Курс валют USD 0 EUR 0

Ну что, трубач, тебе трубить!

Комментариев: 0
Просмотров: 700

Дилявер БЕКИРОВ, Заслуженный артист УзССР и Крыма

 

Талантливый музыкант — трубач, внесший немалый вклад в сохранение и развитие крымскотатарского музыкального искусства, оказался незаслуженно забытым общественностью. В годовщину его 70-летия мне хочется рассказать об этом удивительно скромном человеке.

Талят Мамутов025

Талят Мамутов родился в 1946 году в многодетной семье, испытавшей все тяготы депортации. У него было десять братьев и сестер. Отец Талята – Ибраим (Чалбаш) родился в Симферополе и был знаком с известными в Крыму музыкантами и интеллигенцией. В их доме часто по праздникам собирались родные и друзья, и играли народную музыку, пели и танцевали. Наверное, это и определило Талята Мамутова в выборе профессии. В девять лет он уже играл в детском духовом оркестре, в тринадцать – на танцплощадках. Он с благодарностью вспоминает о своих старших наставниках Рустеме Ибрагимове, Заслуженном артисте УзССР, который до поступления в музучилище играл на трубе, и Рустеме Бекмамбетове. Талят-ага учился в музучилище вместе с Дилявером Куртаметовым, брат которого, Юнус, долгие годы вместе   женой Афизе и детьми руководил Чирчикским ансамблем «Хайтарма».

Поступив в Ленинабадское музыкальное училище, Талят Мамутов окончил его в 1965 году. В годы службы в рядах Советской Армии он играл в духовом оркестре корпуса, базировавшемся  в Ашхабаде. Уже там он создал свой небольшой оркестр, который приглашали на различные празднества для командующего состава и других. Отслужив и вернувшись домой, Талят-ага играл на танцах и в ресторанах, но особенно любил крымскотатарские свадьбы. В те годы его имя уже было на устах у музыкантов и на слуху у восхищенной публики. Увлеченный родной музыкой, он был неутомим в познании крымскотатарского фольклора.  Он был знаком и тесно общался практически со всеми известными в народе музыкантами, в особенности с трубачами: Ибришем Черкезом, Багаудином Аединовым, Субхи-ага Бекировым, Иззедином-уста, Халилом Меджитовым, Сервером Таировым и другими.  Он часто ездил к ним, советовался, брал уроки игры на трубе. Его увлеченность народной музыкой, целеустремленность вызывали уважение среди музыкантов разных поколений. Перенимая опыт и мастерство у своих наставников, Талят Мамутов сохраняет свою манеру исполнения.

В 1969 году вместе с известным музыкантом-тромбонистом Леонидом Белым они создают музыкальную школу. Став заведующим учебной частью, Талят-ага приглашает на работу хороших специалистов. Среди них Гуляра Эмирова (аккордеон), Зульфие Муртазаева (фортепиано), Георгий Попов (духовые инструменты), Яков Тягний (труба), Петр Чернышов (тромбон) и другие. Пользуясь заслуженным авторитетом среди народа, он за короткое время  добивается  значительных успехов в работе. Школа находилась в районе СМУ №25, между Советобадом, Чкаловском и Ленинабадом. В народе ее называли крымскотатарской школой, поскольку в творческом и техническом персонале преобладали в основном наши соотечественники. В различных конкурсах и смотрах эта школа занимала призовые места, многие ее выпускники стали впоследствии  известными музыкантами, певцами, преподавателями музыкальных учреждений.

В 1973 году Талят Мамутов и Сияр Эмиров, аккордеонист  при Дворце культуры г. Чкаловска, организовали  ансамбль «Мелевше», в который привлекали талантливых детей. Ансамбль успешно выступал в городах и районах республики. Лучшие воспитанники ансамбля впоследствии работали в профессиональных творческих коллективах.

Прекрасный семьянин, отец троих детей, Талят-ага с любовью и особой ответственностью относился ко всем своим ученикам. Продолжая работать как творческая личность, он совершенствует свои знания и поступает в консерваторию в г. Алма-Ате. С сердечной теплотой он отзывается о своем педагоге, известном трубаче советского периода Юрии Степановиче Клушкине – музыканте с большой буквы, имевшем заслуженный авторитет за пределами Советского Союза. В Болгарии, будучи участником международного конкурса, он занял первое место. Любовь к своему педагогу у Талята-ага неизмерима. Он вспоминает, как, поверив в него, Юрий Степанович начал заниматься с ним буквально с нуля, изменив технику постановки губ. Эта вера многие годы придавала Мамутову сил во всех его начинаниях. Он мог без устали сутками разучивать мелодии и ночами играть на свадьбах.

Весть о том, что крымским татарам позволили, наконец, селиться на родине, была с воодушевлением воспринята Талятом-ага. Он стал готовиться к переезду. Наконец, переехав в Крым, он продолжает свою творческую деятельность. Как многие соотечественники, претерпевает здесь различные бытовые трудности, отсутствие жилья, работы.

Зная музыкальность своего народа, ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов открывает в вузе музыкальную кафедру. Здесь стоит отметить, что в становлении молодых музыкантов немалую роль сыграл Талят Мамутов, в то время устроившийся в КИПУ вахтером. Трубачи обращались к нему за советом по классическому и народному исполнению различных мелодий. Талят-ага с удовольствием передавал свой опыт и знания студентам, за что они его очень любили.

Талантливый музыкант, который никогда себя не выпячивал, сегодня доживает свой век на съемной квартире, выплачивая за нее свою пенсию. Квартирная очередь,  в которой Талят-ага стоит с семьей вот уже 20 лет, все никак не дойдет. Четыре года назад он сломал тазобедренную кость, теперь   с трудом передвигается на костылях. Но скромный и жизнерадостный трубач не унывает. Живет с надеждой, повторяя поговорку: «Келир бир кунь, факъыргъа да кунеш кулер».

Жаль, что мы умалчиваем и забываем о тех, благодаря кому не погибло наше прекрасное музыкальное наследие.

В этом году Таляту Мамутову исполнилось 70 лет. От имени друзей  хочу поздравить уважаемого музыканта Талята-ага с круглой датой и пожелать крепкого здоровья, благополучия и творческого долголетия.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог