Курс валют USD 0 EUR 0

«Къырым – 25»: Миллий санатым – меним такъатым

Комментариев: 0
Просмотров: 1 355

Сила народа – в искусстве

В этом году крымскотатарский фольклорный ансамбль «Къырым» свое  25-летие планирует отметить 25 ноября в музыкальном академическом театре праздничным концертом, в рамках которого состоится и чествование юбиляров – известных артистов, любимцев публики – певца Дилявера Османова и главного балетмейстера Назире Эмир.

gk 334

— Программа интригует и обещает быть интересной, — говорит художественный руководитель ансамбля  — Заслуженный деятель искусств Украины и Республики Татарстан Сервер Какура.

– Мы хотим поделиться своей радостью с нашими зрителями поклонниками ансамбля «Къырым». У нас каждый концерт — это праздник, а 25-летие ансамбля — дата особенная, за плечами целая творческая жизнь.

Накануне этой знаменательной в культурной жизни Крыма даты Сервер-бей сумел найти время между репетициями и решением административных хлопот для общения с нашим читателем.

 

— Проблемы ансамбля «Къырым» двадцатипятилетней давности существенно отличаются от забот сегодняшних?

— В 1990-е годы шел процесс становления ансамбля, идея создать его буквально витала в воздухе. Истосковавшийся  по родному искусству народ жаждал реализации своей сокровенной мечты – возродить утерянное, национальные мелодии, песни, танцы, традиции на родной земле.

При поддержке СП «Свенас», его руководителя крымского депутата Владимира Шевьева, закупившему для ансамбля аппаратуру, костюмы, и самое важное  — благодаря мощному энтузиазму артистов, несмотря на отсутствие элементарных бытовых условий, мизерные оклады, удалось создать ансамбль, который возглавили Заслуженный артист Узбекистана Дилявер Бекиров, директор Исмет Заатов. Балетмейстером была Народная артистка Таджикистана Ремзие Баккал, а я на то время — музыкальным руководителем. Из первого состава ансамбля по сей день в «Къырыме» трудятся Юнус Сейтаблаев, Назире Эмир и Юнус Какура.

 

В 1996 году «Къырым» стал государственным учреждением в ведении Министерства культуры республики.

Мы арендовали помещение в одном здании с вашей редакцией по улице Чехова, позже нам предоставили в аренду здание по улице Крылова. За эти годы спонсорской поддержкой, а также за собственные  средства ансамбля был осуществлен его ремонт, проведено отопление, электричество, заменены окна и т.д. Сегодня у нас балетный зал, оркестровая, комнаты для репетиций  нуждаются в техническом оснащении. Звуковое оборудование  (колонки, усилители, микрофоны) морально устарело. Необходима новая, отвечающая современным требованиям аппаратура.

К счастью, есть у нас в народе модельеры-профессионалы, такие как Майре Люманова,  Халиде Чилингирова, благодаря которым готовятся эскизы сценических костюмов в полном соответствии с национальными традициями.

Хотелось бы, конечно, к каждой новой программе обновлять и костюмы артистов. Но это требует немалых затрат, а бюджет не позволяет. С 2015 года ансамбль включен в структуру Крымской государственной филармонии. Надеемся, эти проблемы будут решаться.

 

— Сервер-бей,  в творческом коллективе из порядка сорока сотрудников, каждый из которых уже состоявшаяся личность с собственными взглядами, амбициями, вероятно, не обходится без межличностных конфликтов, разногласий, или, как их обычно называют в артистической  среде, закулисных интриг?

— По-настоящему творческих людей не бывает много. Не все становятся художниками. Певец, танцор или музыкант должен чувствовать свободу в творчестве, во время концерта артисту уже никто не поможет, он хозяин сцены и ему нужно создать комфортные условия, чтобы он мог полностью выразиться,  донести до зрителя тот образ, тот характер песни, мелодии или танца. Всегда говорю артистам, чтобы не путали творческую свободу с трудовой дисциплиной. Я не ограничиваю кого-то, не зажимаю, не давлю. Каждый, кто желает что-либо сказать или предложить, вправе представить свой проект, а уже в коллективе обсуждается и принимается правильное, взвешенное решение. Все зависит от инициативы, багажа знаний, фантазии, вкуса, чутья и т. д.  Один способен предложить оригинальную идею, другой ее технически расписать и разработать, третий мастерски исполнить. И как результат – слаженная коллективная работа, заслуживающая оваций и аплодисментов зрителей. А  недовольству и интригам нет места  ни на сцене, ни за кулисами. Все недоразумения  снимаются открытым обсуждением на собрании коллектива.

 

— «Къырым» в год дает более 130 концертов. Что отличает сельского зрителя от столичного, что объединяет?

— За год наши концерты посещают более 20 тысяч зрителей.  Для нас дорого внимание каждого. Мы стараемся уловить желание и сельского, на мой взгляд, более раскрепощенного и открытого зрителя, и городского, взыскательного и требовательного, во  взгляде которого можно прочесть: «Ну, что сегодня  вы нам покажете? Чем удивите?».

 

— Как воспринимает ансамбль критику в свой адрес?

—  Критиковать со стороны может каждый, но к конструктивной критике профессионалов прислушиваемся, анализируем, проводим работу над ошибками с творческим подходом. Дружеский совет, подсказка всегда бывают ценны и приняты к сведению. Мы понимаем, что сцена – это не только творческая команда, профессионализм артистов и музыкантов, это и эстетика, внешний вид, это шоу, не терпящие дилетантства  и самодеятельности. Наша задача пропагандировать национальное искусство, развивать у подрастающего поколения вкус, сохранить и преумножить культурное достояние народа, заключающееся в народных песнях, танцах, музыке.

 

— Общественность выражает различные точки зрения по поводу манеры исполнения народных песен, произношения, интонации. Ваше мнение в отношении этих споров?

— К сожалению, многое из техники исполнения народных песен утрачено. Нам не удалось унаследовать национальный колорит исполнения многих старинных песен.  Бывает, сохранилось по 2-3 варианта народной песни, переписанной со слов стариков. И слова могут быть изменены, и произношение. Нам приходится заниматься изучением истории  создания песни: где она  родилась, в каком регионе, в первую очередь обращаем внимание на диалект, потом на его мелодическую сторону, какую смысловую нагрузку несла песня и так далее. Учитывая все эти нюансы, принимаем за основу один вариант ее исполнения. Богатство нашего языка в его диалектах, и песни крымских татар разных регионов должны исполняться  в свойственной местности манере. В этом весь колорит, определенная изюминка, которая дополняет и украшает нашу самобытную культуру.

 

Национальной музыкальной школе – научную базу

— Меня  сильно разочаровывает то, что со временем мы утрачиваем старые фонды, тот богатый материал, накопленный годами: певицами Сабрие Эреджеповой,  Эдие Топчи,  Зейнеб Люмановой, танцорами Акимом Джемилевым, Селиме Челебиевой и многими другими. Конечно, им на смену приходит новое поколение, но лишь единицам удается прочувствовать национальный колорит. Существует общая базовая школа  вокала, классического танца, она дает азы, постановку, на основе которых нарабатывается национальная надстройка, реализовать ее в полной мере без национальной школы искусств — просто невозможно. Крайне необходимо уже сегодня, сейчас специалистам – преподавателям  и студентам профильных учебных заведений заняться подготовкой и изданием методических пособий, научных разработок по национальному вокалу, хореографии, инструментальной музыки, изготовлению народных инструментов. Пока это у нас срабатывает на интуитивном уровне, но со временем нашим детям будет все сложней и сложней уловить национальный дух мелодии, ее колорит, ритм и темп.

 

Кадры решают все

— Уже сегодня остро стоит кадровый вопрос. К сожалению, сценическая жизнь артиста коротка. Команду танцоров ансамбля пополняют воспитанники Джемиле Османовой, Ремзие Баккал, Али Алимова. Хорошо зарекомендовала себя студия танца Майе Анафиевой. Если из 100 учеников определятся хотя бы трое – мы делаем ставку на них. Но многое зависит от самого человека – в первую очередь от его таланта, насколько он видит себя артистом и готов посвятить этому свою жизнь.

 

«Къырым» намерен набирать обороты

Ансамбль «Къырым» со свойственными молодости задором и энтузиазмом готов покорять новые вершины. С новой концертной программой «Севгили Къырым»  артисты планируют в конце года выступления в Республике Татарстан. Нести в массы культуру, искусство крымских татар — их творческое предназначение. Собирая по крупицам бесценное наследие своего народа, коллектив щедро дарит его всему миру. Ансамбль «Къырым» уже своеобразный бренд, узнаваемый соотечественниками за рубежом – в Турции, Румынии, Польше. Совсем недавно молодые танцоры ансамбля Эльвир Велишаев, Билял Кадыров, Джемиль Аблаев и Руслан Мустафаев за сохранение национальных традиций  были удостоены приза VII Международного фестиваля-конкурса сольного танца им. Махмуда Эсамбаева.

В ближайших планах коллектива расширить штат, дополнить музыкантами, усилить балетную группу. Молодости все по плечу.  «Къырыму» — дорогу, как известно, осилит ее идущий. Уверены, на пути у творческого коллектива новые встречи и победы. Ближайшая — на праздничном концерте 25 ноября. «Къырым» всегда со своим народом.

DSCN0094

Ансамбю «Къырым» желаем оставаться всегда на коне. Алим Османов — музыкальный руководитель (ныне покойный) возвещает о начале празднества

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог