Эльмира ЧЕРКЕЗОВА, специально для «ГК»
Типичному представителю своего времени, чья судьба и творческая деятельность совпали с войной, депортацией из Крыма, учебой в специальном художественном учебном заведении, художнику Джевдету Тахтарову в этом году исполнилось бы 90 лет.
Автопортрет
Преодолевая сложные психологические, моральные и материальные испытания, такие яркие, талантливые, благородные и в то же время скромные люди художники Кязим Эминов, Осман Чубаров, Февзи Реджепов, Февзи Ибраимов, Мустафа Мемет Эминов и другие высшее и специальное среднее художественное образование получили в 50-е годы ХХ века уже в депортации, в Узбекистане. Они представители второго поколения профессиональных крымскотатарских художников, внесших свой определенный вклад в культуру и искусство своего народа.
В студенческие годы мне посчастливилось познакомиться и общаться с этими мастерами, оставившими неизгладимый след в моей памяти и душе.
Джевдет Гафурович Тахтаров родился 5 мая 1926 года в с. Демерджи Алуштинского района. Необычайная, фантастическая красота, своеобразие этого места не смогли не сформировать вкус к прекрасному. Творческие способности к рисованию у него стали проявляться с детских лет. Родители мальчика определили его в изокружок в г. Симферополе. К сожалению, война, потом депортация крымских татар из Крыма прервали начальное образование способного подростка, с изокружком пришлось расстаться.
В первые годы на чужбине приходилось подрабатывать где придется в невыносимо тяжелых условиях. Блокнот и карандаш, тем не менее, были всегда с ним, он постоянно делал зарисовки с натуры. И только после смерти «отца народов» И. Сталина в 1954 году, в период хрущевской оттепели, Джевдету Тахтарову удалось поступить в 1956 году в республиканское художественное училище им. П. Бенькова в г. Ташкенте, которое он окончил в 1961 году. В течение двух лет занимался преподавательской деятельностью.
В 1963 году Джевдет Тахтаров был принят на Узбекское телевидение художником-постановщиком в литературно-драматическую редакцию.
Более 20 лет художник, успешно работая на телевидении, совмещал свою творческую деятельность с оформлением книг в издательствах «Фан», «Узбекистон», «Ёш гвардия», «Гульхан», «Гунча», создавал в то время распространенный вид графического искусства – плакаты, периодически участвовал в художественном оформлении газеты «Ленин байрагъы».
Наибольшее применение своим способностям и возможностям нашел именно как художник-постановщик литературно-драматических передач. За многолетний период работы на телевидении Д. Тахтаровым было оформлено большое количество спектаклей и видеофильмов. Увлеченно, с любовью и мастерством работая над созданием изобразительной части телевизионных спектаклей и видеофильмов, совмещал все виды изобразительного искусства – живопись, графику, скульптуру и театрально-декоративное искусство.
Профессия художника-постановщика насколько увлекательна, настолько же и сложна. Сложность состоит в том, что художник должен правильно прочесть, суметь понять основную мысль, идею пьесы или сценария и осуществить соответствующим образом художественное оформление фильма или спектакля. Поэтому художника-постановщика, несомненно, можно сравнить с режиссером и композитором, создателем сценического произведения искусства.
Такие спектакли, как «Медея» Еврипида, «Мцыри» М.Лермонтова, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Чаша терпения» по произведению Удалова, «Ота» — трехсерийный спектакль о Юлдаше Ахунбабаеве и др., в которых художнику приходилось работать с классикой зарубежной, советской и узбекской литературы и находить единственно правильное художественное оформление.
Трудно ли было художнику при работе над эскизами к фильму или спектаклю?
«Да, решение приходит неожиданно, после очень долгого поиска, изучения материала, вживания в него. Процесс работы над фильмом полностью поглощает меня. Так было, когда я работал над фильмом «Черное – коричневое» — о страшном явлении ХХ века – фашизме. Хотелось найти нестандартное, новое, оригинальное решение. Я предложил режиссеру эскизы декораций, где центральное место занимал огромных размеров черный фашистский знак – свастика, лежащий на полу, на котором должны были развиваться события, описанные в сценарии.
Решение понравилось режиссеру. Художественное оформление органично вписалось в общую канву режиссерского замысла», — рассказал художник при встрече с ним в г. Ташкенте у него дома.
Чтобы войти в мир своих будущих героев, Тахтарову необходимо было всесторонне изучить историческую эпоху, в которой развивались действия пьесы. У художника дома была большая и богатая библиотека, где были собраны книги по искусству, театру, истории, живописи. Приходилось много читать, заниматься самообразованием.
Любимые художники Дж. Тахтарова – Диего Веласкес, А. Куинджи, И. Левитан, В. Серов и др. Для ансамбля «Хайтарма» в 1980-е годы он выполнял декорации для концертных программ.
В свободное от работы время уделял большое внимание воспитанию своих сыновей – Рефата и Решата. Весной с супругой Дилярой-ханум и сыновьями выезжали в горы. «…Я делаю наброски, этюды с натуры, очень люблю природу, именно весной, когда она пробуждается. И вообще с карандашом и блокнотом никогда не расстаюсь, постоянно делая в нем зарисовки», — рассказывал Джевдет-ага. В декабре 1985 года Дж. Тахтаров был принят в Союз журналистов Узбекистана.
Семья Тахтаровых
Супруга Джевдета Тахтарова Диляра-ханум музыкант по образованию, пианистка, очень мягкая, образованная, родом из деревни Дерекой, что под Ялтой, была надежной опорой и поддержкой для мужа. Врезался в мою память эпизод из общения с ней, когда она поделилась своим глубоко личным переживанием. Уже здесь, в Крыму, я особенно четко предствила эту картину и говорила сама себе, что это состояние характерно было для многих лучших представительниц нашего народа. Тогда она сказала мне, что испытывает непреодолимое желание поехать в Крым, подняться на вершину скалы у моря и прокричать или исполнить вокализ, выразить всю боль, отчаяние, скорбь крымскотатарского народа, броситься в море и освободиться, очиститься от всего этого.
После возвращения в Крым Джевдет Тахтаров, в основном, занимался живописью, писал пейзажи-настроения на основе этюдов, натюрморты, ездил в свой родной Демерджи, созерцая любимые, милые для глаз и души места.
Дочь старшего сына Рефата, Абибе Тахтарова, продолжила творческое начало своих хартбаба и хартана, став лауреатом многих конкурсов по хореографии. В настоящее время она студентка 2-го курса Крымского университета культуры, искусств и туризма, в будущем хореограф-постановщик. Благодаря творческой деятельности Дж. Тахтарова состоялась преемственность поколений, прервавшаяся после депортации из Крыма, там, в ссылке, что свидетельствует о силе духа, творческого начала нашего народа.
Джевдет Тахтаров скончался в Крыму 16 сентября 1998 года, а Диляра-ханум более 20 лет проработала в музыкальной школе преподавателем по фортепиано, скончалась 5 августа 2014 года. Алла рахмет эйлесин.
comments powered by HyperComments