Еще жизнь не прожил, а уже поменял несколько государственных идеологий. Такова судьба нынешних поколений, родившихся и получивших воспитание в Советском Союзе, а затем ставших участниками государственных размежеваний и наоборот.
Одной из основ государственной идеологии является идейно-патриотическое воспитание населения. По словам академика Дмитрия Лихачева: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Воспитание свойственно человеку разумному. Оно возникло на заре человеческого общества, пройдя с ним длительный путь развития. Мысль, начинавшаяся от осознания принадлежности к определенному племени, достигла человеколюбивых отношений, стремления к общим благам, определения порядков, приемлемых для всех народов. Еще в античных государствах особое внимание отводилось воспитательным беседам государственных деятелей с молодежью, во время которых поднимались вопросы на политические и нравственные темы, звучали рассказы о жизни предков, их стойкости и мужестве в борьбе с врагами, описывались подвиги исторических героев.
Государства и проживающие на их территорях народы не могут существовать без идеологии и идейно-патриотического воспитания. Его интересы требуют от граждан самоотдачи и самопожертвования. Каждый народ имеет свою Родину, малую и большую. Здесь рождаются дети, обретают свой язык, постигают и развивают самобытную культуру, здесь формируется их менталитет. На протяжении долгого времени к этому вырабатывается определенное генетическое чувство, которое также нуждается в подпитке. Но если происходят изменения в естественной среде, то требуется их защита или адаптация под возникшие обстоятельства с целью дальнейшего развития, а не стагнации.
Крымские татары за последние 30 лет в основной своей массе жили в условиях трех государственных идеологий: советской, украинской и российской. Каждая из них требовала от народа участия и подчинения. Каждая воспитывала в духе необходимого патриотизма через школу, СМИ, религиозно-духовные организации и другие общественные институты. Идеология страны вкладывает свое понятие в патриотизм, ее реализация показательна на положении народов и отдельных граждан. Проблема идеологии, патриотизма и воспитания находилась в поле зрения многих мыслителей. Вот только некоторые высказывания:
Н. Добролюбов: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны и происходит ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше».
Н. Чернышевский: «…Необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм».
А. Макаренко: «Патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».
К. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Как видим, лучшие умы порождали величайшие мысли. Но насколько ими воспользовались государства и государственные мужи — показывает общественная практика, зафиксированная историей. Близки крымским татарам высказывания мыслителей, но далеко они находились в реалиях от мечтаний человеческих. Однако способность к выживанию, поиску компромиссов, четкое определение своего места между мега-игроками обеспечивали сохранение национальных интересов в рамках любой государственной политики. Тридцатилетний путь – миг исторический, насыщенный переменами, равными многовековым. Путь бескровный, а значит общечеловеческий, безусловно выгоден для крымских татар. Наш народ, исповедующий ислам, проживает среди славяно-христианского большинства. У каждого из народов свои национальные ценности, религия и мировоззрение. Навязывание сугубо «своего» — верный путь к конфликту. Отрицание соседей – самообман, их принижение вызывает ответную реакцию. Только стремление к общим ценностям будет гарантировать развитие и мирную жизнь. Увлечение отжившими теориями, несбыточными мечтами и экстравагантными идеями вредно не только самой личности, но и всему национальному сообществу. Реальная идея малого сулит практическое большее. Путь к общим идеалам большинства посредством решения проблем меньшинства есть та составная мудрой политики, которая должна главенствовать в нынешней крымскотатарской идеологии.
Народ чего-то стоит, если обладает самосознанием и патриотичностью. По этому поводу есть множество народных пословиц: «Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «Не растет трава без корней» и др. Самосознание, патриотичность формируются посредством и внешнего воздействия, через воспитание. Для такого воздействия выстраивается целая государственная система. Отдельные министерства озадачены этой проблемой: образования, культуры, спорта, информации, национальностей, обороны и т.д. В этой связи малочисленным народам остается воспользоваться имеющейся базой, приобщая к государственным мероприятиям свои национальные. Например, наряду с разъяснениями и использованием государственных символов: герба, флага, гимна, задействовать и национальные, крымскотатарские. Сбор материалов о героях и ветеранах ВОВ должен приобщить к поисковой работе и среди крымскотатарских участников. Общий курс воспитания любви к своему краю, месту, где человек родился и вырос, является неотъемлемым в системе воспитания крымскотатарского ребенка. Укрепление чувства национальной гордости путем знакомства детей с достижениями крымскотатарских деятелей науки и культуры полностью вписывается в государственную программу.
Созданная нашим народом на протяжении последних 30 лет воспитательная база сохраняется, но требуется ее постоянное совершенствование и наполнение. Для этого необходима народная инициатива через общественные организации. За последние два года мы могли наблюдать эффективную совместную работу государственных учреждений культуры и образования совместно с общественными объединениями. Культурная жизнь заметно переместилась в стены Крымскотатарской библиотеки им. И Гаспринского и Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия. Наряду с ними активно работают и другие учреждения. Ежегодно выпускаемый библиотекой календарь памятных дат становится настольной книгой общественников. Но он требует постоянных доработок и пополнения. Здесь также будет не лишней народная инициатива. Каждый шаг должен приближать нас к национальным идеалам. Вести к созданию «армии культуры и просвещения!». Ведь не зря К. Ушинский отмечал: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».
comments powered by HyperComments