Судьба старого дома в Мисхоре
Обилие исторических памятников на территории Крымского полуострова и проблема их сохранности требуют самого пристального внимания, в первую очередь — со стороны прямых носителей тех культур и их наследников. К памятникам большой интерес проявляют не только научные круги и «люди культуры», но и туристы-отдыхающие, прибывающие в Крым, а их миллионы, спешат посетить исторические места, памятники, послушать рассказы о прошлом и настоящем полуострова. Достаточно обратить внимание на число гостей Ханского дворца в Бахчисарае, Ливадийского и Алупкинского дворцов, Херсонеса и множества других достопримечательностей, как увидим, что туризм зиждется не только на купании в море и горных прогулках, одновременно людям необходима и духовная пища, непосредственное соприкосновение с местной культурой.
Государства, проявляющие бережное отношение к старине, к прошлому, и не обязательно к своему, достойны похвалы. В Средние века турки завоевали византийские территории, эти земли представляют богатейший культурный слой древних цивилизаций, многие строения обладают статусом исторических памятников, их сохранность поддерживается государством, и люди, побывав в этих местах, могут наслаждаться творением рук человеческих.
В Крыму в результате жестоких войн разрушались и грабились города. 17 (28) июня 1736 года Бахчисарай был занят войсками Миниха, солдаты частично сожгли город, погибли дворец, главная мечеть с библиотекой. Позднее ханом были организованы восстановительные работы, а султан Махмуд I выслал книги из Стамбула.
Биюк-Ламбат. Фонтан «Настра-чешме». Прошлое и настоящее.
Как отмечал академик В.Бартольд: «После того как в 1783 г. Крым был присоединен к России, Потемкин приказал в 1787 г. восстановить дворец по случаю путешествия императрицы Екатерины II… Русское правительство и впоследствии сохраняло дворец в его прежнем великолепии как памятник восточной архитектуры; поскольку из построек ханов Золотой Орды ничего не сохранилось, бахчисарайский дворец является единственным такого рода памятником в Южной России и восхваляется как «татарская Альгамбра»… Архивы Бахчисарая, обнаруженные в Симферополе проф. Смирновым и переданные сейчас Императорской публичной библиотеке в С.-Петербурге (124 переплетенные тетради – все, что избегло уничтожения в 1736 г.), вероятно, содержат многие важные документы; до настоящего времени этот материал еще не использовался для исторического исследования».
Век переживший дом в Аутке
Оценку крупнейшего российского востоковеда хотелось бы дополнить фактом превращения крымскими татарами в 1917 году Ханского дворца в музей. Полноценную информацию об этом предоставляет газета «Голос татар».
«Согласно постановлению Крымско-мусульманского исполнительного комитета, 29 сентября с. г. члены комитета Усеин Боданинский и Ибраим Озенбашлы приехали в г. Бахчисарай и устроили здесь совещание с представителями всех демократических татарских организаций.
Обсудив вопрос о Ханском дворце и выработав план действий, представители Центрального татарского комитета вместе с представителями союза татарских учителей, союза молодежи, союза духовенства, совета профессиональных организаций, в количестве всего около 25 человек, двинулись к Ханскому дворцу.
Был вызван ключник дворца В. Пенкальский, который по предложению делегации открыл монументальные ворота Менгли-Гирея и впустил всех во внутренний дворик, где находится знаменитый «Фонтан слез». Делегация направилась в полном составе во внутреннюю мечеть: здесь представитель духовенства в составе делегации Аджи Эмир Эфенди совершили краткое молебствие.
Затем делегация направилась во второй этаж дворца и здесь, в «золотом кабинете» Крым-Гирея, устроила торжественное заседание: было сказано несколько речей Османом Акчокраклы и другими.
Член делегации Усеин Боданинский, обратившись к ключнику Пенкальскому и ознакомив последнего с постановлением правомочного демократического органа крымских татар относительно Ханского дворца в г. Бахчисарае, потребовал от имени Крымско-мусульманского исполнительного комитета ключи от дворца и инвентарную книгу. Пенкальский пробовал возражать… Была составлена опись имущества и Ханской мечети, после чего ключи, инвентарная книга и акт приема дворца были вручены директору дворца Усеину Боданинскому, избранному Крымско-мусульманским исполнительным комитетом».
Создание музея, действующего по сегодняшний день, является показателем самого бережного отношения представителей коренного народа к собственному историческому прошлому. И только по прошествии 90 лет, многолетней работы различных экспертов, общественных деятелей и политиков, Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года была принята Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, где Статья 11 гласит:
«Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература».
Чешме в Дегирменкое
Неслучайно, десятилетиями проживая в ссылке, крымские татары очень болезненно реагировали на разрушение памятников их национальной культуры в Крыму. В первую очередь это касалось сноса кладбищ, использование надмогильных камней в качестве стройматериалов, а также разрушение мечетей или реконструкция их под жилые дома или бытовые помещения.
Старинные кладбища являются культурно-историческим наследием, местом посещения широкого круга людей. В Крыму таковым является караимское – «Балта тиймез», недалеко от Чуфут-кале. Но находящееся рядом крымскотатарское кладбище «Газы-Мансур» под воздействием человеческих разрушений практически не сохранилось, осталось лишь несколько надмогильных камней.
Спасать прошлое часто бывает поздно, но не спасать – означает лишать человечество культурного многообразия, что намного хуже, чем запоздалые шаги.
В Крыму осталось еще множество домов старой традиционной архитектуры. Сохранение их – задача современного общества. А сколько еще фонтанов-чешме? Есть ли дело кому до их учета? Ученые выявили, описали и выпустили уже четыре тома Свода памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар, охватывающие различные регионы полуострова, но предстоит дальнейшая кропотливая работа. Требуются усилия всего общества – ценителей старины.
Поводом для сегодняшнего разговора послужила очередная дата: 18 апреля – Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия), очередное напоминание о нашей ответственности перед потомками.