Курс валют USD 0 EUR 0

«Госконцы Крыма»

Комментариев: 0
Просмотров: 46

На дворе сентябрь, но теплая погода благоприятствует проведению встреч односельчан. В минувшую субботу со всего Крыма в родном селе Корбекуль собрались уроженцы и потомки тех, кого в 1944 году насильственно лишили отчего дома в этом райском уголке Крыма.

Желание хотя бы раз в году побывать на малой родине является зовом сердца. Мероприятия проходят исключительно по ­инициативе народа, поэтому отличаются поразительной организованностью и массовостью.

Гости буквально лелеют уроженцев, самым младшим из которых в этом году исполнилось или исполнится 80 лет. Если они и могут что рассказать о додепортационной жизни, то многое уже по рассказам своих родителей. Практически ушло поколение непосредственных носителей той информации, но ее сбор и фиксация у потомков не теряет своей актуальности. Дело остается за наукой, ее организацией и кропотливой работой.

Август и сентябрь стали порой для проведения встреч односельчан. Информационное поле было наполнено сведениями о праздниках в селах ­Озенбаш, Ускут, Фоти-Сала, Уркуста, Мамашай, Гавр, Байдар, Ак-Кая, Катырша-Сарай, Коклуз.

21 сентября предстоит мероприятие в Капсихоре.

Организация встреч представляет немалые хлопоты. Необходимы финансовые средства, которые можно собрать либо у участников встреч, либо привлечь спонсоров. Хорошо, если имеются отведенные места, на которые не требуются особые разрешения. Но учитывая положения с пожароопасностью, заповедной зоной и ряд других ограничений и запретов, в этом году не во всех селах удалось осуществить намерения проведения встреч. Будем надеяться, что в следующем году организаторы проработают дополнительные варианты.

Удобно, когда в селах имеются кафе с большой вместимостью, это значительно упрощает задачу. В Корбекуле такой возможности не представилось, тогда нашли выход, и мероприятие провели на территории мечети.

Следует отметить, что корбекульцы проводили койдешлер корюшюви с первой половины 1990-х, тогда собирались в местечке «Азизлер», и можно только приветствовать, что в этом году роль организаторов на себя взяли два молодых человека — Алим Кадралиев и Решид Ибрагимов.

История деревни Корбек (уроженцы больше именовали Корбекуль) уходит в средние века, но точное время возникновения поселения пока не установлено. Сегодня в доступных исторических материалах указано, что в Корбекуле на 1520 год числилось 36 «немусульманских» семей.  Активное распространение ислама меняло конфессиональный состав населения, и после включения Крымского полуострова в состав Российской империи, статистика указывает, что в 1805 году в деревне Корбек числилось 45 дворов и 212 жителей исключительно крымских татар. Чуть более через 100 лет, по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Корбекуль числилось 464 двора, население составляло 2109 человек, из них 2085 крымских татар, 15 украинцев, 7 русских, 1 немец, 1 записан в графе «прочие».

Профессор Шевки Бекиров делится интересными фактами из истории села

Используя исторические сведения, некоторые пытаются трактовать конфессиональные изменения заменой этнического состава населения. Но появились дополнительные аргументы не в пользу такого подхода. У меня на руках результаты ДНК-тестов двоих уроженцев Корбекуля 90 и 86 лет, оба крымские татары.

Результаты расчета этнической принадлежности показали, что у первого в графе «грек или уроженец Южной Италии» фигурирует цифра 53,7%, у второй — 61,7%. Здесь присутствуют прибалты, ирландцы, финны, уроженцы западной Азии и совсем небольшой процент уроженцев Центральной Азии. Принадлежность к европейцам составляет в районе 70%.

Деревня Корбекуль находилась в поле зрения путешественников.

Шарль Монтандон в своем «Путеводителе путешественника по Крыму» в первой половине XIX века так описал деревню: «Корбек – довольно большая деревня, построенная амфитеатром на нескольких холмах, составляющих часть южного основания Чатыр-Дага. Отсюда открываются довольно приятные виды на Бабуган, Алушту, часть долины и море. Жители Корбека гостеприимны и трудолюбивы; они занимаются в основном производством повозок и торговлей лесом».

Свои записи оставил и ученый И.И. Пузанов: «Корбек или Корбекли — одна из наиболее зажиточных и, в некоторой степени, культурных татарских деревень Алуштинского района, живописно раскинулась по разветвлениям глубокого оврага на южном склоне Чатырдага, почти у самой подошвы горы, приблизительно в 6 км от Алушты.

Когда-то деревня ­утопала в зелени фруктовых садов и вековых орехов; при многих домиках содержались маленькие огороды, ­игравшие роль цветника или даже садика, так как, кроме кукурузы, фасоли и др. овощей, в них встречались розы, мальвы, шелковица, тополь. Всей этой растительности ­обилие воды давало роскошную жизнь. Душистым, превосходным медом деревня славилась далеко за своими пределами. Случайный путник всегда мог рассчитывать на широкое гостеприимство почти каждого домохозяина; денег, конечно, не брали…»

Гостей угощали вкусным пловом

Известна деревня и своими историческими личностями. Род Одабашей и Баличей внес на протяжении ХХ века большой вклад в народное просвещение. Выходцы из Корбекуля Мемет Кубаев и Ильяс Тархан в разные годы занимали пост председателя КрымЦИК Крымской АССР. Отсюда и пошло в народе название «падиша кой». Та традиция отразилась и в песне современного композитора Зоре Кадыевой «Корбек».

По материнской линии я имею прямое отношение к этому селу. Корбекулевская родня многочисленная, шумливая, веселая и очень трудолюбивая, всегда стремящаяся к материальному достатку. Как-то был в гостях у своей троюродной тети, имеющей большое подсобное хозяйство, в разговоре она заметила, что невесткам непросто адаптироваться в среде корбекульцев, привыкших работать от зари до зари и нести круг своих обязанностей. Можете не удивляться, если женщина из Корбекуля становится ведущей в семье. «Акъайляр, динълен мени» (мужчины, слушайте меня) — здесь это принято. До сих пор меня раздирает смех, когда вспоминаю, как моя бабушка Айше-хартана, приехав на свадьбу в Булунгур, вышла на куреш (борьбу) со своим односельчанином и свалила его. Какой стоял хохот. Что говорить? Как подметила активистка Алиме Ганиева – «Госконцы Крыма».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог