Создать семью – это предназначение каждого человека. Рожденный в семье ребенок – продолжение рода, счастье, подаренное Всевышним. Своевременно женить сына, выдать замуж дочь – к этому стремятся родители. В крымскотатарских традициях принято с детства готовить свое дитя к семейной жизни. Сыну предопределена роль будущего главы семейства, продолжателя рода. Именно поэтому у крымских татар отношение к мальчику особое. На него возлагаются большие надежды, он приведет в дом молодую невесту, когда придет время, возьмет бразды правления большого семейства в свои руки. Народная мудрость гласит: «Огълу олгъан алтын табакътан аш ашар» (Тот, кто имеет сына, с золотого подноса есть будет); «Огъул бала ана-бабагъа таянгъыч» (Сын — опора отца с матерью).
Дочери уготована иная роль. Не уронить честь рода, достойно представлять своих родителей на стороне мужа. Быть хорошей и покладистой хозяйкой, влиться в семью мужа, практически растворившись в ней, родить и воспитывать детей. И по этому поводу у крымских татар такие умозаключения: «Къыз бала мусафирдир» (Дочь — гость в семье);
«Къыз бала эль бахты ичюн осьтюрилир» (Дочь растишь для чужого счастья);
«Къыз бала – эль эвининъ чырагъы» (Дочь – свет в чужом доме).
В старину не принято было долго затягивать с женитьбой и замужеством. Юноша присматривал себе невесту, обычно у источника, куда девушки приходили за водой, и отправлял к ее родителям сватов. Часто помогали найти невесту многочисленные родственники, рекомендуя ту или иную девушку, описывая внешность, манеры, характеризуя ее семью, заключая фразой: «О бизге ляйыкътыр!» (Она нам подходит!).
Девушке тоже не позволяли долго засиживаться в девицах. «Къызынъ он бешине кельгенде озюнъ джавчы ол» (Дочери 15 лет — родителям впору сватами становиться). Тетушки не сидели сложа руки, считая своим долгом помочь подобрать подходящую пару из ближайшего или дальнего окружения знакомых. Считалось, что не вышедшая замуж дочь или не женившийся вовремя сын навлекут несчастье и дурную славу на весь род. Старшие братья и сестры, уже создавшие свои семьи, были кровно заинтересованы, чтобы их младшая сестра или брат тоже в жизни были определены. Они подбирали достойную пару уже среди родственников своих половинок, таким образом, круг претендентов на роль жениха или невесты значительно расширялся. Каждый нахваливал, как говорится, свой товар. Поэтому и родилась в народе поговорка: «Авджыман джавчыгъа ялан къытлыкъмы» (Свату, что охотнику, ничего не стоит приврать).
В наши дни ранние браки изжили себя. Молодежь не торопится создать свои семьи. Это объясняется необходимостью окончить вуз, получить специальность. Для парней важно встать на ноги, трудоустроиться, решить жилищный вопрос. Ввиду объективных причин: переезда, строительства дома родителями, отсутствия работы молодые откладывают вопрос устройства личной жизни. Среднестатистический возрастной порог для создания семьи для девушек перевалил за 21 — 23 года, для парней – за 25-27 лет. Но, к сожалению, перешагнув за этот возраст, некоторые парни и девушки так и не решаются создать семью уже в зрелом возрасте. Для каждой личности на это есть свои аргументы.
Нет достойного претендента
Ленура З., 29 лет: Во время учебы я как-то о замужестве особо не задумывалась. Были парни, которые мне нравились, но они не проявляли инициативы, а самой навязываться не в моих правилах. Меня пытались знакомить подруги, родственники с ребятами-крымскими татарами, но дальше одного вечера эти отношения не шли. У нас не было тем для общения, все было натянуто, будто для галочки.
Рустем А., 31 год: Девушки сейчас слишком капризные и привередливые. Я – строитель, зарабатываю своим горбом. Понимаю, что нужны ухаживания, подарки. Но когда девушка после нескольких свиданий начинает узнавать о моем доходе, наличии дома, машины, намекать о дорогих подарках, я понимаю, что создавать семью с человеком, у которого завышенные материальные требования, мне не хочется. Насмотревшись фильмов о красивой жизни, девушки пытаются урвать у жизни все и сразу. Причем не наживать все совместным трудом, а заполучить с мужем в придачу.
Место встречи изменить нельзя
Где же найти ту самую или того единственного, чтобы на всю жизнь?!
В начале 1990-х в Симферополе вернувшаяся крымскотатарская молодежь организовывала дискотеки, где звучала национальная музыка, устраивались познавательные конкурсы. В годы необустроенности, отсутствия жилья они пытались самоорганизоваться, объединиться. Кому-то из тех девушек и ребят удалось создать семьи. Казалось бы, тогда татары только возвращались и были разбросаны по всему Крыму, найти вторую половинку действительно было нелегко. Что происходит сегодня? Живем в местах компактного проживания, учимся в вузах и техникумах, где возможность найти себе пару высока. Бываем на крымскотатарских свадьбах, в конце концов. Конечно, у источника теперь себе девушку не присмотришь, но чем плох источник в социальных сетях? Заглянула на сайт крымскотатарских знакомств. Здесь, как и в любом деле, нужен разумный подход. Можно сначала пообщаться виртуально, после обменятся телефонами, и обязательно встретиться. Не знаю, решится ли ваш кавалер пригласить вас в кино или парк. Предложите ему сходить, к примеру, в крымскотатарский театр. Чем не место для знакомства приличных людей?
К сожалению, мужчины не используют своего преимущественного права первым предложить познакомиться или «подружиться» в соцсетях. И при первом игнорировании или отказе от встречи считают себя оскорбленными и перестают проявлять интерес к своей избраннице. Добиваться руки и сердца своей дамы уже не считают нужным. Быть может, парням стоит проявить настойчивость (не путать с навязчивостью), оригинальность и попытаться заинтересовать собой понравившуюся девушку. Вспомните, на обряде никях невеста дает свое согласие на вопрос муллы лишь на третий раз.
Севиля Х., 34 года: Не умеют сегодняшние кавалеры ухаживать. Я обратилась в крымскотатарское агентство знакомств. Представила свое фото, сведения о себе. Через какое-то время мне предложили встретиться с молодым человеком, который также обратился за помощью в агентство. Мы встретились. Была осень, пронизывающий ветер вырывал зонт из рук. Кавалер предложил прогуляться по парку, вел себя пренебрежительно, будто ему это не надо. Чувствовалось, свою неловкость он пытался скрыть развязанностью и безразличием. Продрогнув насквозь, я предложила зайти куда-нибудь в кафе выпить кофе или чай, чтобы согреться, он сделал вид, что не расслышал. Вот такие нынче джентльмены! С тех пор я не пытаюсь больше обращаться в агентства.
Крымскотатарские свахи
В разные годы появлялись и исчезали различные агентства знакомств для крымских татар. Помню, «ГК» даже писал о некоторых из них, приводил количество созданных благодаря им семейных пар. Есть известная в народе крымскотатарская сваха и ведущая свадеб Мунивер Темешева, на счету которой немало счастливых семейств. Тем не менее проблема одиноких сердец есть и как ее решать — вопрос остается открытым.
Побеседовав с разной категорией холостяков, пришла к выводу, что более юные претенденты легче находят общий язык и решительны в отношении создания семьи, чем, скажем, зрелое поколение, с уже устоявшимися принципами и взглядами. Они весьма придирчивы в оценках внешности, характера и поведения претендента на их «свободу».
Алие Я., 35 лет: К нам домой, разумеется, с целью знакомства, пришли гости. Молодой мужчина явно чувствовал себя не в своей тарелке. Мне тоже все это было неприятно. Особенно было противно наблюдать за ним, как он постоянно вытирал платком вспотевший лоб, тяжело сопел. Взрослый мужик, уже под 40 лет. Он мне показался маменькиным сыночком. Случайно глянув под стол, я увидела, что носки у него абсолютно не сочетаются с его костюмом, кстати, тоже уже давно вышедшим из моды.
Бекир Д., 30 лет:
Я знакомился в разные годы с разными девушками. С некоторыми даже встречался какое-то время. Многие были и хорошие хозяйки, и из порядочной семьи, но не мое. Да и куда вести жену, если у меня еще своего дома нет. Родительский дом в Красногвардейском районе позволяет привести жену, но в село сегодня женщину не заманишь.
Эвленмек – базарда мал алып сатмакъ дегиль
(Жениться (выйти замуж) – не товар на базаре купить)
Не стоит искать конкретного места, где отыщется твоя половинка. Где угодно может произойти удивительная и долгожданная встреча. Главное, каждый из вас должен четко понять, чего он ждет от жизни и действительно ли желает создать семью, а не ищет повод, раздираемый своими страхами и комплексами, спрятаться с головой от проблем. Кто-то боится бытовых неурядиц, кто-то взаимоотношений с новыми родственниками, кого-то останавливают ответственность и материальные трудности. Стоит заглянуть в себя, разобраться со своими приоритетами, и тогда, быть может, вы пересмотрите свои взгляды на жизнь и на своего единственного избранника, с которым вы встретитесь в маршрутке или поликлинике, на сайте знакомств или в гостях у друзей, не важно. Важно то, что вы сумели разглядеть в нем (или в ней) не только недостатки, но и достоинства, за которые мы и любим своих половинок, закрывая глаза на мелочи, и видим мир в ярких красках, пускай со сложностями и проблемами. Зато ты не один (не одна). Поэтому у крымских татар и после пятидесяти и в более зрелом возрасте люди, оставшиеся одни, разведенные или вдовы (вдовцы), стараются найти себе спутника жизни, с которым намерены пройти остаток своего пути. Не зря же в популярной песне поется: «Одиночество — сволочь, одиночество – скука…». А народная пословица учит: «Янъгъызлыгъыны гизлеген раат олмаз, ёкъсуллыгъыны гизлеген барынмаз» (Скрывая одиночество – не успокоишься, скрывая бедность – не разживешься), житейская мудрость наставляет: «Янгъызлыкъ тек Аллагъа ярашкъан» (Одиночество свойственно только Аллаху).
comments powered by HyperComments