Мечеть в Мисхоре, сейчас жилой дом
Наболевшие вопросы сохранения культурного наследия
На протяжении своего существования человечество производит материальные блага, которые потом представляют уникальное культурное наследие. Здания, сооружения, памятники, созданные рукой человека, имея возраст несколько тысячелетий, до сих пор поражают своим величием и неповторимостью. Осознавая важность и святость защиты сокровищ мировой культуры, государства и общества пришли к согласию и нашли общие платформы для сотрудничества в деле сохранения культурного наследия всего человечества.
Нам, крымским татарам, создавшим уникальные памятники истории, все это очень близко, но, к огромному сожалению, не все удалось сохранить до наших дней. Даже, скажем, большую часть не удалось сохранить. В исторических источниках мы находим описания крымских дворцов, в литографиях сохранился облик мощных крепостей, но все кануло в небытие.
Большую ценность в мировой культуре представляют религиозные и культовые сооружения, поэтому там, где предпринимаются шаги по их сохранению, общественности следует в этих процессах принимать широкое участие.
Мечеть в Буюк-Ламбате, сейчас заброшена
Гибель памятников крымскотатарской старины за последний век пришлась не столь на военное время, сколько на мирный период, и связана она с той прошлой политикой, которая проводилась в отношении коренного народа Крыма. Сносились кладбища, а надмогильные камни, имеющие даже многовековую историю, использовались как строительный материал в качестве бута. Складскими помещениями служили «дюрбе», где покоились останки ханов и вельмож. Канули в небытие мечети, сознательно разрушенные или, под воздействием природно-климатических условий, оставшиеся без присмотра и ухода человека. Сохранилось лишь немногое, но и оно используется сегодня не по прямому своему назначению. И где тот выход, который позволит исправить когда-то преступно нарушенное?
Учитывая, что вопрос «реституции» многогранный, те тенденции, которые обозначились в обществе, требуют практической реализации и развития.
Совсем недавно в России был принят закон, устанавливающий запрет на приватизацию имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Ранее законодательство допускало продажу государством или органом местного самоуправления имущества религиозного назначения частному собственнику, а он, в свою очередь, был вправе перепрофилировать объект религиозного назначения для использования его в целях, несовместимых с религиозным назначением объекта, например, храмы могли быть использованы под размещение ресторанов, баров, фитнес-клубов и т. д.
Мечеть в Дегирменкое, сейчас школа
Как сообщает ТАСС: «Принятый закон устанавливает прямой запрет на приватизацию религиозного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Все сделки по отчуждению такого имущества могут быть признаны недействительными по решению суда по каждому конкретному объекту. Данный запрет распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу федерального закона №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а именно с 30 ноября 2010 года.
Законом также регулируются ситуации, когда бывшее религиозное здание или квартиры в нем были приватизированы, и в них сейчас живут граждане. Для таких случаев запрет на приватизацию будет распространяться только на договоры, заключенные после вступления новых норм в силу».
В свою очередь, сенатор Александр Брыксин свое мнение выразил таким образом: «Вопрос приватизации религиозной собственности является сложным и многогранным. Религиозные организации имеют право на свободу вероисповедания, но в то же время государство должно иметь право контролировать имущество, имеющее историческое или культурное значение, поскольку оно является частью национального наследия и требует особого внимания и заботы. Поэтому, в конечном счете, решение должно основываться на балансе между интересами государства и религиозных организаций».
Нам остается надеяться, что общество в дальнейшем будет развивать свою законодательную базу и находить ресурсы для разрешения вопросов возврата культовых сооружений и сохранения культурного наследия.