахалинска до Мурманска, с концертами трижды побывал во всех союзных республиках. Выступления ансамбля проходили на лучших концертных площадках страны. В частности, ансамбль выступал в зале им. П. И. Чайковского Кремлевского театра и на открытии Дворца Съездов в Кремле в 1969 году.
Государственный ансамбль песни и танца Татарстана под управлением Д.А. Кудусова записал в Москве свыше 50 хоровых произведений, которые транслировались в радиопередачах по всей стране.
В 1968 году Джавиду Абдураимовичу было присвоено звание­ заслуженного деятеля искусств Татарстана.
С 1970 по 1998 годы Д.А. Кудусов работал в Казанском институте культуры и искусств на должности доцента и заведующего кафедрой хорового дирижирования­. В 1980 году учебный хор Казанского института выступал в Москве, в концертном зале «Россия», с выдающимися мастерами искусств – народными артистами РСФСР и Татарстана Ринатом Ибрагимовым, Зилей Сунгатуллиной, Хайдаром Бегичевым, Эмилем Заляльдиновым.
В 1977 году Джавиду Абдураимовичу Кудусову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1987 году Всесоюзной Аттестационной Комиссией Д.А. Кудусову было присвоено ­ученое звание профессора кафедры хорового дирижирования. В 1998 году Джавид Абдураимович Кудусов стал членом-корреспондентом Международной Петровской Академии наук и искусств в г. Санкт-Петербурге (Академия была основана в XVIII веке Петром I). Участник Великой Отечественной войны, юнга Северного флота, старшина II статьи Балтийского флота (1944–1952), хормейстер, художественный руководитель ансамбля песни и танца Татарской государственной филармонии в Казани (1961–1970), заведующий кафедрой хорового дирижирования­ Казанской академии (ныне университет) культуры и искусств (1970–1998), член художественных советов Татарской государственной филармонии и радиокомитета (1965–1998), заместитель председателя хорового общества Татарстана (1970–1987), составитель и редактор трех хоровых сборников, автор учебных пособий для учебных заведений дирижерско-хоровых отделений, изданных в 1976, 1978, 1985 гг. ­Имеет 12 юбилейных медалей, медаль Ушакова, орден Отечественной войны.
Сколько в жизни было пережито! Каких вершин достиг он! Где только не был Джавид Абдураимович, но сердце его всегда стремилось в страну детства, на свою Родину – в Крым. ­Ежегодно Д.А. Кудусов приезжал в Крым, мечтал жить здесь, работать, пусть даже садовником, лишь бы опять дышать воздухом и любоваться закатом крымского солнца за горизонт любимого Черного моря.
Случайно он узнал о том, что в 1997 году была открыта кафедра музыкального воспитания­ на психолого-педагогическом факультете Крымского государственного индустриально-педагогического института. В 1998 году он возвращается на родину и возглавляет ­эту кафедру. На тот период он был ­единственным профессором музыки в Крыму. С приходом на кафедру, он стремится поднять уровень обучения на высшую­ ступень. Совместно с преподавателями кафедры были переделаны учебные­ планы по программе консерватории. В последующие годы на факультете открылись новые кафедры – народно-инструментального искусства и народно-песенного искусства.
Сколько незабываемых впечатлений связано у меня с ним! Музыкант и человек уникального таланта, он внес в творческую жизнь кафедры весомый, неоценимый вклад. Замечательный дирижер, педагог, наставник, Джавид Абдураимович был не только талантливым хормейстером, но и обаятельным, безупречно честным и принципиальным человеком. Будучи энциклопедически образованным, он никогда не кичился своими знаниями, а бескорыстно передавал их своим ученикам. Работая с хором, он горел, увлекался, и это творческое­ горение заражало всех – в этом была первопричина высокого исполнительского мастерства руководимого им хора.
На кафедре мы, почти все преподаватели, были гораздо моложе Джавида Абдураимовича, с хорошими амбициями, но без ­опыта работы в высшей школе. Мы были первыми у истоков формирования «музыкальной школы» Крымского государственного индустриально-педагогического института, учились и творчески росли вместе с институтом. И то, что многие из молодых тогда преподавателей стали сегодня уважаемыми ветеранами Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубовича – это заслуга, как я считаю, Д.А. Кудусова.
Говоря о Д.А. Кудусове, нельзя не сказать о его уроках. В классе всегда царила атмосфера вдохновенной работы: он мог провести какую-то очень любопытную­ параллель, взятую из живописи, литературы, истории. Меня восхищали ­его музыкальная эрудиция, профессиональное мастерство, которыми он всегда охотно делился со студентами и с любимыми музыкантами, обращавшимися к нему за советом. Джавид Абдураимович старался, чтобы за период обучения студенты как можно шире охватили репертуар дирижеров-хоровиков – от старых мастеров до ныне живущих композиторов. Передавая своим ­ученикам влюбленность в музыку, он умел сохранить индивидуальность своих учеников, и в то же время у каждого из них можно обнаружить нечто кудусовское. А ­это нечто ­означает, прежде всего, благородный вкус. Увидев в своем студенте Сервере Кадирове уникальный и редкий вокальный голос, Джавид Абдураимович рекомендует ему перевестись в Казанскую­ консерваторию на класс вокала. На старших курсах Сервер параллельно с учебой работает в Казанском театре оперы и балета им М. Джалиля. И все-таки Крым манит Сервера домой, по окончании консерватории он возвращается в Симферополь и сейчас работает солистом Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.
Джавид Абдураимович… Сколько незабываемых впечатлений у меня связано от общения с ним.

Мое живое общение с Джавидом Абдураимовичем

– Ваши представления о дирижерском деле сложились раньше, чем вы встали за пульт?

– Мои детские представления­ о дирижировании были такими завлекательными, уводящими и ­уносящими тебя в заоблачные­ выси, что потом, конечно, когда я впервые оказался наедине с хором, мне пришлось сразу ощутить огромную разницу между мечтой и реальностью. Был я тогда студентом консерватории. Да, огромная разница образовалась. Но что оказалось самым неожиданным – ­это сознание, что управлять хором безумно трудно.

– В каком году вас пригласили на должность хормейстера в ансамбль песни и танца Татарстана?

– В августе 1961-го ко мне домой зашли Джаудат Караматуллович Айдаров – художественный руководитель ансамбля песни и танца Татарстана, и его жена – музыковед Зайнаб Шайхулловна Хайруллина, с предложением поступить на работу в ансамбль на должность хормейстера. Это неожиданное предложение меня заинтересовало и обрадовало. На мой вопрос, чем вызвано это приглашение, Джаудат Караматуллович ответил, что у них есть свободная вакансия хормейстера, и Министерство культуры рекомендовало меня на эту должность как перспективного специалиста. Меня всегда интересовала творческо-исполнительская работа в качестве дирижера хора.

– Как возникла идея создания «Праздника песни»?

– Я объяснил руководству свой план создания «Праздника песни», который впервые должен был состояться в нефтяном районе и, пожалуй, по всей республике, где наряду со сборным хоровым коллективом должны принять участие­ лучшие танцевальные коллективы, духовые оркестры, различные инструментальные ансамбли. То есть должен был организовать грандиозное зрелище на стадионах нефтяных городов в течение 5 дней. Руководство меня поддержало. Из Казани прибыл известный театральный режиссер Ширьяздан Мухамедзянович Сарымсаков, который в короткий срок сумел организовать это массовое зрелище. Это было первое серьезное испытание на прочность моей будущей профессии – дирижера. Председатель обкома профсоюза нефтяников сдержал свое слово и подарил консерватории новый концертный рояль «Эстония», который установили в классе композиции Альберта Семеновича Лемана, а также перечислил большую сумму денег в хоровое общество. Так мое­ имя приобрело известность, после чего спустя год министерство рекомендовало меня на должность хормейстера профессионального коллектива.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших гастролях?

– В течение девяти лет работая­ в ансамбле, мне пришлось с гастролями трижды исколесить Советский Союз: Урал, Сибирь, включая Сахалин, Крайний Север, Прибалтику, Украину, Белоруссию, Молдавию, Закавказье, Среднюю­ Азию­. В свободное от концертов время посещал оперные театры Москвы, Киева, Риги, Свердловска, Перми, Новосибирска, Ташкента, Большой театр Ленинграда. Посещали музеи, художественные выставки, знакомились с национальной культурой разных народов. В Москве постоянной площадкой для выступлений был зал им. Чайковского. В нем базировались следующие коллективы: Большой симфонический оркестр Союза ССР под управлением Евгения Светланова, Московский филармонический оркестр под управлением Кирилла Кондрашина, ансамбль народного танца СССР под управлением Игоря Моисеева, хор имени Пятницкого, хореографический ансамбль «Березка» под управлением Надежды Надеждиной, московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая.

– Как прошел смотр-конкурс, посвященный 50-летию Октябрьской революции?

– Наступил 1967 год. Вся страна готовилась к 50-летию Октябрьской революции. Министерство культуры СССР объявило смотр-конкурс профессиональных художественных коллективов, в частности ансамблей песни и танца. Наш коллектив был признан лучшим и впервые стал лауреатом Всероссийского смотра художественных коллективов. Председатель жюри народная артистка СССР Татьяна Устинова встретилась с руководством ансамбля и филармонии. В своем выступлении она отметила молодость коллектива и свежесть восприятия исполненной программы. Особо отметила хоровую группу и его дирижера: «Ваш коллектив отличает высокая культура пения, тонкость и проникновенность исполнения в передаче тончайших нюансов народной музыки». За заслуги в развитии советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета ТАССР указом от 22 октября 1968 года присвоил почетные звания: солистке ансамбля Зайтуне Ахтямовой – заслуженной артистки ТАССР, мне – заслуженного деятеля искусств ТАССР.

Музыка – неотъемлемая часть духовной культуры всех народов. Какие бы жизненные невзгоды не приходилось преодолевать нашему герою, его огромный вклад в музыкальную культуру Татарстана и Крыма – пример бескорыстного служения народу во имя его возрождения и процветания.

«Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры», выпуск 15, 2023 г.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог