Курс валют USD 0 EUR 0

Асан-Сабри АЙВАЗОВ в анналах крымскотатарской истории

Комментариев: 0
Просмотров: 37

И. Керимов

Беседовал ТАРИХЧИ

В истории крымскотатарской журналис­тики особое место занимает личность Асана-Сабри Айвазова (1878—1938). Талантливый и плодовитый публицист, он в первой четверти ХХ столетия сыграл большую роль в развитии национальной печати и литературы. Будучи соратником Р.Медиева, И.Гаспринского, Н.Челебиджихана и Дж.Сейдамета, А-С. Айвазов был самым непосредственным образом вовлечен в деятельность крымскотатарского национального движения. Как политический деятель Айвазов получил наибольшую известность в качестве председателя национального парламента — Курултая, и официального представителя Крымского краевого правительства в Стамбуле.

Личность А-С. Айвазова неоднозначно ­оценивалась современниками. Здесь надо понимать, что лидеры национального движения были не небожителями,  а людьми, которым приходилось работать и жить в весьма непростой и малопредсказуемой обстановке. Решительно выступавший против большевистского переворота в 1917 году Айвазов, как и многие другие участники национального движения, был в конечном итоге вынужден пойти на сотрудничество с новой властью. Особо трудными для него стали 1930-е годы.

17 апреля 1938 года вместе с другими представителями крымскотатарской интеллигенции А-С. Айвазов пал жертвой сталинских репрессий…

Сегодня история крымскотатарского национального движения начала ХХ века вызывает все больший интерес у исследователей и любителей истории. В скором времени должна выйти новая книга профессора Исмаила Керимова, посвященная личности и творческому наследию ­А-С. Айвазова. О содержании новой книги и значении личности А-С. Айвазова для истории крымских татар мы попросили подробно рассказать ее автора.

А-С. Айвазов

 

— Исмаил-оджа, расскажите о вашей новой книге. Почему вы решили посвятить ее такой личности, как Асан-Сабри Айвазов?

— Книга уже завершена и сдана в типографию. Она называется «Асан-Сабри Айвазов в анналах крымскотатарской истории». Личностью Асана-Сабри Айвазова я заинтересовался очень давно. Это важная и весьма значимая  фигура в истории крымских татар. Деятельность этого человека была разносторонней, он оставил после себя большое количество публицистических, языковедчес­ких и литературных работ. То есть на сегодняшний день мы имеем огромный объем опубликованных вещей А-С. Айвазова. Поэтому нельзя было подходить к этой теме «с наскока». Прежде чем перейти к работе над книгой, на протяжении долгого времени я собирал и изу­чал множество его публикаций. После кончины И. Гаспринского он возглавил газету «Терджиман» и постепенно менял ее содержательную часть. То есть газета стала освещать не общетюркские и общемусульманские проблемы, а стала вплотную освещать проблемы Крыма и крымских татар. В силу различных обстоятельств и, в первую очередь, в связи с недоступностью газеты «Терджиман» за 1914–1918 годы и тем, что все материалы данного периода являются арабографичными крымскотатарскими текстами, причем с крымскотатарским языком столетней давности, многие пуб­ликации А-С. Айвазова не были известны исследователям. Уверяю, что без серьезной филологической и тюркологической квалификации работать с ними практически невозможно. Поэтому многие современные исследователи газеты «Терджиман», рассказывая о языке газеты и ее материалах, абстрагируют свои мысли, не приводя ни единого примера из первоисточника.

А-С. Айвазов изучен плохо. Конечно, были и добротные публикации, в основном по русско­язычным источникам. Например, в 2009 году в Симферополе появилась книга «Последняя рукопись А-С. Айвазова» (составители А.В. Валякин и Р.И. Хаяли), в которой собраны материалы следственного дела относительно автора, доступ к которым закрыт и сегодня. Интересные публикации в различных изданиях делает Гульнара Сеитваниева, которая работает над кандидатской диссертацией, связанной с деятельностью А-С. Айвазова.

Но до сегодняшнего дня в основном выходили лишь отдельные статьи, посвященные А-С. Айвазову, полноценных исследований и монографических работ о нем написано не было. Данная монография призвана, по возможности, комплексно осветить его литературную, языковедческую, публицистическую и политическую деятельность.

К монографии прилагаются две неизвестные сегодня объем­ные статьи А-С. Айвазова.

Защитник молодежи

— Какое значение современники А-С. Айвазова придавали его деятельности?

— Касательно современников Айвазова, в качестве примера приведу такой интересный факт. 101 год назад, в 1923 году общественность Крыма отмечала 25-летний юбилей педагогической и творческой деятельности Асана-Сабри Айвазова. Это освещали в газетах того времени, вышла не одна статья об этом событии. У  Айвазова было много друзей, и южнобережная общественность («ялыбой джемааты») тогда решила подарить Айвазову золотые часы и торжественно их вручила. Это 1923 год, еще были сильны последствия Гражданской вой­ны, разрухи и голода, но люди его настолько любили и ценили.

Одна студентка опубликовала тогда в газете статью об Айвазове. Она, оказывается, училась у него в школе. Ведь с 1902 года он преподавал в Алупке. И она описывает его как защитника крымскотатарской молодежи, прежде всего образованной ее части, добивавшейся после ­окончания школы в Крыму поступления на обучение в солидные университеты. Этот вопрос (о высшем образовании) Айвазов считал чрезвычайно важным, и он поднимал его еще в 1906 году на страницах газеты «Ветан хадими». Айвазов писал о том, что состоятельные крымские татары должны способствовать отправке некоторого числа молодых людей на обучение в страны Европы. На эту заметку у себя в «Терджимане» отреагировал И.Гаспринский, по мнению которого это было очень правильное предложение.

— В каком издании впервые начал публиковаться А-С. Айвазов?

— Наиболее ранние из известных на сегодняшний день его публикаций появляются в газете «Хаят» («Жизнь»). Это азербайджанская газета, издававшаяся в Баку с 1906 года. Потом «Хаят» закрыли. Но зато появился журнал «Фююзат» («Благо»), который имел в каждом номере в среднем до 10 страниц и выходил каждую неделю.

Во время своих исследований в последние годы я нашел в номерах «Фююзата» за 1906-1907 годы десять ранее неизвестных публикаций А-С. Айвазова. Сборник «Фююзат» с работами Айвазова, Бекира Эмекдара, Абдурамана Кадризаде и других я приобрел в Баку в 2008 году. В «Фююзате» в 1907 году была опубликована и его пьеса «Как мы дошли до жизни такой», наиболее раннее художественное произведение автора. По этим публикациям видно, что А-С. Айвазов был довольно начитанным человеком, разбиравшимся в европейской и восточной литературе.

Национальный парламент Крыма и национальная литература

В своих публикациях А-С. Айвазов поднимает темы нации, национальной цивилизации, родины и сохранения родного языка. Меня поразил тот момент, что еще в 1906 году он высказался в печати за создание национального парламента в Крыму. Айвазов писал, что именно при таком устройстве крымского общества крымские татары смогут чувствовать себя спокойно, когда у них будет своя национальная жизнь, национальная культура.

— Он имел в виду создание общекрымского парламента или национального съезда крымских татар — Курултая?

— Курултая! Он называл тогда его «Диваном» («Къырымтатар Диваны»). Впоследствии, как мы знаем, в 1917 году состоялся Первый Курултай крымскотатарского народа, был создан первый национальный парламент в Крыму, который принял первую национальную Конституцию Крыма. Но, как уже сказано, еще в 1906 году  Айвазов первым среди крымскотатарских деятелей этот вопрос затрагивал на страницах «Фююзата». «Терджиман» таких вещей не публиковал.

— Как складывались отношения А-С. Айвазова с И. Гаспринским? Ведь в годы первой русской революции первый вместе с Решидом Медиевым открывают в городе Карасубазаре газету «Ветан хадими», которая вольно или невольно была в какой-то степени конкурентом «Терджимана»?

—  Можно насчитать 12 заметок И. Гаспринского, опубликованных в 1906 году в «Терджимане», где он отзывается об Айвазове и редактируемой им газете «Ветан хадими» положительно. И в смысле идейном и в отношении языка, используемого в газете. А-С. Айвазов был, если не первым, то одним из первых наших литературных критиков. После открытия «Ветан хадими», он публиковал объявления о том, что для развития крымскотатарской литературы открывает страницы газеты авторам,  занимающимся поэтическим творчеством, в том числе и другой литературной деятельностью. Время придворных поэтов ханского дворца было уже далеко позади, а новая крымскотатарская литература переживала еще этап своего становления.

Конечно, крымскотатарские литераторы и поэты могли бы посылать свои материалы и в «Терджиман», но это издание было ориентировано на весь тюрко-мусульманский мир, оно не испытывало недостатка в материалах. Страницы «Ветан хадими» были открыты для литературных материалов. Посвятив много лет работы поиску и изучению редких номеров газеты «Ветан хадими», дошедших до наших дней, мне ­удалось обнаружить на ее страницах забытую ныне поэму Асана Чергеева «Багъчасарай хан чешмеси», написанную по мотивам пушкинского «Бахчисарайского фонтана».

«Терджиман» не критиковал газету «Ветан хадими»!  Но  Айвазов в своей статье «Почему не критикуются крымские татары», которую он опубликовал на страницах «Фююзат» в 1907 году, резко критикует некоторые материалы, опубликованные в «Терджимане». Эта критика касалась не самого И. Гаспринского, а азербайджанского автора Юсуфа Несипбейли. Кстати, который являлся супругом дочери И. Гаспринского. В этой статье «досталось» и самому «Терджиману». Из этого эпизода видно и то, что И. Гаспринский относился к своим «критикам» совершенно достойно! Ведь через некоторое время Айвазов приглашается для работы в «Терджиман», а после кончины И. Гаспринского, по его завещанию становится ее главным редактором!!!

Вдали от родины

— После подавления революции, «Ветан хадими» была закрыта. Как развивалась деятельность А-С. Айвазова после этого?

— «Ветан хадими» была закрыта в июне 1908 года. После этого Решид Медиев и А-С. Айвазов стали добиваться открытия двух новых газет. Первый хлопотал об открытии газеты на русском языке, второй ходатайствовал перед губернатором об открытии в городе Карасубазаре издания «Къырым седасы» («Голос Крыма»). В государственном архиве хранится папка с документами переписки по этому вопросу. И этому посвящена отдельная глава в  моей монографии. Чиновники под разными предлогами отказывали. Удивительно, но в конечном итоге Цензурный комитет предписал Таврическому губернатору, что отсутствие ответственного переводчика, владеющего крымскотатарским языком, не является основанием для отказа в разрешении издания газеты. Так, в конце концов, А-С. Айвазову выдали разрешение на издание газеты «Къырым седасы» с 1909 года. Но в этот момент он заболел и вынужден был покинуть Россию и уехать для лечения в Швейцарию.

Р. Медиев и А-С. Айвазов

В годы первой русской революции А-С. Айвазов постоянно находится на острие общественно-политической жизни, участвует и выступает, как отмечает печать, с классными ораторскими речами на митингах. В 1908 году его выслали из Крыма. Далее он проходил обучение в Шанявском университете в Москве, вел частные занятия по турецкому языку со студентами Лазаревского института восточных языков. Разрешение вернуться на родину получил только в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие династии Романовых.

Находясь в Швейцарии, он изу­чал тамошнюю систему образования, посещал местные школы. А-С. Айвазову очень понравилось, что там, помимо обычных предметов (химия, физика, математика и т.д.), учеников обу­чали и какой-то профессии — выращиванию табака, садоводству, кулинарному искусству. В швейцарском городе Базель А-С. Айвазов знакомится с В.И. Лениным. Об этом А-С. Айвазов сам писал впоследствии. Можно предположить, что он участвовал в каких-то политических процессах, о которых сегодня сложно судить.

Работа в «Терджимане»

— Как развивалась деятельность А-С. Айвазова после возвращения на полуостров?

— По возвращении в Крым Айвазов поселился в Бахчисарае, где стал работать у И. Гаспринского в газете. Как отмечалось выше, в конце концов он стал главным редактором «Терджимана» после смерти великого просветителя в 1914 году. Это один из наиболее интересных периодов жизни А-С. Айвазова. В то время им было опубликовано много произведений, о которых современное айвазоведение до недавнего времени совершенно ничего не знало. Он писал и фельетоны, и стихи, некоторые из которых я привожу в качестве примеров на страницах монографии.

— Как развивался «Терджиман» в годы работы там А-С. Айвазова?

— Исмаил Гаспринский скончался в четверг 11 сентября 1914 года, когда уже шли первые бои Первой мировой войны. Экономические трудности военных лет весьма пагубно отразились на газете. В подшивках «Терджимана» тех лет попадаются номера, которые были напечатаны на какой-то совсем грубой и дешевой бумаге, далеко не газетного качества. Мировой войной, нарушившей устоявшиеся связи между различными регионами, было, очевидно, вызвано и сокращение подписчиков. В конце жизни И. Гаспринского, из 16 тысяч подписчиков «Терджимана» — 10 тысяч приходилось на Крым. Остальные шесть тысяч — на другие регионы Российской империи и заграницу. Это была весьма значимая часть подписчиков. Тем более что иностранные подписчики платили валютой. 20 франков была стоимость подписки для них. Фокус внимания газеты в годы войны все более направляется на Крым. Стало меньше печататься информации о событиях в Турции, Средней ­Азии, Поволжье, на Кавказе и т. д.

Несколько глав моей новой монографии посвящены дискуссиям, которые шли в те годы на страницах «Терджимана» по вопросу о реформировании Зынджырлы-медресе. Айвазов выступал за отставку мудерриса (ректора) медресе Мустафы-эфенди, плохого руководителя, неспособного к переменам. Добивался, чтобы финансовые расходы данного ­учебного заведения были под контролем специальной комиссии­ и отчеты о расходах ежегодно публиковались на страницах газет. Айвазов выступал за реформирование учебного процесса, он считал, что медресе и мектебы должны выпускать людей не только со знанием религиозных предметов, но и с качественными знаниями научных предметов и умением применять их в жизни. Отстаивая свою точку зрения, в одной из статей он приводит вопиющий пример: человек окончил медресе, стал муллой, а пойти и получить на почте переведенные меценатом для медресе деньги не может. Не может заполнить бланки на русском языке. Разве такими неприспособленными к жизни мы хотим видеть своих детей, вопрошает он.

В своих статьях А-С. Айвазов отмечает, что в Крыму строятся железные дороги, телефонные и телеграфные линии, что в Крым идет большой поток людей из внутренних регионов России. Растет значение технологий. И нужно сделать так, чтобы крымские татары не отставали от представителей других народов и на равных с ними могли работать с техникой. А для этого наши учебные заведения должны выпускать развитых и грамотных людей.

В истории с Зынджырлы-медресе весьма негативной была роль тогдашнего городского головы Бахчисарая Сулеймана Крымтаева. В 1912 году он сумел убедить мудерриса (ректора Зынджырлы) сдать ему в аренду большую часть вакуфных земель, которые еще в 1500 году крымский хан Менгли-Гирей  выделил для содержания медресе. С этого момента (с 1912 года) поступления в бюджет Зынджырлы сильно упали. Борьба за пост мудерриса медресе приобрела в 1916 году очень острый характер. Стали задеваться глубоко личные вещи. Дошло до того, что С. Крымтаев вызвал А-С. Айвазова на дуэль. Но в защиту журналиста немедленно выступила группа поддержки читателей «Терджимана», а также масса крымскотатарских студентов, обучающихся в различных российских университетах! А студент факультета права Петроградского психо-неврологического института Номан Челебиджихан  заявил, что выйдет на дуэль с С. Крымтаевым вместо А-С. Айвазова. Горячие головы впоследствии с трудом удалось остудить. Судебное же решение в конце концов было вынесено в пользу А-С. Айвазова.

В революционном 1917 году А-С. Айвазов становится главным редактором газеты «Миллет», печатным органом Первого Курултая, председательствует на Курултае. Вместе с тем он продолжает сотрудничать с «Терджиманом». На страницах газеты появлялись материалы, подписанные «С.Х». – «Сабри Хасан».

— Как известно, в период Гражданской войны в России А-С. Айвазов несколько раз ездил в Турцию с миссиями дипломатического характера…

— Да, он три раза встречался с Мустафой Кемалем пашой. Ататюрк лично со слов Айвазова записывал себе в блокнот различные крымскотатарские пословицы и поговорки. Просил Айвазова рассказать «татарские анекдоты». Одна из бесед с Ататюрком проходила в саду азербайджанского представительства в Анкаре. Во время беседы, зная о его замечательном голосе, ­А-С. Айвазова попросили спеть. И он исполнил несколько песен, играя на скрипке. Он блестяще владел инструментом, у него был хороший голос. Это подтверждается воспоминаниями нашего преподавателя — доцента Мемета-оджа ­Умерова (1904–1993) из Дерекоя. Эти воспоминания мною были записаны еще в студенческие и аспирантские годы. Он хорошо знал Айвазова и вспоминал, как тот в приватных компаниях пел песни собственного сочинения в жанре «Иляхи» (религиозные песнопения).

— Как известно, судьба А-С. Айвазова сложилась трагически. В апреле 1938 года он был казнен вместе с другими представителями крымскотатарской интеллигенции. Мог ли он избежать этой участи?

— Преследование А-С. Айвазова началось задолго до большого террора. Его арестовывают еще в 1930 году, но спустя несколько месяцев отпускают. В декабре 1929 года при обыске у него изымают очень важный документ — ордер на арест, который выдала в свое время в отношении него Белая армия. То есть документ подтверждал его борьбу с царским режимом, что делали и большевики!!!

Но, подвергаясь гонениям уже со стороны большевиков и понимая, что все может закончиться трагически, Айвазов решается на отчаянный шаг. В 1934 году он химическим карандашом пишет два письма на белой ткани. Одно из них вкладывается под крышку небольшого зеркальца. Знакомому ялтинскому торговцу поручается передать это зеркальце кому-либо из турецких моряков. «Операция» прошла успешно, и письмо попало заграницу к адресату — Джаферу Сейдамету. Другое письмо тоже достигло Турции, но иным путем. В этих письмах Айвазов писал Джаферу Сейдамету, что его могут убить, и просил официальным путем (он перечисляет своих друзей, в том числе проф. М.Ф. Кёпрюлюзаде и азербайджанских лидеров в изгнании) от имени одного из турецких академических вузов через посольство в Москве пригласить его на научную конференцию в Турцию. Копию такого письма он просил выслать на свой адрес. Таким способом он рассчитывал покинуть СССР.

Турецкая исследовательница Айше Акташ в 1994 году в частной библиотеке у Исмаила Ота­ра работала с этими письмами Айвазова и опубликовала о них статью, разместив в ней фотокопии этих документов. В свое время я написал ей два письма, где, в частности, задал вопрос о том, было ли что-либо предпринято после получения письма Айвазова. Она ответила, что спрашивала об этом у друга Дж. Сейдамета — Исмаила Отара. Тот лаконично отвечал ей в том духе, что то, что возможно было сделать, было сделано. Не уточняя подробностей. По этому поводу Айше-ханум сочла нужным заметить, что в то время у Турции были сложные отношения с СССР, и турецкие власти боялись усугубить их еще больше…

— Что известно о личной жизни А-С. Айвазова?

— В ходе исследования мною обнаружено, что А-С. Айвазов был женат дважды. Первый раз он женился на своей землячке, алупкинской девушке, приблизительно в 1904-1905 годах. У них родился сын, о котором он пишет в письме Решиду Медиеву в 1907 году. От второго брака у него в 1928 году также родился сын Рушен, который в 1938 году, (в десятилетнем возрасте) оставшись без родителей, обращался с письмом к Сталину с просьбой освободить из тюрьмы свою мать, заключенную как «жена врага народа». Дальнейшая судьба детей Айвазова неизвестна…

— Какие черты его характера вам хотелось бы подчеркнуть ­особенно?

— В монографии мною приведены несколько примеров, когда А-С. Айвазов без особых раздумий в буквальном смысле «бросается» на помощь своим сооте­чественникам. Первый пример связан с 1915 годом. В то время около 5 (пяти!!!) тысяч молодых крымскотатарских мужчин из-за того, что у них имелись турецкие паспорта, в связи с военными событиями были высланы из Крыма в пределы Борисоглебска. А-С. Айвазов немедленно поднял этот вопрос на страницах газеты «Терджиман» и отчаянно добивался возвращения их в Крым к своим семьям. Второй эпизод касается 1924 года, когда в СССР началась дикая инфляция. Ни один крымский чиновник в то время не «шелохнулся» в сторону помощи обнищавшим массам крымчан. Айвазов же, со свойственной ему энергией и прямотой, по этому поводу поднял шум в крымскотатарской печати. То есть Айвазов не был приспособленцем и искателем для своей жизни «тихой заводи».

— Как проходит апробация ваших изысканий?

— Во все времена авторам научных работ было полезно пропускать любые исследования гуманитарного характера через страницы периодической печати. То есть, прежде чем работа выйдет в виде книги, автору хорошо бы предварительно ее увидеть в отдельных публикациях и вовремя исправить возможные огрехи. Поэтому большой процент своих исследований я предварительно публикую на страницах крымской республиканской газеты «Янъы дюнья» и благодарен за предоставленные возможности главному редактору Сейрану Сулейману.

Думаю, что монография о жизни и творчестве А-С. Айвазова с его цветным портретом на форзаце и другими оригинальными фотографиями и приложением неизвестных статей автора будет хорошим подспорьем для дальнейших, более глубоких исследований. Во всяком случае, я старался осветить буквально все, что обнаружил в анналах крымскотатарской довоенной истории.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог