Курс валют USD 0 EUR 0

К вопросу о публицистическом наследии Исмаила Гаспринского

Комментариев: 0
Просмотров: 1 194

Гаспринский-публицист. Штрихи к портрету

 

Зельфира ШУКУРДЖИЕВА, преподаватель кафедры крымскотатарской литературы и журналистики КИПУ

З.Ш.

«Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, мыслях, делах». Сегодня это изречение считается едва ли не самым популярным в странах тюркского мира и провозглашается девизом многих международных конференций, симпозиумов, форумов, проводимых  на просторах тюркских государств, символизируя единение всех тюркских народов. Этот лаконичный по форме, но глубокий и емкий по своему содержанию призыв к объединению народов был сформулирован много лет назад великим сыном крымскотатарского народа, известным общественным деятелем, просветителем, издателем Исмаилом Гаспринским. Как известно, 2014 год был объявлен ЮНЕСКО Годом И. Гаспринского,  мировая общественность отмечала 100-летие со дня его смерти. Во многих странах были проведены мероприятия, приуроченные к этой дате, что еще раз подчеркивает значимость имени, масштабность фигуры И.Гаспринского, его авторитет в мире, а также свидетельствует о том, что идеи, мысли великого просветителя актуальны, чтимы и сегодня.

Крымские татары не без гордости произносят имя своего великого предка, считающегося основоположником новометодных школ в мусульманском мире, активным популяризатором идей просвещенного ислама, конфессиональной терпимости и прогрессивного развития мусульманских народов. Сегодня, когда появляются все новые и новые исследования о жизни и творчестве И. Гаспринского, можно смело утверждать, что он вошел в мировую историю не только как писатель, журналист, издатель, но и как геополитик, хотя почему-то о нем больше говорят как о просветителе и издателе. Основные его геополитические тезисы относительно мироустройства, о перспективах развития отношений между странами ближнего и дальнего зарубежья отражены в многочисленных публицистических выступлениях на страницах издаваемой им газеты «Терджиман». Ставшая информационным рупором всего мусульманского мира, издававшаяся в столице крымских ханов г. Бахчисарае газета «Терджиман» («Переводчик») в конце XIX  – начале XX веков распространялась далеко за пределами Крыма, от Урала до Китая, а также в европейских странах, США, следовательно, имела достаточно большую читательскую аудиторию. Однако самыми крупными и весомыми публицистическими работами И. Гаспринского, где наиболее полно и подробно отражены геополитические воззрения автора, считаются  две его работы – «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» (1881 год) и «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания» (1896 год), вышедшие в Крыму отдельными брошюрами.

И. Гаспринского по праву можно считать наиболее масштабной интеллектуальной, во многом символической, фигурой не только крымскотатарского народа, но и всего тюркского мира, мыслителем не регионального, а глобального масштаба. И сегодня, когда многое изменилось в Крыму и история вступила в новую эпоху своего развития, труды И. Гаспринского требуют нового прочтения и переосмысления. Вдумчивый читатель может найти в них ответы на многие вопросы современности и, возможно, несколько  иначе оценить сложившуюся ситуацию, менее остро и учитывая неизбежность многих обстоятельств в контексте исторических процессов.

Оценивая публицистическое наследие  И. Гаспринского, прежде всего следует исходить из того, что многие вещи он понимал и воспринимал с точки зрения исторического соседства народов мусульманского и христианского миров, вольного или невольного, и оценивал их с позиции необходимости поиска путей мирного их сосуществования. Следовательно, глубинные мысли великого просветителя относительно принципов добрососедства были актуальны не только во второй половине XIX – начале XX вв., в период его жизни и деятельности, но и сегодня. Особенно в области обсуждения вопросов толерантного взаимодействия двух во многом различных миров – мусульманского и христианского.

Давая оценку художественному творчеству И. Гаспринского, многие ученые, исследователи его творчества сходятся во мнении, что его произведения, которым нередко присущи элементы фантастики, написаны в стиле, опережающем свою эпоху. Наиболее известные художественные произведения И. Гаспринского– романы «Французские письма», «Суданские письма», «Мусульманские страны блаженства, или Путешествие в удивительную страну», многочисленные рассказы, повести, в которых автор красочно излагает различные сюжетные линии, почерпнутые им из собственной жизни, а также из событий своей эпохи, жизни ближайшего окружения.

Особо следует отметить, что немалая доля в наследии И. Гаспринского приходится на публицистические произведения – статьи, эссе, публиковавшиеся в газете «Терджиман». В них И.Гаспринский, в частности, излагал свое видение существующих проблем своего народа, судьба которого всегда глубоко волновала его, приглашал общественность к их обсуждению. Так, например, его очень волновала тема эмиграции крымских татар, которой он посвятил не одну статью в «Терджимане» («Об эмиграции», «Еще по поводу эмиграции» и т. п.). «Падать легко, вставать трудно, уезжать легко, возвращаться трудно», – писал в одной из них И. Гаспринский, призывая соотечественников не покидать Родину. Кроме того, в конце XIX века он собрал вокруг газеты наиболее ярких представителей крымскотатарской интеллигенции того периода, душой болеющих за свой народ. Их статьи, имеющие цель приостановить эмиграцию крымских татар, из номера в номер публиковались в «Терджимане».

Таким образом, видим, что к собственному народу, во благо которого И.Гаспринский служил верой и правдой на протяжении всей своей жизни и который был главным стимулом всей его деятельности, он всегда относился с состраданием, вместе с ним переживая все лишения и невзгоды, выпавшие на его долю. «Я изголодался до смерти историческим и культурным голодом нашего народа, исстрадался его вековыми страданиями и унижениями, и поэтому не смею иначе думать, как только о нем», — с горечью писал И. Гаспринский в одной из своих статей. А вот еще одно высказывание просветителя на эту тему, опубликованное в № 39 за 1905 г. газеты «Терджиман»: «Народ – это организм живой, а не тесто, и с ним нужно обращаться бережно, и если хотите, господа, добра своему народу, то начинайте с того, что доступно и выполнимо». Кроме того,  в своих многочисленных статьях в «Терджимане» И. Гаспринский анализировал общественно-политическое положение в стране, за рубежом и в контексте существующих на тот период реалий давал свою оценку происходящих событий в мире. Таким образом, политическая публицистика является одной из главнейших и важнейших составляющих творческого наследия И. Гаспринского и представляет собой огромный пласт интереснейшего материала о той эпохе.

Как было отмечено выше, главные геополитические тезисы И. Гаспринского были изложены им в двух наиболее значимых публицистических произведениях – «Русское мусульманство» и «Русско-восточные соглашения». Споры в научной среде, дискуссии, полемические замечания ученых, исследователей творчества И.Гаспринского относительно позиции просветителя в таких важнейших вопросах, как славяно-восточные отношения, а также насколько велико влияние идей И.Гаспринского на современное их развитие, и сегодня порождают массу вопросов. Это свидетельствует о необходимости еще более внимательного прочтения, детального исследования наследия просветителя.

Как известно, в спорах рождается истина, и эту истину следует искать непосредственно в текстах И.Гаспринского. Формулируя в общих чертах главные составляющие добрососедства, а следовательно, мира и согласия в обществе, И.Гаспринский утверждал, что эти отношения должны быть построены на принципах равенства между людьми, народами. «Как между отдельными человеческими единицами лучше и легче живется на основе взаимного уважения, признания прав и солидарности интересов, так и общежитие человеческих групп и народностей должно исключительно покоиться на таких же основах», – писал он по этому поводу. Фактор межнационального, межконфессионального согласия по-Гаспринскому заключается именно в этом.

Творчество просветителя явилось стимулом к развитию образовательных процессов в обществе того периода, прессы и даже в какой-то степени побудило к изменениям общественно-политических устоев своего времени. Научная общественность, занимающаяся анализом и изучением трудов И. Гаспринского, утверждает, что его публицистические работы следует рассматривать, прежде всего, как попытку переосмысления строгих норм ислама и поиск гармоничного межконфессионального взаимодействия в тех реалиях, в которых жил и творил просветитель. Однако при обсуждении творчества И. Гаспринского сегодня можно встретить и отличные точки зрения. Так, например, некоторая часть крымскотатарского сообщества утверждает, что не со всеми идеями И. Гаспринского можно соглашаться и принимать их, особенно если рассматривать их в параллели с современной ситуацией на полуострове, учитывая новые крымские реалии. Аргументация сторонников этой позиции такова: поскольку нынешнее положение крымскотатарского народа в Крыму несколько иное, чем это было во время жизни и деятельности И. Гаспринского,  некоторые суждения просветителя о судьбе народа, а также его позицию относительно межконфессиональных отношений в обществе следует трактовать  иначе, так как в прямом их восприятии (как это описано в трудах просветителя) они могут иметь нежелательные (подчас негативные) последствия для крымскотатарского народа. Если коротко – речь идет об ассимиляции.

Обратимся вновь к трудам И. Гаспринского. Понимая, что система ассимиляционной политики носит характер принуждения, что это есть система поглощения одной народности другой, он заключает, что путем канцелярских мероприятий, тех или иных ограничений переродить ту или иную народность по желаемому образцу в какой-либо краткий период времени представляется невозможным. «Для перерождения по данному образцу какой бы то ни было народности, сколь-нибудь исторической и культурной, необходимо столько же времени при совокупности всех условий, сколь было необходимо при первоначальном обособлении и выработке той народности», – заключает И. Гаспринский  в статье «Русское мусульманство». Если следовать логике просветителя, давным-давно исчезли бы с лица земли десятки народностей, живущих тысячелетиями, несмотря на то, что в истории имеются случаи, когда способы поглощения и ассимиляции были далеко не столь деликатными. Полагая, что обрусение тюрко-татар невозможно, И.Гаспринский видел объединение народов путем сближения нравственного, на почве равенства, свободы, науки и образования, предлагая проводить политику государственного единства, основанную на уважении ко всем национальностям и всестороннему равенству народов, населяющих государство. Это стремление, по-Гаспринскому, должно быть обусловлено взаимным желанием народов иметь добрососедские отношения. Теоретически – это идеальная модель толерантного межнационального и межконфессионального взаимоотношения народов, живущих по-соседству.

И. Гаспринскому нередко приходилось слышать критические высказывания в свой адрес. Еще при жизни просветителя многие его суждения воспринимались критически, особенно представителями духовенства. Известен случай, когда приехавший из Казани в Бахчисарай с целью переубедить И.Гаспринского и доказать ошибочность его суждений один из видных религиозных деятелей своего времени ахун Гильман был весьма удивлен тактичностью и обширными знаниями просветителя, который радушно встретил своего оппонента и, терпеливо выслушав его, сумел доказать ошибочность многих суждений своего собеседника. После этого Гильман даже стал сторонником идей И.Гаспринского и по возвращении в Казань стал распространять их среди местного населения. Этот эпизод о взаимоотношениях И.Гаспринского со своими оппонентами –  кадимистами подробно описан в работе старшего научного сотрудника Института татарской энциклопедии Академии наук Татарстана А. Ахунова, занимающегося изучением творчества просветителя.

Таких примеров, когда позиция просветителя, главная цель которого была – сеять ростки знаний в обществе всеми доступными ему средствами (через школы, газеты и т. п.), встречала недопонимание и подвергалась порой жесткой критике, в литературе зафиксировано немало. Известно, например, что видный поэт татарского народа Абдулла Тукай, живший и творивший приблизительно в то же время, что и И. Гаспринский, поначалу также критически был настроен по отношению к деятельности просветителя, однако со временем он изменил свою точку зрения. На страницах газет того периода неоднократно публиковались карикатуры, где высмеивался И. Гаспринский. Так, в №17 газеты «Молла Насредин» за 1908 г. опубликована карикатура, на которой И. Гаспринский изображен задавленным одновременно муллой и директором школы, что свидетельствует о двойном давлении, которое оказывалось на просветителя. Однако все это не останавливало его на избранном пути служения своему народу, до последних дней своей жизни он боролся против человеческого невежества.

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог