Поколения, родившиеся в Советском Союзе, ходили под флагами той страны и тех республик, в которых они проживали. Вспоминаются первомайские демонстрации, когда мы, дети, придя в школу с шарами и цветами, расхватывали красные знамена СССР и флаги пятнадцати советских республик, откуда колонной шли в центр города. Особую гордость вызывал флаг Узбекской ССР, и знаменосец, неважно какой национальности, держа на вытянутых руках древко, торжественно вышагивал впереди колонны.
Мы родились и жили на той земле, для нас все было близким, но для крымских татар не стало родным. Дух отнятой родины витал повсюду, он звал к возвращению, его не под силу было отнять, как землю, дома и другое имущество, а еще запрятать историю и пытаться убить память.
Информация, которую люди получали через национальную печать, была дозированной. Существовала цензура. Круг очерченных тем ограничивался участием в Великой отечественной войне и достижениями в советском строительстве. Но интеллигенция находила возможности донести большее. Вспомним писателя Шамиля Алядина и его произведение «Приглашение к дьяволу на пир», где повествуется о поэте Усеине Шамиле Тохтаргазы, Решиде Медиеве и Исмаиле Гаспринском. То, что не проходило в официальной печати, старались компенсировать за счет самоиздата, но кадров, способных заняться исследованиями, было немного, да и не все становились на такой путь борьбы.
Следует отметить, что депортированное поколение крымских татар, родившихся до революции, в своей основе было малограмотным, родом их занятий были сельский труд или рабочие на производстве. Те, кто что-то мог рассказать о периоде Гражданской войны, много не распространялись, они пережили репрессии и не хотели для своих детей трагической участи. Разговоры остальных велись без конкретики и сводились к тому, хорошо или плохо было при царе. Лично мне не довелось услышать о Курултае 1917 года, о Челебиджихане и т.д.
Дети депортации, подрастая, вступали на путь борьбы за возвращение в Крым, накапливая знания, искали аргументы в защиту прав народа. Кого дорога привела в крупные библиотеки, они приоткрывали таинства прошлого. Довоенные и дореволюционные книги, печать несли много интересной и полезной информации, можно было сопоставлять прошлое и настоящее нации.
В то время национальное движение ставило своей задачей возвращение народа в Крым и восстановление упраздненной Крымской АССР. Проявлением таких настроений и методов борьбы явилось возложение цветов к памятнику Ленина 18 октября, в день, когда в 1921 году вождем мирового пролетариата был подписан декрет о создании Крымской АССР. Акция находилась под запретом, а участники подвергались преследованиям и арестам. Флагом республики было красное полотнище, где в левом верхнем углу была надпись на крымскотатарском и русском языках «Крымская АССР». Под этим флагом митинги, посвященные дню автономии, проводило НДКТ даже после распада СССР.
Как мы уже отмечали, народ многого не ведал о своем прошлом, в том числе и голубом полотнище с тарак тамгой. Но те, кто заглядывал в историю, знали и при первой же возможности подняли Милли байрак. Участник национального движения крымских татар Айдер Мустафаев вспоминает, как в октябре 1989 года в с. Муса-Аджи-Эли (Урожайное) Симферопольского района на совещании представителей независимых национально-демократических движений был поднят крымскотатарский национальный флаг. Были изготовлены значки голубого цвета с золотой тарак тамгой, носить их считалось проявлением искреннего патриотизма. Митинги, съезды, конференции, различные мероприятия отныне проходили под сенью крымскотатарского национального флага. Символ народа смог возродиться.
Как принято у других народов и государств, у крымских татар также отмечается день национального флага, который определен 26 июня. Проходили шествия, концерты, организовывались автопробеги. Впрочем, это мировая практика. Изучив ее, можно расширить круг мероприятий. Так, было бы символичным в праздник в торжественной обстановке поднять флаг над Хансараем, определить и вручать награды за достижения, организовать тематическую выставку, литературно-поэтическое мероприятие и др. А также напомню об идее установить памятник национальному флагу в одном из столичных микрорайонов компактного проживания крымских татар.
Национальный флаг пытались предать забвению
Комментариев: 0
Просмотров: 103