На дворе сентябрь, но теплая погода благоприятствует проведению встреч односельчан. В минувшую субботу со всего Крыма в родном селе Корбекуль собрались уроженцы и потомки тех, кого в 1944 году насильственно лишили отчего дома в этом райском уголке Крыма.
Желание хотя бы раз в году побывать на малой родине является зовом сердца. Мероприятия проходят исключительно по инициативе народа, поэтому отличаются поразительной организованностью и массовостью.
Гости буквально лелеют уроженцев, самым младшим из которых в этом году исполнилось или исполнится 80 лет. Если они и могут что рассказать о додепортационной жизни, то многое уже по рассказам своих родителей. Практически ушло поколение непосредственных носителей той информации, но ее сбор и фиксация у потомков не теряет своей актуальности. Дело остается за наукой, ее организацией и кропотливой работой.
Август и сентябрь стали порой для проведения встреч односельчан. Информационное поле было наполнено сведениями о праздниках в селах Озенбаш, Ускут, Фоти-Сала, Уркуста, Мамашай, Гавр, Байдар, Ак-Кая, Катырша-Сарай, Коклуз.
21 сентября предстоит мероприятие в Капсихоре.
Организация встреч представляет немалые хлопоты. Необходимы финансовые средства, которые можно собрать либо у участников встреч, либо привлечь спонсоров. Хорошо, если имеются отведенные места, на которые не требуются особые разрешения. Но учитывая положения с пожароопасностью, заповедной зоной и ряд других ограничений и запретов, в этом году не во всех селах удалось осуществить намерения проведения встреч. Будем надеяться, что в следующем году организаторы проработают дополнительные варианты.
Удобно, когда в селах имеются кафе с большой вместимостью, это значительно упрощает задачу. В Корбекуле такой возможности не представилось, тогда нашли выход, и мероприятие провели на территории мечети.
Следует отметить, что корбекульцы проводили койдешлер корюшюви с первой половины 1990-х, тогда собирались в местечке «Азизлер», и можно только приветствовать, что в этом году роль организаторов на себя взяли два молодых человека — Алим Кадралиев и Решид Ибрагимов.
История деревни Корбек (уроженцы больше именовали Корбекуль) уходит в средние века, но точное время возникновения поселения пока не установлено. Сегодня в доступных исторических материалах указано, что в Корбекуле на 1520 год числилось 36 «немусульманских» семей. Активное распространение ислама меняло конфессиональный состав населения, и после включения Крымского полуострова в состав Российской империи, статистика указывает, что в 1805 году в деревне Корбек числилось 45 дворов и 212 жителей исключительно крымских татар. Чуть более через 100 лет, по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Корбекуль числилось 464 двора, население составляло 2109 человек, из них 2085 крымских татар, 15 украинцев, 7 русских, 1 немец, 1 записан в графе «прочие».
Профессор Шевки Бекиров делится интересными фактами из истории села
Используя исторические сведения, некоторые пытаются трактовать конфессиональные изменения заменой этнического состава населения. Но появились дополнительные аргументы не в пользу такого подхода. У меня на руках результаты ДНК-тестов двоих уроженцев Корбекуля 90 и 86 лет, оба крымские татары.
Результаты расчета этнической принадлежности показали, что у первого в графе «грек или уроженец Южной Италии» фигурирует цифра 53,7%, у второй — 61,7%. Здесь присутствуют прибалты, ирландцы, финны, уроженцы западной Азии и совсем небольшой процент уроженцев Центральной Азии. Принадлежность к европейцам составляет в районе 70%.
Деревня Корбекуль находилась в поле зрения путешественников.
Шарль Монтандон в своем «Путеводителе путешественника по Крыму» в первой половине XIX века так описал деревню: «Корбек – довольно большая деревня, построенная амфитеатром на нескольких холмах, составляющих часть южного основания Чатыр-Дага. Отсюда открываются довольно приятные виды на Бабуган, Алушту, часть долины и море. Жители Корбека гостеприимны и трудолюбивы; они занимаются в основном производством повозок и торговлей лесом».
Свои записи оставил и ученый И.И. Пузанов: «Корбек или Корбекли — одна из наиболее зажиточных и, в некоторой степени, культурных татарских деревень Алуштинского района, живописно раскинулась по разветвлениям глубокого оврага на южном склоне Чатырдага, почти у самой подошвы горы, приблизительно в 6 км от Алушты.
Когда-то деревня утопала в зелени фруктовых садов и вековых орехов; при многих домиках содержались маленькие огороды, игравшие роль цветника или даже садика, так как, кроме кукурузы, фасоли и др. овощей, в них встречались розы, мальвы, шелковица, тополь. Всей этой растительности обилие воды давало роскошную жизнь. Душистым, превосходным медом деревня славилась далеко за своими пределами. Случайный путник всегда мог рассчитывать на широкое гостеприимство почти каждого домохозяина; денег, конечно, не брали…»
Гостей угощали вкусным пловом
Известна деревня и своими историческими личностями. Род Одабашей и Баличей внес на протяжении ХХ века большой вклад в народное просвещение. Выходцы из Корбекуля Мемет Кубаев и Ильяс Тархан в разные годы занимали пост председателя КрымЦИК Крымской АССР. Отсюда и пошло в народе название «падиша кой». Та традиция отразилась и в песне современного композитора Зоре Кадыевой «Корбек».
По материнской линии я имею прямое отношение к этому селу. Корбекулевская родня многочисленная, шумливая, веселая и очень трудолюбивая, всегда стремящаяся к материальному достатку. Как-то был в гостях у своей троюродной тети, имеющей большое подсобное хозяйство, в разговоре она заметила, что невесткам непросто адаптироваться в среде корбекульцев, привыкших работать от зари до зари и нести круг своих обязанностей. Можете не удивляться, если женщина из Корбекуля становится ведущей в семье. «Акъайляр, динълен мени» (мужчины, слушайте меня) — здесь это принято. До сих пор меня раздирает смех, когда вспоминаю, как моя бабушка Айше-хартана, приехав на свадьбу в Булунгур, вышла на куреш (борьбу) со своим односельчанином и свалила его. Какой стоял хохот. Что говорить? Как подметила активистка Алиме Ганиева – «Госконцы Крыма».
comments powered by HyperComments