Нури ЭМИРВЕЛИЕВ, пос. Красногвардейское (Курман)
В газете «Голос Крыма new» (№10, от 11 марта 2016 г.) я прочел статью под заголовком: «Закладывая сад, обеспечивали жизнь». Мне очень понравилось, как крымские садоводы в старое время выращивали высококачественные местные фрукты и тем самым обеспечивали экономику края. В статье указывается, как при закладке сада применяли искусственное орошение с использованием пресной воды и как коренные жители Крыма приспосабливались к изменчивым погодным условиям и тем самым обеспечивали устойчивый урожай фруктов.
В связи с этим я решил поведать историю садоводства в нашей семье. Мой дед, Эмир-Муса Сейтмамутов, родился в 1854 году в деревне Отуз Судакского района. Деревня Отуз (Щебетовка) была одной из крупных деревень Крыма. Через деревню протекала полноводная речка Отузка, были сооружены две водяные мельницы, по краям речки били прекрасные чистые родники. Было большое количество колодцев, но основное водоснабжение населения питьевой водой – это кешме (чешме)-фонтаны и бассейны в количестве 9 штук.
Родовое имение деда Эмира-Мусы находилось в верхней части деревни Отуз, от кирпичного завода по долине, вдоль речки Отузки до Курбанкая, вплоть до Кабакташа. Это имение – сады и виноградники передавалось по наследству от деда к внукам.
Эмир-Муса-деде и его социальное занятие
Основными занятиями деда были садоводство, виноградарство, занимался пчеловодством, а в свободное время, зимой, увлекался охотой в лесах восточной части Крыма. Очень хорошо разбирался в садоводстве, выращивал различные сорта яблок и груш, а также виноград.
Яблони:
Сары-Синап, Кандиль-Синап, Кара-Синап — до 12 см в длину, Наполен, Розмарин, Шафран, Помажие, Симиренко, Великан (с одной стороны розовое, круглое крупное яблоко в диаметре 12 см и более).
Груши:
Алат-армут (сладкая, сочная, поспевает в июне), Шекер-армут (очень сладкий летний сорт), Сары-армут (летний сорт), Дюшес, Бера, Кабак-армут (крупный (700 – 800 г), Боздырган-армут (крупный осенний сорт), Зынджырмен-армут (крупный зимний сорт).
Что характерно, форма яблони Синап – стройное, высокое и красивое, как тополь, снизу доверху дерево усыпано урожаем. Я помню, как в саду у деда были расположены все эти деревья. У меня составлена карта-схема Отуза и его окрестностей довоенного периода.
С одной стороны фруктового сада протекала небольшая речка Отузка, а на крутом склоне горы, в сторону Курбанкая, дед закладывал новый фруктовый сад, где проводил орошение террасным способом.
Кроме этого, у него под самой горой Курбанкая был большой участок – чаир среди леса, где выращивал ногъут, фасоль, кукурузу и тыкву. Ежегодно собранные в саду фрукты отправляли в крупные города Украины и России. Бывали такие высокоурожайные годы, что одно дерево сары-армут давало за сезон до 96 пудов груши.
Встреча с ученым-ботаником
В 1910 – 1913 годах к деду Эмиру-Мусе в сад на летний период приезжал из Петербурга ученый-ботаник (фамилии не помню) и целое лето жил с семьей в садовом домике деда. Он изучал растительный мир восточной части Крыма, интересовался секретами правильного ухода за плодовыми деревьями и за другими культурами для получения устойчивого высокого урожая. На все вопросы по садоводству и виноградарству дед Эмир-Муса отвечал и рассказывал ученому по отдельности: как вести обрезку деревьев и виноградной лозы, ухаживать за ними, бороться с вредителями, о способах скрещивания и прививок разных сортов фруктовых деревьев. Дед рассказывал о том, в каком возрасте и какие сорта фруктовых деревьев дают самый хороший урожай. После всех этих рассказов и консультаций ученый-ботаник как-то спросил у деда, когда и какое он окончил учебное заведение по садоводству. Дед отвечал, что он самоучка, садоводству нигде не учился, все эти знания получил самостоятельно в процессе наблюдения за растительным миром в течение многих лет, из собственного опыта и опыта, переданного отцом. Ученый жил у деда несколько сезонных лет и занимался научной работой. Перед отъездом он сфотографировал всю семью деда на балконе садового домика. Они подружились, переписывались и приезжали в гости друг к другу.
Общественная работа
В своей жизни Эмир-Муса-деде много времени уделял общественной работе, водоснабжению родного села. Только в Юкары и Орта-маалле он построил 4 кешме-фонтана. Самый красивый кешме-фонтан находится в центре Отуза, напротив Биюк-джами. В данный момент это культурное наследие находится в плачевном состоянии.
У себя в саду дед построил большой колодец, добыча воды производилась при помощи большого колеса, которое вращалось лошадью. Посреди сада имелся бассейн и кешме-фонтан с надписью. Он очень хорошо разбирался в строительстве ирригационных сооружений, строил водопроводные линии закрытого типа, колодцы. Питьевую воду брали где-то выше Кабакташских гор и проводили до Отуза через неровные поверхности на расстоянии 4 – 5 километров.
А также он участвовал в строительстве водопровода в Феодосии, Старом Крыму и в с. Золотое Поле (Джайлав). Даже когда он постарел, к нему приходили за консультацией и возили на место строительства водопровода. В старости его называли Кешмеджи-деде и Чакъыджи-деде.
Музыкантом, как его братья, очень хорошо игравшие на сазе, он не был. Зато у деда был очень хороший голос, он исполнял исторические песни, особенно песни ашиков. Его певучий голос передался детям, а из 27 внуков — одному только мне. Очень любил песни «Сары-Синап» и «Бахчаларнынъ авасы». Эмир-Муса-деде умер 10 мая 1940 года и похоронен на Орта-мезарлык в Отузе. Прожил 86 лет. Имел 2 сыновей, 4 дочерей и 27 внуков.
* * *
В 1970-е годы, когда я учился в ТИИНМСХ в Ташкенте, увидел у одного студента книгу, рассказывающую о Крыме дореволюционного периода. В книге описывались история, народности, растительный и животный мир Крыма. В главе «Садоводство Крыма» я увидел фотоснимок, на котором была запечатлена семья садовода из деревни Отуз — Эмира-Мусы Сейтмамутова – моего деда. Точно такая же фотокарточка хранится и у меня.
Семья Эмира-Мусы Сейтмамутова
comments powered by HyperComments