«Красное колесо» художника-графика и иконописца к «Исповеди старого паровоза» Ленифер Мамбетовой удостоено первого места
Сегодня наш читатель отправится в увлекательный экскурс в прошлое, настоящее и будущее замечательного художника, члена Национального союза художников Украины Николая Анисимова. Знакомство с его прекрасными работами дарит удивительное ощущение крепкой и неразрывной связи времен. Погружаясь взглядом в его картины, окунаешься в яркий, насыщенный мир чувств и эмоций. Старые улочки, архитектурные пейзажи крымских и украинских городов, сизую дымку, курящуюся над Демирджи, пронизанную тонкими, едва уловимыми, лучами восходящего солнца — передать это карандашом на бумаге так тонко, четко и, в то же время, просто – способен настоящий мастер.
Автопортрет
Мастер, владеющий чарующей магией — глубоко осмысленно и прочувствованно запечатлеть увиденное и донести зрителю через сплетение линий и штрихов, умело использовав технические приемы, сакральный смысл мироздания. В его картинах, словно на старых, пожелтевших от времени фотографиях, застывшая мелодия улиц, увлекающих в прошлое города, золоченые купола церквей, в просвете улочек Евпатории необъятная ширь моря, устремленные ввысь минареты, черепичные крыши татарских беленых домиков, старая кофейня, гостеприимно распахнувшая двери. Да это же фотоснимок, искусно обработанный компьютерной графикой! – заявит неискушенный обыватель. В наши дни технические возможности компьютера, безусловно, широко применяются во всех сферах жизни. Но смеем заверить вас, картины Анисимова живые, как и его карандаш, изготовленный по специальной технологии самим художником, и бумага, обработанная особым составом. Не зря в книге отзывов один из посетителей выставки Анисимова оставил следующую запись: «Они трогают за душу, потому что — настоящие!». Художник, работы которого имели успех на выставках в Киеве, Львове, Полтаве, Каменецк-Подольске, Симферополе, Саках, Москве, Берлине, Потсдаме, Варшаве, сегодня наш гость.
«Красным колесом» по судьбам людей и народов
В предлагаемом в интернете конкурсе на лучшую в этом году иллюстрацию к произведениям, отобранным на издание британским издательским домом Hertfordshire Press, решил поучаствовать и Николай. «Я все-таки полиграфист, образование давит, — рассказывает художник. – Ознакомился с представленными работами. Близко воспринял стихотворение Ленифер Мамбетовой «Исповедь старого паровоза». В те смутные времена террор прокатился колесом, обагренным людской кровью, и по моим предкам. Прадед поплатился жизнью за отказ вступить в колхоз. Прабабушка, отсидев семь лет в лагере, так и не восприняла идею коллективизации. Помню в детстве, когда мы все большой семьей собирались, она с гордостью любила повторять: «А я вам не колхозница!».
Из более 50-ти представленных на конкурс иллюстраций работа «Красное колесо» Николая Анисимова заняла первое место.
В детство — на зимние каникулы
На Подолье, в с.Майдан-Александровский Виньковецкого района, сельская детвора мечтала о столичной жизни. Вот и Колька из крестьянской семьи староверов, имевшей в доме богатую библиотеку, неплохо учился, и в мечтах своих уносился за многие километры в сказочный Киев, где видел себя — нет, не известным художником (хотя в школе хорошо рисовал), а прославленным футболистом в столичном «Динамо». Но судьбе оказалось виднее, и она заботливо вывела одиннадцатилетнего хлопца на творческую стезю. Николай поступил в Киевскую республиканскую среднюю художественную школу для одаренных детей им.Т.Шевченко. Окунувшись в учебу, пришлось оставить занятия в секции по футболу. Его уровень знаний школьных предметов немного отставал от уровня столичных и городских ребят, и Николай усердно наверстывал, зато в творчестве и тонком восприятии окружающего воспитанники интерната были на голову выше. Помните пушкинское: «В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны». Первая учительница в художественной школе, дочь известного художника Сергея Григорьева – Майя Нечипоренко, сумела разглядеть в подростке из глубинки особое дарование и всячески опекала Николая.
Свои детские впечатления от приездов домой на каникулы художник перенес на бумагу. «Я любил зимние каникулы проводить в селе, наверное, поэтому картина «Зимние каникулы» мне нравится больше всех», — уверяет автор.
На службе у искусства
Службу в рядах Советской Армии Анисимов вспоминает с улыбкой. Попал в Москву. Прапорщик оказался ценителем прекрасного, ознакомившись с личным делом Николая, поручил сделать копию картины Ивана Шишкина. Выполненной работой остался доволен.
«Я практически жил у прапорщика дома и писал копии. Помню, особо сложно давалась картина «Дождь в дубовом лесу». Но это все ж лучше, чем в наряде стоять или караул нести», — смеется Николай.
В годы учебы во Львовском полиграфическом институте им. И.Федорова (1984-1989) Николай познакомился со своей будущей супругой. Галина училась на инженера-технолога полиграфического производства и жила в общежитии в комнате по соседству. В студенческие годы будущий график проявил себя в различных конкурсах. Его работы были представлены в Москве и Варшаве на конкурсе политических плакатов, посвященном советско-польской дружбе. Окончив институт, Анисимов преподавал иконографию, историю написания шрифтов в художественно-промышленной школе при историко-архитектурном заповеднике в г.Каменец-Подольске. Как страшный сон он вспоминает годы своего директорства в этой школе, пришедшиеся на 1990-е. Когда-то востребованному учебному заведению пришлось буквально выживать в условиях обрезки финансирования. Перестройка государственной системы без перестройки ума привела к серьезным последствиям во всех сферах производства. Школа закрылась, но самое приятное для учителя, считает Николай, когда его помнят ученики, поэтому, когда бывает в родном Каменецк-Подольске (где живет сестра Антонина Штогрин, кстати, тоже художник), его радуют приветствия бывших учеников, узнающих своего учителя.
Свободный художник
Вот уже несколько лет Н.Анисимов с женой Галиной и сыном Константином живут в Крыму. Прихожане церквей в Алуште, Евпатории, Симферополе и Бахчисарае, греко-католического храма возносят свои молитвы Всевышнему у иконостасов, выполненных и рукой профессионала-иконописца Николая Анисимова. Им расписан фасад часовни Святого Луки в Евпатории, отреставрирована стена в церкви Святого Ильи в Евпатории. Какое-то время Николай жил при Успенском монастыре в Бахчисарае, работая над иконостасом.
— Как живется сегодня художнику?
— Я – свободный художник. Когда-то сотрудничал с издательством «Таврия», подготовил обложку и форзац к книге М.Зощенко. Выполнял иллюстрации к православному изданию «Дзвiн». В основном живу за счет заказов, продажи своих картин.
— Не жаль расставаться с работами, которым отдали часть своей души?
— Есть, конечно, картины, которые не продаю. Это обычно побывавшие на выставках работы, они особо значимы для меня. Бывает, долго работаешь над каким-то портретом, практически сживаешься с ним, а когда продашь — как будто чего-то не достает. Но для души сохраняю фотокопии своих работ.
— Ваше мнение по поводу известного утверждения «Хороший художник сытым не бывает»?
— Знаете ли, в бедности тоже ничего хорошего не сделаешь. Это утверждение, скорей всего, придумали скупые оценщики-галерейщики, чтобы сбавить цены на работы художников.
— Знакомы ли вы с творчеством крымскотатарских художников?
— Я хорошо знал Рамиза Нетовкина, мы часто пересекались с ним на выставках. Это замечательный график. Его работы достойны высоких похвал. Утрата такого художника — это трагедия.
— Кого из художников современности вы считаете авторитетом для себя?
— Евпаторийского художника-импрессиониста Владимира Филатова. Его работы находятся в Третьяковской галерее, музеях и частных коллекциях по всему миру. Произведения Филатова самые продаваемые в Крыму.
— Что вас спасает от разочарования, депрессии, сомнений по поводу верности избранного пути?
— Чашка кофе, позитивный настрой и работа. Тогда все встает на свои места. Нельзя, чтобы все вокруг было идеально и гладко. Хорошо, когда рядом все понимающая жена – моя муза. Родился внук, ему уже восемь месяцев. Жизнь продолжается – и нет никаких сомнений.
Нужно торопиться
Осталось совсем мало времени, чтобы сохранить хотя бы на бумаге прелесть старинных улочек Бахчисарая, фасадов домиков, — говорит Николай. — Год, два и они разрушатся либо от времени, либо их перестроят. В планах сделать серию архитектурных пейзажей Бахчисарая. Конечно, хотелось бы издать книгу своих графических работ. Но делать экономвариант – не стоит, а качественный издательский продукт – дорогостоящий проект. Издательства ждут авторов с щедрыми спонсорами.
На свалке старого металла
Меня не всем дано узнать.
Людей рука меня ковала,
По рельсам птицей чтоб летать.
Моя душа была крылатой,
Я мчал вперед что было сил.
Улыбками людей богатый
Я счастье их в себе возил.
Летели дни по рельсам прямо,
В судьбу сливаясь и года.
Но память не дает упрямо
Забыть мне что-то навсегда.
В сорок четвертом это было,
Мне эту дату не забыть.
Хоть из железа — сердце ныло
И не хотело даже жить.
И стал я Гамлетом железным,
Вопрос решая: быть – не быть.
Себя считая бесполезным,
Весь мир желая изменить.
Бахчисарай
Зимние каникулы
comments powered by HyperComments