И. Керимов
Беседовал ТАРИХЧИ
В истории крымскотатарской журналистики особое место занимает личность Асана-Сабри Айвазова (1878—1938). Талантливый и плодовитый публицист, он в первой четверти ХХ столетия сыграл большую роль в развитии национальной печати и литературы. Будучи соратником Р.Медиева, И.Гаспринского, Н.Челебиджихана и Дж.Сейдамета, А-С. Айвазов был самым непосредственным образом вовлечен в деятельность крымскотатарского национального движения. Как политический деятель Айвазов получил наибольшую известность в качестве председателя национального парламента — Курултая, и официального представителя Крымского краевого правительства в Стамбуле.
Личность А-С. Айвазова неоднозначно оценивалась современниками. Здесь надо понимать, что лидеры национального движения были не небожителями, а людьми, которым приходилось работать и жить в весьма непростой и малопредсказуемой обстановке. Решительно выступавший против большевистского переворота в 1917 году Айвазов, как и многие другие участники национального движения, был в конечном итоге вынужден пойти на сотрудничество с новой властью. Особо трудными для него стали 1930-е годы.
17 апреля 1938 года вместе с другими представителями крымскотатарской интеллигенции А-С. Айвазов пал жертвой сталинских репрессий…
Сегодня история крымскотатарского национального движения начала ХХ века вызывает все больший интерес у исследователей и любителей истории. В скором времени должна выйти новая книга профессора Исмаила Керимова, посвященная личности и творческому наследию А-С. Айвазова. О содержании новой книги и значении личности А-С. Айвазова для истории крымских татар мы попросили подробно рассказать ее автора.
А-С. Айвазов
— Исмаил-оджа, расскажите о вашей новой книге. Почему вы решили посвятить ее такой личности, как Асан-Сабри Айвазов?
— Книга уже завершена и сдана в типографию. Она называется «Асан-Сабри Айвазов в анналах крымскотатарской истории». Личностью Асана-Сабри Айвазова я заинтересовался очень давно. Это важная и весьма значимая фигура в истории крымских татар. Деятельность этого человека была разносторонней, он оставил после себя большое количество публицистических, языковедческих и литературных работ. То есть на сегодняшний день мы имеем огромный объем опубликованных вещей А-С. Айвазова. Поэтому нельзя было подходить к этой теме «с наскока». Прежде чем перейти к работе над книгой, на протяжении долгого времени я собирал и изучал множество его публикаций. После кончины И. Гаспринского он возглавил газету «Терджиман» и постепенно менял ее содержательную часть. То есть газета стала освещать не общетюркские и общемусульманские проблемы, а стала вплотную освещать проблемы Крыма и крымских татар. В силу различных обстоятельств и, в первую очередь, в связи с недоступностью газеты «Терджиман» за 1914–1918 годы и тем, что все материалы данного периода являются арабографичными крымскотатарскими текстами, причем с крымскотатарским языком столетней давности, многие публикации А-С. Айвазова не были известны исследователям. Уверяю, что без серьезной филологической и тюркологической квалификации работать с ними практически невозможно. Поэтому многие современные исследователи газеты «Терджиман», рассказывая о языке газеты и ее материалах, абстрагируют свои мысли, не приводя ни единого примера из первоисточника.
А-С. Айвазов изучен плохо. Конечно, были и добротные публикации, в основном по русскоязычным источникам. Например, в 2009 году в Симферополе появилась книга «Последняя рукопись А-С. Айвазова» (составители А.В. Валякин и Р.И. Хаяли), в которой собраны материалы следственного дела относительно автора, доступ к которым закрыт и сегодня. Интересные публикации в различных изданиях делает Гульнара Сеитваниева, которая работает над кандидатской диссертацией, связанной с деятельностью А-С. Айвазова.
Но до сегодняшнего дня в основном выходили лишь отдельные статьи, посвященные А-С. Айвазову, полноценных исследований и монографических работ о нем написано не было. Данная монография призвана, по возможности, комплексно осветить его литературную, языковедческую, публицистическую и политическую деятельность.
К монографии прилагаются две неизвестные сегодня объемные статьи А-С. Айвазова.
Защитник молодежи
— Какое значение современники А-С. Айвазова придавали его деятельности?
— Касательно современников Айвазова, в качестве примера приведу такой интересный факт. 101 год назад, в 1923 году общественность Крыма отмечала 25-летний юбилей педагогической и творческой деятельности Асана-Сабри Айвазова. Это освещали в газетах того времени, вышла не одна статья об этом событии. У Айвазова было много друзей, и южнобережная общественность («ялыбой джемааты») тогда решила подарить Айвазову золотые часы и торжественно их вручила. Это 1923 год, еще были сильны последствия Гражданской войны, разрухи и голода, но люди его настолько любили и ценили.
Одна студентка опубликовала тогда в газете статью об Айвазове. Она, оказывается, училась у него в школе. Ведь с 1902 года он преподавал в Алупке. И она описывает его как защитника крымскотатарской молодежи, прежде всего образованной ее части, добивавшейся после окончания школы в Крыму поступления на обучение в солидные университеты. Этот вопрос (о высшем образовании) Айвазов считал чрезвычайно важным, и он поднимал его еще в 1906 году на страницах газеты «Ветан хадими». Айвазов писал о том, что состоятельные крымские татары должны способствовать отправке некоторого числа молодых людей на обучение в страны Европы. На эту заметку у себя в «Терджимане» отреагировал И.Гаспринский, по мнению которого это было очень правильное предложение.
— В каком издании впервые начал публиковаться А-С. Айвазов?
— Наиболее ранние из известных на сегодняшний день его публикаций появляются в газете «Хаят» («Жизнь»). Это азербайджанская газета, издававшаяся в Баку с 1906 года. Потом «Хаят» закрыли. Но зато появился журнал «Фююзат» («Благо»), который имел в каждом номере в среднем до 10 страниц и выходил каждую неделю.
Во время своих исследований в последние годы я нашел в номерах «Фююзата» за 1906-1907 годы десять ранее неизвестных публикаций А-С. Айвазова. Сборник «Фююзат» с работами Айвазова, Бекира Эмекдара, Абдурамана Кадризаде и других я приобрел в Баку в 2008 году. В «Фююзате» в 1907 году была опубликована и его пьеса «Как мы дошли до жизни такой», наиболее раннее художественное произведение автора. По этим публикациям видно, что А-С. Айвазов был довольно начитанным человеком, разбиравшимся в европейской и восточной литературе.
Национальный парламент Крыма и национальная литература
В своих публикациях А-С. Айвазов поднимает темы нации, национальной цивилизации, родины и сохранения родного языка. Меня поразил тот момент, что еще в 1906 году он высказался в печати за создание национального парламента в Крыму. Айвазов писал, что именно при таком устройстве крымского общества крымские татары смогут чувствовать себя спокойно, когда у них будет своя национальная жизнь, национальная культура.
— Он имел в виду создание общекрымского парламента или национального съезда крымских татар — Курултая?
— Курултая! Он называл тогда его «Диваном» («Къырымтатар Диваны»). Впоследствии, как мы знаем, в 1917 году состоялся Первый Курултай крымскотатарского народа, был создан первый национальный парламент в Крыму, который принял первую национальную Конституцию Крыма. Но, как уже сказано, еще в 1906 году Айвазов первым среди крымскотатарских деятелей этот вопрос затрагивал на страницах «Фююзата». «Терджиман» таких вещей не публиковал.
— Как складывались отношения А-С. Айвазова с И. Гаспринским? Ведь в годы первой русской революции первый вместе с Решидом Медиевым открывают в городе Карасубазаре газету «Ветан хадими», которая вольно или невольно была в какой-то степени конкурентом «Терджимана»?
— Можно насчитать 12 заметок И. Гаспринского, опубликованных в 1906 году в «Терджимане», где он отзывается об Айвазове и редактируемой им газете «Ветан хадими» положительно. И в смысле идейном и в отношении языка, используемого в газете. А-С. Айвазов был, если не первым, то одним из первых наших литературных критиков. После открытия «Ветан хадими», он публиковал объявления о том, что для развития крымскотатарской литературы открывает страницы газеты авторам, занимающимся поэтическим творчеством, в том числе и другой литературной деятельностью. Время придворных поэтов ханского дворца было уже далеко позади, а новая крымскотатарская литература переживала еще этап своего становления.
Конечно, крымскотатарские литераторы и поэты могли бы посылать свои материалы и в «Терджиман», но это издание было ориентировано на весь тюрко-мусульманский мир, оно не испытывало недостатка в материалах. Страницы «Ветан хадими» были открыты для литературных материалов. Посвятив много лет работы поиску и изучению редких номеров газеты «Ветан хадими», дошедших до наших дней, мне удалось обнаружить на ее страницах забытую ныне поэму Асана Чергеева «Багъчасарай хан чешмеси», написанную по мотивам пушкинского «Бахчисарайского фонтана».
«Терджиман» не критиковал газету «Ветан хадими»! Но Айвазов в своей статье «Почему не критикуются крымские татары», которую он опубликовал на страницах «Фююзат» в 1907 году, резко критикует некоторые материалы, опубликованные в «Терджимане». Эта критика касалась не самого И. Гаспринского, а азербайджанского автора Юсуфа Несипбейли. Кстати, который являлся супругом дочери И. Гаспринского. В этой статье «досталось» и самому «Терджиману». Из этого эпизода видно и то, что И. Гаспринский относился к своим «критикам» совершенно достойно! Ведь через некоторое время Айвазов приглашается для работы в «Терджиман», а после кончины И. Гаспринского, по его завещанию становится ее главным редактором!!!
Вдали от родины
— После подавления революции, «Ветан хадими» была закрыта. Как развивалась деятельность А-С. Айвазова после этого?
— «Ветан хадими» была закрыта в июне 1908 года. После этого Решид Медиев и А-С. Айвазов стали добиваться открытия двух новых газет. Первый хлопотал об открытии газеты на русском языке, второй ходатайствовал перед губернатором об открытии в городе Карасубазаре издания «Къырым седасы» («Голос Крыма»). В государственном архиве хранится папка с документами переписки по этому вопросу. И этому посвящена отдельная глава в моей монографии. Чиновники под разными предлогами отказывали. Удивительно, но в конечном итоге Цензурный комитет предписал Таврическому губернатору, что отсутствие ответственного переводчика, владеющего крымскотатарским языком, не является основанием для отказа в разрешении издания газеты. Так, в конце концов, А-С. Айвазову выдали разрешение на издание газеты «Къырым седасы» с 1909 года. Но в этот момент он заболел и вынужден был покинуть Россию и уехать для лечения в Швейцарию.
Р. Медиев и А-С. Айвазов
В годы первой русской революции А-С. Айвазов постоянно находится на острие общественно-политической жизни, участвует и выступает, как отмечает печать, с классными ораторскими речами на митингах. В 1908 году его выслали из Крыма. Далее он проходил обучение в Шанявском университете в Москве, вел частные занятия по турецкому языку со студентами Лазаревского института восточных языков. Разрешение вернуться на родину получил только в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие династии Романовых.
Находясь в Швейцарии, он изучал тамошнюю систему образования, посещал местные школы. А-С. Айвазову очень понравилось, что там, помимо обычных предметов (химия, физика, математика и т.д.), учеников обучали и какой-то профессии — выращиванию табака, садоводству, кулинарному искусству. В швейцарском городе Базель А-С. Айвазов знакомится с В.И. Лениным. Об этом А-С. Айвазов сам писал впоследствии. Можно предположить, что он участвовал в каких-то политических процессах, о которых сегодня сложно судить.
Работа в «Терджимане»
— Как развивалась деятельность А-С. Айвазова после возвращения на полуостров?
— По возвращении в Крым Айвазов поселился в Бахчисарае, где стал работать у И. Гаспринского в газете. Как отмечалось выше, в конце концов он стал главным редактором «Терджимана» после смерти великого просветителя в 1914 году. Это один из наиболее интересных периодов жизни А-С. Айвазова. В то время им было опубликовано много произведений, о которых современное айвазоведение до недавнего времени совершенно ничего не знало. Он писал и фельетоны, и стихи, некоторые из которых я привожу в качестве примеров на страницах монографии.
— Как развивался «Терджиман» в годы работы там А-С. Айвазова?
— Исмаил Гаспринский скончался в четверг 11 сентября 1914 года, когда уже шли первые бои Первой мировой войны. Экономические трудности военных лет весьма пагубно отразились на газете. В подшивках «Терджимана» тех лет попадаются номера, которые были напечатаны на какой-то совсем грубой и дешевой бумаге, далеко не газетного качества. Мировой войной, нарушившей устоявшиеся связи между различными регионами, было, очевидно, вызвано и сокращение подписчиков. В конце жизни И. Гаспринского, из 16 тысяч подписчиков «Терджимана» — 10 тысяч приходилось на Крым. Остальные шесть тысяч — на другие регионы Российской империи и заграницу. Это была весьма значимая часть подписчиков. Тем более что иностранные подписчики платили валютой. 20 франков была стоимость подписки для них. Фокус внимания газеты в годы войны все более направляется на Крым. Стало меньше печататься информации о событиях в Турции, Средней Азии, Поволжье, на Кавказе и т. д.
Несколько глав моей новой монографии посвящены дискуссиям, которые шли в те годы на страницах «Терджимана» по вопросу о реформировании Зынджырлы-медресе. Айвазов выступал за отставку мудерриса (ректора) медресе Мустафы-эфенди, плохого руководителя, неспособного к переменам. Добивался, чтобы финансовые расходы данного учебного заведения были под контролем специальной комиссии и отчеты о расходах ежегодно публиковались на страницах газет. Айвазов выступал за реформирование учебного процесса, он считал, что медресе и мектебы должны выпускать людей не только со знанием религиозных предметов, но и с качественными знаниями научных предметов и умением применять их в жизни. Отстаивая свою точку зрения, в одной из статей он приводит вопиющий пример: человек окончил медресе, стал муллой, а пойти и получить на почте переведенные меценатом для медресе деньги не может. Не может заполнить бланки на русском языке. Разве такими неприспособленными к жизни мы хотим видеть своих детей, вопрошает он.
В своих статьях А-С. Айвазов отмечает, что в Крыму строятся железные дороги, телефонные и телеграфные линии, что в Крым идет большой поток людей из внутренних регионов России. Растет значение технологий. И нужно сделать так, чтобы крымские татары не отставали от представителей других народов и на равных с ними могли работать с техникой. А для этого наши учебные заведения должны выпускать развитых и грамотных людей.
В истории с Зынджырлы-медресе весьма негативной была роль тогдашнего городского головы Бахчисарая Сулеймана Крымтаева. В 1912 году он сумел убедить мудерриса (ректора Зынджырлы) сдать ему в аренду большую часть вакуфных земель, которые еще в 1500 году крымский хан Менгли-Гирей выделил для содержания медресе. С этого момента (с 1912 года) поступления в бюджет Зынджырлы сильно упали. Борьба за пост мудерриса медресе приобрела в 1916 году очень острый характер. Стали задеваться глубоко личные вещи. Дошло до того, что С. Крымтаев вызвал А-С. Айвазова на дуэль. Но в защиту журналиста немедленно выступила группа поддержки читателей «Терджимана», а также масса крымскотатарских студентов, обучающихся в различных российских университетах! А студент факультета права Петроградского психо-неврологического института Номан Челебиджихан заявил, что выйдет на дуэль с С. Крымтаевым вместо А-С. Айвазова. Горячие головы впоследствии с трудом удалось остудить. Судебное же решение в конце концов было вынесено в пользу А-С. Айвазова.
В революционном 1917 году А-С. Айвазов становится главным редактором газеты «Миллет», печатным органом Первого Курултая, председательствует на Курултае. Вместе с тем он продолжает сотрудничать с «Терджиманом». На страницах газеты появлялись материалы, подписанные «С.Х». – «Сабри Хасан».
— Как известно, в период Гражданской войны в России А-С. Айвазов несколько раз ездил в Турцию с миссиями дипломатического характера…
— Да, он три раза встречался с Мустафой Кемалем пашой. Ататюрк лично со слов Айвазова записывал себе в блокнот различные крымскотатарские пословицы и поговорки. Просил Айвазова рассказать «татарские анекдоты». Одна из бесед с Ататюрком проходила в саду азербайджанского представительства в Анкаре. Во время беседы, зная о его замечательном голосе, А-С. Айвазова попросили спеть. И он исполнил несколько песен, играя на скрипке. Он блестяще владел инструментом, у него был хороший голос. Это подтверждается воспоминаниями нашего преподавателя — доцента Мемета-оджа Умерова (1904–1993) из Дерекоя. Эти воспоминания мною были записаны еще в студенческие и аспирантские годы. Он хорошо знал Айвазова и вспоминал, как тот в приватных компаниях пел песни собственного сочинения в жанре «Иляхи» (религиозные песнопения).
— Как известно, судьба А-С. Айвазова сложилась трагически. В апреле 1938 года он был казнен вместе с другими представителями крымскотатарской интеллигенции. Мог ли он избежать этой участи?
— Преследование А-С. Айвазова началось задолго до большого террора. Его арестовывают еще в 1930 году, но спустя несколько месяцев отпускают. В декабре 1929 года при обыске у него изымают очень важный документ — ордер на арест, который выдала в свое время в отношении него Белая армия. То есть документ подтверждал его борьбу с царским режимом, что делали и большевики!!!
Но, подвергаясь гонениям уже со стороны большевиков и понимая, что все может закончиться трагически, Айвазов решается на отчаянный шаг. В 1934 году он химическим карандашом пишет два письма на белой ткани. Одно из них вкладывается под крышку небольшого зеркальца. Знакомому ялтинскому торговцу поручается передать это зеркальце кому-либо из турецких моряков. «Операция» прошла успешно, и письмо попало заграницу к адресату — Джаферу Сейдамету. Другое письмо тоже достигло Турции, но иным путем. В этих письмах Айвазов писал Джаферу Сейдамету, что его могут убить, и просил официальным путем (он перечисляет своих друзей, в том числе проф. М.Ф. Кёпрюлюзаде и азербайджанских лидеров в изгнании) от имени одного из турецких академических вузов через посольство в Москве пригласить его на научную конференцию в Турцию. Копию такого письма он просил выслать на свой адрес. Таким способом он рассчитывал покинуть СССР.
Турецкая исследовательница Айше Акташ в 1994 году в частной библиотеке у Исмаила Отара работала с этими письмами Айвазова и опубликовала о них статью, разместив в ней фотокопии этих документов. В свое время я написал ей два письма, где, в частности, задал вопрос о том, было ли что-либо предпринято после получения письма Айвазова. Она ответила, что спрашивала об этом у друга Дж. Сейдамета — Исмаила Отара. Тот лаконично отвечал ей в том духе, что то, что возможно было сделать, было сделано. Не уточняя подробностей. По этому поводу Айше-ханум сочла нужным заметить, что в то время у Турции были сложные отношения с СССР, и турецкие власти боялись усугубить их еще больше…
— Что известно о личной жизни А-С. Айвазова?
— В ходе исследования мною обнаружено, что А-С. Айвазов был женат дважды. Первый раз он женился на своей землячке, алупкинской девушке, приблизительно в 1904-1905 годах. У них родился сын, о котором он пишет в письме Решиду Медиеву в 1907 году. От второго брака у него в 1928 году также родился сын Рушен, который в 1938 году, (в десятилетнем возрасте) оставшись без родителей, обращался с письмом к Сталину с просьбой освободить из тюрьмы свою мать, заключенную как «жена врага народа». Дальнейшая судьба детей Айвазова неизвестна…
— Какие черты его характера вам хотелось бы подчеркнуть особенно?
— В монографии мною приведены несколько примеров, когда А-С. Айвазов без особых раздумий в буквальном смысле «бросается» на помощь своим соотечественникам. Первый пример связан с 1915 годом. В то время около 5 (пяти!!!) тысяч молодых крымскотатарских мужчин из-за того, что у них имелись турецкие паспорта, в связи с военными событиями были высланы из Крыма в пределы Борисоглебска. А-С. Айвазов немедленно поднял этот вопрос на страницах газеты «Терджиман» и отчаянно добивался возвращения их в Крым к своим семьям. Второй эпизод касается 1924 года, когда в СССР началась дикая инфляция. Ни один крымский чиновник в то время не «шелохнулся» в сторону помощи обнищавшим массам крымчан. Айвазов же, со свойственной ему энергией и прямотой, по этому поводу поднял шум в крымскотатарской печати. То есть Айвазов не был приспособленцем и искателем для своей жизни «тихой заводи».
— Как проходит апробация ваших изысканий?
— Во все времена авторам научных работ было полезно пропускать любые исследования гуманитарного характера через страницы периодической печати. То есть, прежде чем работа выйдет в виде книги, автору хорошо бы предварительно ее увидеть в отдельных публикациях и вовремя исправить возможные огрехи. Поэтому большой процент своих исследований я предварительно публикую на страницах крымской республиканской газеты «Янъы дюнья» и благодарен за предоставленные возможности главному редактору Сейрану Сулейману.
Думаю, что монография о жизни и творчестве А-С. Айвазова с его цветным портретом на форзаце и другими оригинальными фотографиями и приложением неизвестных статей автора будет хорошим подспорьем для дальнейших, более глубоких исследований. Во всяком случае, я старался осветить буквально все, что обнаружил в анналах крымскотатарской довоенной истории.
comments powered by HyperComments