Курс валют USD 0 EUR 0

Крымские татары и «крымцы»

Комментариев: 0
Просмотров: 221

Надир БЕКИРОВ, Эмир АБЛЯЗОВ, по материалам газеты «Голос татар»

В последнее время в среде крымскотатарской общественности возникла дискуссия о некоем явлении, обозначаемом «крымцы» (по-русски) или «къырымлы» (по-крымскотатарски). Некоторые даже предлагают «добровольно» изменить самоназвание народа «крымские татары» («къырым татар» по-крымскотатарски) на «крымцы» («къырымлы» по-крымскотатарски), апеллируя к общественному мнению как через газеты, так и другие СМИ, и даже выпуская книги по данному вопросу.
Все это можно было бы ­оставить без серьезного научного внимания, если бы авторы этой идеи не пытались «­обосновывать» свои лозунги некими наукоподобными аргументами, ссылаясь на якобы мнение известных и авторитетных в крымскотатарской общественной, политической и научной среде ученых, общественных деятелей, значимые исторические фигуры и события. Достаточно подробный анализ существовавших и широко распространенных и распространяемых заблуждений на этот счет был проведен одним из авторов настоящей статьи еще несколько лет назад.
Однако, ввиду продолжающейся дискуссии, существует необходимость более углубленного контекстно-исторического и семантического анализа самого слова (термина) «крымцы», который действительно присутствует в различного рода научной, справочной литературе и исторических текстах, для того чтобы сопоставить реальный смысл данного слова с его интерпретацией, в том числе в качестве возможной «перспективы» этнического самоназвания крымскотатарского народа.
В данной статье объектом исследования являются тексты, ­опубликованные в газете «Голос татар», выходившей в Крыму в 1917 году на русском ­языке и являвшейся печатным органом Исполнительного комитета крымских мусульман, а впоследствии Крымскотатарского национального правительства. Сам статус этой газеты является доказательством того, как именно понимала и в каком смысле употребляла слово (термин) «крымцы» политическая и интеллектуальная­ элиты крымских татар начала ХХ века. Разумеется, газета публиковала разнообразную информацию, включая справочную, рекламу, частные объяв­ления, и т.п. Мы для анализа берем материалы политико-правового и программного характера, которые выражают не случайное­, а продуманное и преднамеренное­ ­употребление тех или ­иных терминов, в данном случае слова и словосочетания «крымцы», «крымские­ татары», «татары» и соответствующие производные от них прилагательные, отражающие обозначение определенных этнических или социальных общностей Крыма того периода.
До рассмотрения вопроса по существу обращаем внимание­ на состав редакции, в который вошли наиболее просвещенные­ и прекрасно знающие­ как ситуацию в Крыму и России того времени, так и крымскотатарский, и русский языки: ­Р.Ахундов, О.Акчокраклы, У.Баличиев, А.Боданинский, У.Боданинский, И.Джелялов, Д. Елецкий, М. Куртиев, И.Леманов, И.Озенбашлы, А.Озенбашлы, С.М.Сейдаметов, X.Тынчеров и С. Д.Хаттатов [1].
Перечисляем этих людей для того, чтобы снять возможные­ вопросы о компетентности их в понимании как крымскотатарского, так и русского языка при публикации материалов.
В частности, нами проанализированы следующие материалы (в порядке хронологии):
1. Редакционная статья без заголовка в №1 от 22.07.1917 года [2] с изложением политической программы партии татарской демократии;
2. Доклад, прочитанный на съезде народов делегатом Крыма А. Озенбашлы, №9, 23 сентября 1917 года [3];
3. Выступления делегатов-татарок на съезде народов, №9, 23 сентября 1917 года [4];
4. Статья «Крымскотатарский делегатский съезд», подписанная «Х.Ч.», являющаяся подробным изложением хода и дискуссий съезда представителей общественных организаций крымских татар, работавшего в Симферополе 1–2 октября 1917 года, принявшего решение собрать крымскотатарский Курултай и избравшего 2 представителей крымских татар во Всероссийское Учредительное собрание, №№ 11–13 от 11 [5], 14 [6], 21 октября 1917 года [7];
5. Статья «Крымскотатарский Курултай и Татарский парламент», подписанная «Х.Ч.», №16, 20 декабря 1917 года [8];
6. Объявление национального Крымскотатарского правительства, №16, 20 декабря 1917 года [9];
7. Основные крымскотатарские законы, №16, 20 декабря 1917 года [10].

Что дал статистический и контент-анализ?

1. В политической программе татарской демократии, ­опубликованной в первом номере «Голоса Татар», слова «татары», «татарский народ», «татарская демократия», а также прочие вариации слова «татарский» встречаются 22 раза­. Слова «крымские татары» или «крымцы» в данном тексте не употребляются.
Обращает на себя внимание­ пункт третий программы, гласящий: «Татарский народ в единении с другими народностями, населяющими Крым, не требует для себя политической автономии, но не позволит установления в Крыму политической гегемонии какого-нибудь народа, не имеющего ни культурных, ни исторических, ни этнографических прав на таковую» [2].
2. В докладе, прочитанном на съезде народов в Киеве делегатом Крыма А. Озенбашлы, слово «крымцы» не употребляется ни разу, слова «татары», «татарский» – 23, «крымские татары», «крымскотатарский» – 17.
3. В выступлениях на съезде народов в Киеве делегаток-татарок слово «крымцы» отсутствует, «татары», «татарский» – 5, «крымскотатарский» – 1.
4. В материалах, посвященных Крымскотатарскому делегатскому съезду, проходившему 1–2 октября 1917 года в Симферополе, слова «крымские­ татары», «крымскотатарский» ­употребляются 28 раз, слова «татары», «татарский» – 27 раз. Вместе с тем слово «крымцы» ­употребляется в тексте 5 раз при следующих обстоятельствах.
Участник съезда по имени Дост-Мамбет в своем выступлении выражает мнение, что представители народа во Всероссийском Учредительном собрании должны быть «самыми горячими сторонниками федерализма и крымцами-патриотами» [5]. Но уже выступающий сразу после него делегат Куддус-эфенди провозглашает следующие лозунги: «Наши депутаты должны с честью донести в ­Учредительное Собрание эмблему татаризма – голубое знамя Чингиза… Наша же общая­ ­единая партия татарская, партия­ татарской демократии» [5].
Как отмечается в газетной публикации, съезд большинством голосов принял решение­, что выдвигаемые им кандидаты в депутаты Учредительного собрания «непременно должны принадлежать к татарской партии, партии татарской демократии, которая, наравне с социалистическим направлением, преследует также и идеи федерации» [5].
Председатель Временного Крымско-мусульманского исполнительного комитета Номан Челебиджихан в своей речи ­упоминает, что на съезде народов в Киеве была принята резолюция о том, что «Крым принадлежит Крымцам» [6, C.2]. Но здесь, очевидно, надо предполагать, что под «крымцами» понимаются все народы, населяющие Крымский полуостров.
В свою очередь делегат Абдуль Халим Хильми эфенди три раза в историческом контексте использует в своей речи слово «крымцы», впрочем, перемежая его со словосочетанием «крымские татары». Приведем пример из его выступления: «Но тогда же перед крымскими татарами встала сначала реакция Золотой Орды, притеснявшая крымцев в течение целого столетия» [7]. В данном случае слово «крымцы» могло использоваться и как синоним крымских татар, и как обозначение всего населения Крымского полуострова в целом.
5. В статье «Крымскотатарский Курултай и Татарский парламент» слова «крымцы» нет, «татарин», татарский» – 21, «крымские татары», «крымскотатарский» – 9.
6. В «Объявлении крымскотатарского национального правительства» слова «крымцы» нет, «татары», «татарский» – 1, «крымские татары», «крымскотатарский» – 12, «крымский» – 5. Причем «крымский» используется в следующих словосочетаниях: «крымское правительство», «общекрымский парламент», «крымское учредительное собрание», «крымский соотечественник» именно в тех случаях, когда речь идет не о крымских татарах.
7. В «Основных крымскотатарских законах» слова «крымцы» нет, «татары», «татарский» – 12, «крымские татары», «крымскотатарский» – 3. Прилагательное «крымский» применяется в следующих словосочетаниях: «крымское учредительное собрание» – 3 раза­, «Крымская Демократическая республика» – 1 раз, всего – 4 раза.
В целом в политических программных и правовых документах как Крымско-мусульманского исполнительного комитета (включая его ­официальных представителей), так и крымскотатарского Курултая и Крымскотатарского национального правительства, для обозначения создавшего и ­уполномочившего их народа слово «татары», «татарский» используется 111 раз, «крымские­ татары», «крымскотатарский» – 70, слово «крымский» употребляется в случаях, указывающих на географическое­ положение­ и региональную идентичность всего 10 раз. Слово «крымцы» в тех случаях, когда оно может быть интерпретировано в качестве слова-синонима, обозначающего крымских татар – 4 раза­.
В процентном отношении употребление слов «татары», «татарский» составляет 56,9%, «крымские татары», «крымскотатарский» – 35,9%, «крымцы» – 2,1%, слово «крымский», ­обозначающее не национальную­, а региональную принадлежность – 5,1%.
Подводя итоги, мы приходим к однозначному выводу, что политические лидеры крымских татар начала ХХ века и сами органы национального представительства и управления однозначно стояли на позиции того, что собственным национальным именем коренного народа Крыма, к которому они принадлежали, было «татары», а в случае­ необходимости обозначить его связь с Крымом как с родной землей этого народа – «крымские татары».

Список использованных источников

1. «Вступая на трудный и ответственный общественный путь…» // Голос Татар. – 22 июля 1917 г. – №1. – С.1.
2. Симферополь, 22 июля 1917 г. // Голос Татар. – 22 июля 1917 г. – №1. – С.1–2.
3. Доклад, прочитанный на съезде народов делегатом Крыма А. ­Озенбашлы // Голос Татар. – 23 сентября 1917 г. – №9. – С.3.
4. Съезд народов // Голос Татар. – 23 сентября 1917 г. – №9. – С.3.
5. Крымско-татарский делегатский съезд // Голос Татар. – 11 октября 1917 г. – №11. – С.2.
6. Крымско-татарский делегатский съезд // Голос Татар. – 14 октября 1917 г. – №12. – С.2–3.
7. Крымско-татарский делегатский съезд // Голос Татар. – 21 октября 1917 г. – №13. – С.2.
8. Х.Ч. «Крымскотатарский Курултай и Татарский парламент» // Голос Татар. – 20 декабря 1917 г. – №16. – С.1.
9. Объявление национального Крымскотатарского правительства // Голос Татар. – 20 декабря 1917 г. – №16. – С.2.
10. Основные крымскотатарские законы // Голос Татар. – 20 декабря 1917 г. – №16. – С.2–3.
«Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры», 2023 г., выпуск 16.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог