Эмиль Амит и Шакир Селим (из архива Арзы Селимовой)
Книжные новинки
На минувшей неделе Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского в рамках интеллектуально-социального проекта «Точки РОСТа» представила писателя и литературоведа Шевкета Кешфидинова и его новую книгу «Эмиль Амит на фоне XX века». Автор рассказал об идее создать литературный портрет известного писателя и своей трехлетней исследовательской работе над ним.
Шевкет Кешфидинов
Книга «Эмиль Амит на фоне XX века» основана на литературном анализе творчества писателя, архивных материалах, публикациях и представляет собой первую цельную его биографию.
— Эмиль Амит говорит в своих произведениях о крымских татарах, о нас с вами, о своей семье, об истории, легендах, мифологии, об этом можно прочитать в романе «Последний шанс», в повести «Алая чалма», о трагедии выселения — в «Бархатном сезоне», о возвращении крымских татар на родную землю — в повести «Олений родник»… — делится Шевкет Кешфидинов. – В первую очередь, находка – это архив литературного института им. Горького, где учился Эмиль Амит. Я нашел творческую папку и личное дело писателя. Это фотографии и статьи, которые еще не изучены и не введены в научный оборот, это еще предстоит сделать. Его стихи, первые попытки, сегодня мы можем говорить об Эмиле Амите как о прозаике, переводчике, журналисте и поэте.
Кропотливая исследовательская работа Шевкета Кешфидинова с документами и публикациями, встречи и общение с коллегами и родными Эмиля Амита помогли устранить некоторые неточности и пробелы в биографии писателя, обратить внимание на малоизученные его произведения.
Из фонда РКБ им. И. Гаспринского
В ходе презентации специалистами библиотеки была представлена тематическая полка с изданиями и публикациями Эмиля Амита на крымскотатарском, русском и узбекском языках, среди которых «Последний шанс», «Олений родник» с дарственными надписями и автографом автора, подаренные библиотеке и ученым Басыру Гафарову и Вильдану Шемьи-заде, а также «Дорога над кручей» – дар педагога, участника войны Али-оджа Девлета.
«Память имеет свойство воскрешать, но, на мой взгляд, Эмиль Амит заслужил больше, чем редкое упоминание. Заставить читать нельзя, но сделать так, чтобы новое знакомство с литературой Эмиля Амита состоялось, вполне по силам современным исследователям. Надеюсь, моя книга тому доказательство», — отметил Шевкет Кешфидинов.