Письма читала Лера УСЕЙНОВА, «ГК»
Так говорят о человеке, который достоин уважения, отличается высокими моральными качествами и своими поступками является примером для окружающих. Автор письма Ш. Дрошкин благодарен судьбе, что в трудные годы его жизни рядом оказался такой человек – Эмирсеин Тохтаров.
Ш. ДРОШКИН, г. Саки: «Я родился в 1961 году в г. Шахрихане (Узбекистан). Мой отец, Юсуф, был родом из дер. Биюк-Озенбаш, мама, Айше, — из дер. Керменчик. У меня есть сестра Шевхие. В течение одного 1975 года мы с ней осиротели. Боль потери родителей, нужда во всем… Всегда чувствовал себя лишенным чего-то большого, прекрасного. В первое время после смерти матери (она умерла через полгода после отца) с нами жили тети – сестры матери. Они помогали нам с сестрой чем могли, и морально, и материально.
В начале 1976 года у нас дома собрались родственники, чтобы решить, у кого из них мы будем жить с сестрой. Меня захотела забрать к себе Левае-тата, а сестру – Сельме-тизе. Тогда Эмирсеин-эниште сказал: «Давайте спросим у самих детей, что они об этом скажут?». Помню, моя сестра начала плакать, так ничего и не сказав. Тогда я сказал, что свет в доме, где жили мои родители, я выключать не буду. Тети стали плакать, а эниште обнял меня, поцеловал и сказал, что другого ответа от меня не ожидал. Когда он говорил, у него задрожал голос, а потом он тоже заплакал.
Нам с сестрой пришлось многое пережить. Она, приезжая ко мне в гости, старается не вспоминать об этом.
С тех пор прошло 40 лет. В моей памяти родители остались самыми хорошими, добрыми. Я им благодарен за то, что они дали мне жизнь, хотя не смогли увидеть нас взрослыми, своих внуков. Но сегодня мне хочется рассказать о моем эниште Эмирсеине. Я ни в коем случае не хочу обидеть остальных родственников. Они все помогали нам чем могли.
Эмирсеин Тохтаров родился 1 января 1912 года в дер. Айвасиль, под Ялтой. Окончив школу и педучилище в г. Ялте, работал учителем в деревнях Южного Крыма. В 1938 году был призван в армию. Прошел две войны. После Победы 1945 года еще 2 года служил в армии. В 1947-м приехал в г. Шахрихан. Встретил свою любовь – мою тетю Зибиде. Они создали семью, где родилось двое детей – Мустафа и Фатма. Эмирсеин-эниште работал учителем русского языка и литературы.
Взяв над нами опекунство, Эмирсеин-эниште и Зибиде-тизе старались нам дать родительскую любовь, тепло и внимание. После смерти родителей я учился в школе неважно, да и с поведением были проблемы. После окончания 7 класса у нас было родительское собрание, на которое пришел Эмирсеин-эниште. На нем обо мне говорили не очень хорошо. Эниште сидел, опустив голову, временами посматривая на меня. Выйдя на улицу после собрания, он взял меня за плечо и сказал, что хочет со мною серьезно поговорить. На душе стало тревожно. Ждал, что эниште сейчас начнет меня ругать. А вместо этого… Я не могу вспомнить все его слова, но он так убедительно, а главное с отцовской любовью и уважением говорил мне, что я молча, опустив голову, стоял и слушал его. Тогда я пообещал ему, что буду хорошо учиться, и ему не будет стыдно за меня. Он обнял меня за плечи и сказал, что верит в меня.
На летних каникулах я начал заниматься и читать книги. В 8 классе я стал хорошистом, принимал участие в олимпиадах по математике. После школы окончил техническое училище, получив специальность мастера по ремонту холодильников. Вернувшись со службы в армии, первым пошел к Эмирсеину-эниште и Зибиде-тизе. Эниште, с гордостью рассматривая мои награды «Отличник СА», «Отличник военного строительства», все повторял: «Машалла, балам». Он сказал, что теперь спокоен за меня и в жизни у меня все будет хорошо.
После переезда в Крым уже почти 26 лет я работаю в Сакском РЭСе электрослесарем. Всегда вспоминаю Эмирсеина-эниште добрым словом и знакомым рассказываю о нем.
Мне сложно найти нужные слова, чтобы выразить ему благодарность, любовь и уважение за то, что он указал мне верный путь в будущее. Его нет в живых уже более 30 лет, но я до сих пор мысленно обращаюсь к нему за советом в той или иной жизненной ситуации. Для меня Эмирсеин-эниште – Человек с большой буквы.
Диана НИКОЛАЕВА, г. Симферополь (Акмесджид): «Хочу рассказать о семье Рахиле-ханум Сеперши и Энвера-ага Ислямова.
Рахиле-ханум родилась 28 апреля 1947 года в г. Гурджаани Грузинской ССР в многодетной семье. Отец, Сеттар Сеперша, был родом из Керчи, а мама, Гульмаглян Юнусова, — из Карасубазара.
В 1933 году Сеттар-ага в поисках заработка переехал в портовый город Поти в Грузии, где работал грузчиком, а позже перебрался в г. Гурджаани. 24 июня 1941 года Сеттара-ага мобилизовали на фронт, он воевал против фашистов в Крыму. В 1943 году, получив ранение и контузию, был отправлен в тыл копать рвы.
Рахиле-ханум в г. Рустави (Грузия) окончила школу, а проживая в Гулистане (Узбекистан), поступила в медучилище и окончила его с красным дипломом. Более 30 лет проработала медсестрой.
«Мой отец скончался в 1968 году, — рассказывает Рахиле-ханум, — ему было 57 лет. Сказались ранения и контузия, полученные во время войны. Маме посчастливилось вернуться на Родину. Она скончалась в 1995 году, ей был 81 год».
После окончания медучилища Рахиле-ханум вышла замуж за Энвера Ислямова.
Энвер-ага родился в 1942 году в Акмесджиде (Симферополе). Во время депортации его семья попала в г.Мирзачуль. После службы в Закарпатье он окончил курсы шоферов. Отработал водителем более 35 лет. Отец Энвера-ага участвовал в обороне Севастополя. Мама его была родом из деревни Шули Балаклавского района. Сестра Анифе и брат Сервер в 1990 году переехали на родину и обустроились в селе Почтовое Бахчисарайского района.
Энвер-ага и Рахиле-ханум вместе прожили около 46 лет, воспитали пятерых детей.
Старшая дочь Аделина окончила музучилище в Гулистане, работала в музыкальной школе. После переезда в Крым устроилась музработником в с. Кольчугино Симферопольского района. Воспитывает троих детей. В данное время с семьей проживает в Симферополе.
Дочь Азизе по образованию биохимик. Работала в Гулистане преподавателем химии и биологии. Сейчас работает продавцом-консультантом. Замужем, воспитывает двоих детей.
Дочь Гульнара окончила торговый техникум. Она индивидуальный предприниматель. В данное время учится в КФУ.
Сын Сеферша проучился сначала на повара-кондитера, потом на водителя. Сейчас работает водителем. Женат, имеет сына.
Дочь Зейнеп окончила пищевой техникум, работает торговым представителем. Имеет семью, у нее сын.
У Энвера-ага и Рахиле-ханум 7 прекрасных внуков, они учатся в школе, стремятся быть грамотными и развитыми детьми.
От себя же хочу пожелать всем им здоровья, счастья и благополучия на родной земле».
Сеттар Сеперша и Гульмаглян Юнусова с детьми
Рахиле Сеперша и Энвер Ислямов с сыном
Айше къартана Аджы Керим къызы (1927 – 2013), догъма Алушта районы Кучюк-Узень коюнден:
Айт, Чатыр-Дагъ,
Къара денъиз,
Не ичюн ойле
куськюн алда эдинъиз?
Сёйле, тарих,
кечмиш сырларынъны.
Сёйле, ялы
кедерли йырларынъны.
Бизлер ичюн
Танърымнынъ къайгъысы бар…
Ватанымнынъ анадай
Сайгъысы бар…»
М. МУСТАФА, с. Вилино-2 (Бурлюк) Бахчисарайского района: «Мне 86 лет. Я люблю свой крымскотатарский язык, чту наши традиции. Мне никогда не забыть депортацию, как умирали люди в грязных вагонах, потом умирали в ссылке от голода и болезней в то время, когда наши отцы, деды, братья воевали на фронте. За это злодеяние никто не понес наказания. Сколько бы об этом ни писали, все равно не передать всю боль, всю трагедию, пережитую крымскотатарским народом. И сегодня мне больно смотреть, как исчезает наш язык, народ ассимилируется».
comments powered by HyperComments