Юбилей художника — это радость для поклонников его творчества. Фейерверком новых образов сопровождается юбилейная дата. Философскими раздумьями преисполнено творчество. Сила, энергетика и неповторимость крымскотатарского народа, его сокровенные переживания отражены в символах и образах, прелесть родной земли питает родник вдохновения…
Председателю Ассоциации крымскотатарских художников, самобытному художнику, опытному педагогу Ирфану Нафиеву 10 августа исполняется 65 лет.
И.Нафиев родился в г.Красноармейске (Ташкентская область, Узбекистан), выпускник Республиканского художественного училища им.Бенькова (Ташкент), в 1992 году вернулся с семьей в Крым. Произведения художника находятся в музеях Средней Азии, Украины, Крыма, в частных коллекциях в Германии, США, Турции, Польши, других странах.
Счастливые часов не наблюдают
Творческие личности, как правило, возраста не ощущают. Еще раз подтвердил это художник Ирфан Нафиев: «Мне кажется, я молод и полон сил. Эту дату воспринимаю как еще один пройденный мною этап жизни и творчества — со времени прошлой даты — в 2011 году. Тогда состоялась выставка моих работ в художественном музее (директор Инна Борисовна Арбитайло) Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Это был праздник моих полотен, праздник изобразительного искусства, праздник детских танцевальных коллективов… С тех пор прошло несколько лет.
Есть перемены вокруг. Но, невзирая ни на что, я всегда пишу Крым. Я также преподаю в университете, часто езжу на пленеры, арт-симпозиумы, побывал во многих местах. И я всегда сравниваю эти места с Крымом».
Мой Крым, какими лучезарными красками выразить любовь к тебе…
Но разве можно сравнивать Крым с каким-то другим уголком земли?! Крым — это родное, это неописуемо родное…
Неповторимую красоту его творишь и творишь на холсте. Это неисчерпаемый родник идей для творчества. Это бесконечность творчества…
В Крыму любой уголок — увидел, запомнил, написал — валуны на берегу, сосны, тополя, кипарисы, пышные кусты можжевельника, старинный фонтан-чешме, краешек синего моря, позолоченную закатом скалу, тропинку в темно-зеленой чаще, густой, таинственный лес…
Непременно тянет изобразить все это на холсте! Особенно когда я хожу по окрестностям родных сел моих родителей — Махульдюр и Багатыр. Это мои любимые места! Дом моих родителей в Багатыре до сих пор стоит.
Недавно я побывал в Елабуге (Татарстан) на ежегодном XI Международном арт-симпозиуме, собравшем 34 художника из России, Болгарии, Венгрии, Таджикистана, Туркменистана и других стран. К теме симпозиума «Сакральность народных песен» я написал две работы по мотивам крымскотатарских песен…
Киты, на которых держится крымскотатарское искусство
Современное крымскотатарское изобразительное искусство пленяет искренностью. Об этом говорят, наверное, все, кто хоть раз соприкоснулся с творчеством художников-крымских татар.
«На мой взгляд, современное крымскотатарское изобразительное искусство держится за счет плодотворного творчества того старого костяка — крымскотатарских художников, получивших образование и начинавших свое творчество в местах высылки, — говорит Ирфан Нафиев. — Сегодня они продолжают успешно творить здесь, в Крыму.
Новые имена, они есть, они из тех, кто оканчивает профильные учебные заведения здесь, в Крыму и за его пределами. Есть талантливые имена. В их среде, к сожалению, присутствует и некоторый элемент «звездности» — поучаствовав пару раз в выставках, кто-то из числа молодых художников начинает мнить себя великим мастером.
Есть и такие, кто творчество превращает в ремесло, зарабатывает на этом деньги. Но совсем другое дело, если работы, написанные для себя, для души, покупают ценители искусства. Зарабатывание денег и подлинное художественное творчество — это разные вещи. Если суметь разделить эти два понятия и полноценно работать — это успех. Но это удается не каждому молодому автору».
Творчество крымскотатарских художников — непохоже на творчество коллег
Творчество крымскотатарских художников особенно. Оно неуловимо отличается, оно не похоже на творчество кого бы то ни было. Может быть, потому, что в нем незримо присутствует призрачная тень трагедии нашего народа…
«Отсчет нового периода в истории крымскотатарского изобразительного искусства, пожалуй, можно вести с 1990-го года, когда в Крыму, в Симферополе, состоялась первая выставка работ крымскотатарских художников, — говорит Ирфан Нафиев. — Это был такой роскошный, такой кристально чистый, такой яркий букет разнообразных стилей и направлений. Смею утверждать, что после этого события многие в Крыму стали даже в чем-то подражать крымскотатарским мастерам.
И все эти годы на выставки крымскотатарских художников с удовольствием приходили и приходят коллеги, зрители. Выставки крымскотатарских художников — это всегда праздник души, это одухотворенность, искренность, это океан, стихия, невероятно насыщенная красками, философией, эмоциями.
Секрет успеха — труд
Ирфан Нафиев многие годы преподает в Крымском инженерно-педагогическом университете на кафедре изобразительного искусства.
«Как преподаватель могу сказать: начинающему художнику нельзя откладывать творчество в долгий ящик. Как и музыкант, художник должен всегда работать над собой каждый день — этюды, наброски… Студентам я всегда напоминаю: «Работать нужно каждый день». Они уходят на каникулы — я им даю задания на лето. Если не работать какой-то период — навыки утрачиваются…»
Ирфан Нафиев в своей педагогической деятельности придерживается основного принципа — требовательности.
«Мне важно, чтобы студент выполнял поставленную задачу. Студенты приходят разные. Есть талантливые — те, кто с детства мечтал стать художником, посвятить себя изобразительному искусству — они полностью отдаются учебе. Есть те, кто относится к учебе с холодком…
На каждой сессии просматриваешь работы — по ним видно, кто как работал весь семестр, сразу виден уровень способностей учеников. Одаренные студенты обычно сразу устраиваются где-то работать: создают логотипы для фирм, дизайн офисов плюс учатся. Ведь без денег никуда не двинешься, но надо уметь совмещать творчество и работу. И это им обычно удается.
Раньше подавляющее большинство студентов на художественных специальностях были парни, сейчас — больше поступают девушки.
Если начинающие художники хотят чего-то достичь, они должны показать, на что способны, участвовать в выставках…
Но на сегодняшний день молодые авторы маловато обращаются к нам с целью представить работы — может быть, это для них не так важно… Но без участия в выставках невозможно вступление в Союз художников. А эта организация сплачивает художников, дает возможность широко представлять свое творчество.
Если человек выбрал путь художника, он должен осознать — это путь труда и самосовершенствования.
— Отличаются работы художников и художниц?
— Вопрос, наверно, не совсем корректен. Все зависит от внутреннего состояния художника. Есть светлые, утонченные работы у тех и других, тем не менее девушки, ну они же девушки! Все же они видят мир по-своему, по-другому…
В планах — новые работы в новых техниках
Основная тема творчества Ирфана Нафиева — родной Крым.
«Пишу не только пейзажи. Пишу жанровые композиции, это связано с нашей историей, с нашим народом…
В последнее время я заинтересовался техникой линогравюры.
Хочется создать что-то свое, представить на своих будущих выставках…»
Творчество Ирфана Нафеева — это море прозрачных, глубоких, светящихся теплотой красок. Это галерея выразительных, певучих образов. Его картины задушевны и поэтичны, навевают то радость, то затаенную скорбь. Картины эти просветляют и манят. В них лучезарный Крым сияет то тихой грустью, то живописным уютом своих сокровенных уголков. И буквально в каждой картине есть что-то неуловимое, мягкое и певучее, что трогает до глубины души.
Поздравляем
Ирфана НАФИЕВА с юбилеем!
Крепкого здоровья, энергии, вдохновения, долгих лет, всех благ и вместе с тем желаем ему новых и новых успешных начинаний и побед, побольше талантливых учеников, выставок и новых прекрасных произведений!
comments powered by HyperComments