Курс валют USD 0 EUR 0

Трое из одной семьи ФОТО

Комментариев: 0
Просмотров: 1 235

В самом начале ХХ века житель Алупки Мемет Муратов, сын Мурата Карашайского, на улочке, круто обрывающейся над самым Хаосом (нагромождением камней у северной границы Воронцовского парка) в оконечности парка Воронцовского дворца, построил дом, типичный для аутентичной архитектуры Южнобережья – в два этажа, с застекленной верандой наверху по всей длине дома, позже слева к дому был пристроен одноэтажный флигель. Позднее улица стала носить имя Войкова. В семье Мемета Муратова (Карашайского) и его супруги Меджубе появилось четверо детей – два сына и две дочери – радость и надежда родителей. В 1927-м, когда старшему сыну Энверу было 17, а младшей Февзие 11лет, отца не стало. Вся тяжесть заботы о семье легла на материнские плечи, но, несмотря на трудности, она все силы отдала тому, чтобы поднять детей на ноги, дать им образование.

Энвер МУРАТОВ

Энвер Муратов

По окончании школы сын Энвер, осуществляя свою давнюю мечту стать врачом, поступил в Симферопольский медицинский институт. В 1936 году, получив специальность «хирург», вернулся в Алупку и устроился в городскую больницу и санаторий. Отсюда его призывают в ряды Красной Армии. Отслужив два года на Дальнем Востоке, он вернулся в родной город. Международная обстановка тех лет становилась все напряженнее, 15 марта 1941 года его вновь призывают в ряды Красной Армии. На начало войны Энвер уже служил в должности врача в авиационной части 5-й армии, дислоцированной в Молдавии. В ходе тяжелых оборонительных боев авиачасть вынужденно отступила к востоку, в район украинского города Вознесенск, где немногим позднее развернулись ожесточенные бои. Энвера направляют в медсанбат авиаполка 5-й армии начальником санитарного батальона. В 1943 году при авиаполку 5-й армии организовали полевой госпиталь, возглавить который назначили майора Энвера Муратова, на этой должности он пробыл вплоть до окончания войны. За эти годы через его руки прошли тысячи солдат, вернувшиеся после излечения в строй.

В 1945 году Энвера приняли в ряды Компартии. После войны жил в Молдавии, городе Сороки, долгие годы занимал должности главного хирурга и главного врача городской больницы. Военные годы и беспокойная работа, к которой он относился с большой ответственностью, не прошли бесследно. В 1967 году он скоропостижно скончался от инфаркта.

Эскендер МУРАТОВ

Эскендер Муратов

Младшего брата Эскендера больше привлекала техника. Посоветовавшись с близкими, он поехал учиться в Симферопольский автодорожный техникум, окончив который в 1933 году, вернулся в Алупку, работал диспетчером на станции «Союзавтотранс».

В 1940 году его повторно призвали в армию, направив учиться на курсы повышения квалификации командного состава.

В начале 1941 года Эскендер приступает к службе в стрелковом полку в звании лейтенанта. После переподготовки его назначают командиром стрелкового взвода, расположившегося на учения в окрестностях Феодосии. Когда гитлеровцы рвались к Днепру, дивизия, в которой служил Эскендер, укрепила свои позиции в районе Сиваша. Командиром полка был Платон Юрьевич Юхимчук, сражения полка под его командованием подробно описал П. И. Батов в книге «В походах и боях» в главе «Перекоп». В боевой славе полка, несомненно, есть доля и взвода, которым командовал Эскендер Муратов.

В ноябре 1941 года фашисты прорвали линию обороны у Перекопа и вошли в северный Крым. Часть советских войск отступила по линии Симферополь-Севастополь, другая же, в том числе и 156-я стрелковая дивизия, направилась к Керчи. После тяжелых, кровопролитных боев с большими потерями наши части отступили на Кубань. Для комплектации полка Эскендера направили на станицу Джерелиевка. В январе 1942 года его перевели в Армавир, возложив на него обязанности по подготовке кадров для отправки на фронт. Командир роты автоматчиков, старший лейтенант Эскендер Муратов победу встретил в г. Ананьев Одесской области. По окончании войны остался при Одесском военном округе. Участвовал в восстановлении Донецка. С 1946 года проживал в г. Бийске Алтайского края. Здесь, до выхода на пенсию, около тридцати лет проработал на одном месте – начальником военной подготовки при ДОСААФ, заместителем начальника, потом начальником автомотоклуба. За эти годы под его началом получили технические знания тысячи юношей.

Февзие МУРАТОВА

Февзие Муратова

Иногда в жизни случаются удивительные совпадения. Если бы в годы войны Эскендеру сказали, что его родная сестра будет служить в медсанбате одной с ним дивизии, он не поверил бы этому. Действительно, самая младшая сестра, Февзие Муратова, короткое время служила при медсанбате той же самой дивизии, в которой служил он сам. Но об этом брат с сестрой узнали только свидевшись через двадцать лет после окончания войны.

Февзие с детства мечтала стать медиком, лечить людей. В 1938 году она окончила двухгодичные медицинские курсы при санатории Боброва.

В то роковое утро 18 мая их разбудил громкий настойчивый стук. На сборы дали 15 минут. Три женщины – пожилая мать и две ее молодые дочери с двумя детьми 7-8 лет, одним из которых был сын служившего на фронте их старшего брата Энвера, были отправлены в долгий путь, закончившийся на лесоповале г. Волжск Марийской АССР.

Вскоре после снятия ограничений по спецпереселенцам две дочери с матерью и подросшими детьми воссоединились с родственниками, проживавшими в Узбекистане, в г.Ангрен Ташкентской области.

В 1975-м Февзие с семьей переехала в Крым. После долгих скитаний в поисках жилья, когда повсеместно действовал негласный запрет на прописку крымских татар, на продажу домов крымским татарам, семье удалось остановиться в г. Старый Крым, где они купили небольшой крытый черепицей татарский домик по ул. Октябрьской.

Но жить в нем довелось недолго. Постоянные вызовы в соответствующие органы завершились в 1977-м решением суда, по которому семью за «злостное нарушение паспортного режима» выслали в Узбекистан. Чтобы все же быть ближе к родине, поселились в ст. Елизаветинской в черте г. Краснодар. Ежегодно бывая в Крыму, мечтали о жизни в своем маленьком домике на своей родине… Однако все четверо детей некогда большой и дружной семьи Муратовых нашли свой последний приют вдали от родины. Из их потомков в настоящее время в Крыму не проживает никто…

Двухэтажный дом, возведенный более века назад отцом семьи Меметом Муратовым-Карашайским, до сих пор стоит в Алупке, с его застекленной веранды во всю длину дома, как на ладони виден Хаос, Воронцовский дворец и во всю ширь — море.

(По материалам публикаций Абдурамана Молла «Уч эвляд» («Йылдыз», 1984 г.) и личных воспоминаний автора).

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог