Наше время удивительное. Прямо всему удивляешься.
И блестящим успехам соотечественников в культуре и искусстве, и ученикам их и наградам, которые заработали они на протяжении своих долгих творческих дорог.
И тому, с каким равнодушием (в лучшем случае) взирают некоторые на этот багаж опыта и достижений.
Как журналист с 21-летним стажем, пишущий преимущественно о культуре и искусстве, знаешь как никто другой, сколько самозабвенного труда вложено многими нашими деятелями культуры и искусства, сколько отдано сил на многолетнем пути служения своей Музе и своему народу. Знаешь и удивляешься той неиссякаемой энергии и вдохновению, которые подпитывают наших соотечественников на их творческом пути.
И на фоне этого удивляешься отдельным руководителям: с каким безразличием относятся они к людям творчества.
И с невозмутимым видом отстраняются, даже, можно сказать, отмахиваются. Например, от грядущего 90-летнего юбилея (вдумайтесь!) известной личности, отдавшей хореографическому искусству 75 лет своей жизни.
Личности, которую при жизни можно смело назвать легендой крымскотатарского танца — Ремзие Баккал.
Таких, как она, подобает торжественно провожать на заслуженный отдых — с юбилейным концертом, с переполненным залом, с поздравлениями от высокопоставленных лиц, с цветами…
Так, а не иначе делается в цивилизованном обществе.
А иначе…
Общество видно по тому, как оно относится к старикам и детям. А еще я бы добавила — к заслуженным людям преклонного возраста.
Ремзие Баккал, дочь известного крымскотатарского хореографа Усеина Баккала, родилась 9 декабря 1926 года в Симферополе.
Пережила огромное количество тягот и невзгод. Унаследовала от отца его непревзойденный талант. Вышла на сцену в 15 лет и с тех пор не покидала ее.
75 лет жизни отдала танцу и хореографии. Самозабвенным трудом заслужила признание и уважение высокопоставленной элиты Таджикистана и Советсткого Союза — полвека она работала на сценах Таджикистана, представляла республику на высоком уровне в Москве — на правительственных концертах, приуроченных к партийным съездам, к Олимпиаде-80 и другим всесоюзным мероприятиям. Получила звания Заслуженной, затем народной артистки Таджикистана.
«По 200-250 человек в составе танцевальных групп я возила на торжества, на правительственные концерты в Москву, — рассказывает Ремзие Баккал. — Мои грандиозные постановки высоко оценивали министр культуры Таджикистана, московские коллеги. Здесь, в Крыму, я больше двух десятилетий возглавляла легенду крымскотатарского народа — ансамбль «Хайтарма».
Одна из множества высоких наград СССР за неустанный труд и творчество — знак Отличника искусства, врученный Ремзие Баккал в 1970 году. Награды свои Ремзие-ханум не афиширует, хотя признается: рада, что труд ее в те годы оценен был должным образом.
«Я благодарна Таджикистану, много тяжелых лет пережили, но плохое забывается, остается в памяти только хорошее, — говорит она. — В ансамбле «Хайтарма», в котором я проработала 23 года, такие таланты есть!
Последняя моя работа — постановка «Бахчисарай-Хансарай». Премьера этой литературно-музыкальной композиции прошла с успехом в Евпатории, Симферополе, Ялте…
К своему 90-летию я хотела бы сама представить зрителю, крымскотатарскому народу, большую концертную программу — это был бы своеобразный творческий отчет о моей 75-летней сценической деятельности — мой и моих учеников (среди них ряд признанных хореографов и танцоров).
Но я не нашла отклика в высоких кабинетах.
Ну что ж, на нет и суда нет…
Артисты «Хайтармы» очень переживали и переживают мой «уход», мой телефон разрывается от звонков…» — говорит Ремзие-ханум.
Каждого артиста должно провожать красиво…
Чиновники от крымской культуры гордиться должны и отдать дань — в Крыму живет человек, женщина, единственная в своем роде — Ремзие Баккал, 75 лет жизни отдавшая искусству.
Она до сих пор полна энергии и желания работать.
Ее имя и ее 90-летний юбилей должны прогреметь на весь Крым.
А не сопровождаться молчанием в стенах чиновничьих кабинетов.
Как называется это? Когда просто берут и отодвигают в никуда хореографа высокого класса, мастера своего дела.
Ведь можно было, проводив с почестями на заслуженный отдых, предложить заслуженному хореографу помогать в работе ансамбля «Хайтарма»…
Или я не права?
comments powered by HyperComments