Курс валют USD 0 EUR 0

«Мне посчастливилось заполнить лакуну* в истории сценического искусства Крыма»

Комментариев: 0
Просмотров: 650

 

80 лет назад руководство Крымской АССР приступило к созданию в Симферополе Крымского государственного татарского театра оперы и балета. Реализация этого амбициозного культурного проекта могла бы вывести крымское искусство на новый более высокий уровень…

Этой малоизвестной странице из прошлого крымской культуры посвящена новая книга исследователя истории сценического искусства Крыма Исмета Заатова «Крымский государственный татарский театр оперы и балета в материалах архивов и довоенной прессы 1937-1938 гг.».

«Мне посчастливилось заполнить лакуну* в истории сценического искусства Крыма.  Крымский государственный татарский театр оперы и балета существовал недолго, около года. Он был создан в 1937 году и в 1938-м закрыт. Это полная трагизма история. Всех, кто был причастен к созданию театра, в 1938 году расстреляли, кроме первого художественного руководителя Льва Книппера», — рассказал И.Заатов на презентации своей книги, состоявшейся 9 февраля в Республиканской универсальной научной библиотеке им.И.Франко.

Валерий Басыров и Исмет Заатов

 

По словам И.Заатова, в 1936 году в Советском Союзе, чтобы продемонстрировать миру успехи в развитии культуры и искусства, приступили к созданию театров оперы и балета в национальных союзных и автономных республиках. В 1937 г. театры оперы и балета создаются в Башкирии и Крыму, а спустя год и в Татарстане.

В вопросе подготовки кадров для новых театров Башкирская и Татарская АССР, по мнению исследователя, пошли более правильным путем, создав национальные оперные и хореографические классы-студии при ведущих столичных консерваториях и хореографических училищах. В течение пяти лет в них обучались отобранные в этих республиках кадры.

Крымское руководство на это не пошло. Религиозные традиции были еще очень живы в селах Крыма, и семьи не отпускали своих детей, особенно девочек, в столицу страны для обучения вокалу, а тем более и балету. Крымское руководство сделало ставку на собственные силы и приглашенных из Москвы педагогов. В Симферополе был создан музыкально-театральный техникум, который занимался подготовкой кадров.

Возглавили процесс создания театра председатель ЦИК Крымской АССР Ильяс Тархан (который сам был драматургом и поэтом) и председатель Совнаркома республики Абдуреим Самединов. Театр был создан постановлением Совнаркома от 20 июня 1937 года. Располагался он в двух зданиях — в здании бывшего дворянского собрания на ул. Горького и в здании по адресу ул. Желябова, 17. Представления и концерты давались на сцене нынешнего Русского драматического театра им.М.Горького.

В труппу театра входило 92 человека. Она носила интернациональный характер — 62% артистов были крымскими татарами, 17% русские, 9,5% армяне, 6% крымчаки. Среди артистов были латыши, крымские цыгане, караимы, украинцы, белорусы и представители других народов.

Как рассказывает И. Заатов, еще в 1936 году по приглашению руководства Крымской АССР из Азербайджана вернулся на родину известный композитор Асан Рефатов. Он уехал в Азербайджан в 1924 году вместе с Бекиром Чобан-заде. Работал проректором бакинской консерватории и возглавлял Союз композиторов Азербайджана. К этому времени он успел написать музыку к ряду спектаклей азербайджанских драматургов и являлся автором оперы «Гяве». Вернувшись в Крым, А.Рефатов приступил к работе над оперой «Арзы-къыз», которую должны были поставить в новом театре. Но в апреле 1937 года он был арестован. Либретто оперы было написано драматургом Умером Ипчи и молодым поэтом Эшрефом Шемьи-Заде, но вскоре и они были объявлены врагами народа. Осенью 1937 года были арестованы И.Тархан и А.Самединов.

Артисты театра дали блестящие концерты к годовщине революции 7 ноября и ко дню Красной Армии 23 февраля, но 24 марта 1938 года театр был упразднен.

По словам И.Заатова, его монография основывается на документах, обнаруженных в Государственном архиве Республики Крым, материалах довоенной прессы и воспоминаниях участников событий Сание Налбантовой и Эмине Смедляевой.

Поздравить своего подчиненного с выходом новой книги пришла и министр культуры республики Арина Новосельская (И.Заатов занимает пост замминистра культуры). «Я совершенно искренне восхищаюсь, что при такой сложной нашей чиновничьей работе Исмет Аблятифович находит время еще созидать. Книга, которая сегодня представлена, это такое яркое живое свидетельство того, что не все чиновники одинакового серого цвета, — заявила министр. — Я не знаю сколько министров Исмет пережил, но он всегда на своем месте, очень талантливый человек, великолепный организатор, историк, этнограф. Вообще, когда мне нужно что-то узнать об истории или судьбе и корнях какой-либо фамилии, необязательно обращаться в архивы, к различным службам, которые этим занимаются, можно просто зайти в кабинет к Исмету, и он расскажет, от первородных первых букв до сегодняшнего дня, всю историю интересующего вопроса». Министр также сообщила, что в ближайшее время И.Заатову будет присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан.

«По сути дела, перед нами человек, который заново открыл историю музыкальной, а теперь и театральной культуры крымскотатарского народа. Это достижение, сравнимое с достижениями крупных просветителей, крупных национальных историков», —  заявил в свою очередь директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. По его словам, пришло время отметить деятельность И.Заатова важной республиканской наградой, поэтому в этом году Центральный музей Тавриды будет выдвигать работы И.Заатова на соискание Государственной премии Республики Крым.

Литературный редактор новой книги И.Заатова  Ольга Прилуцкая со своей стороны призвала восстановить Татарский театр оперы и балета. «Мне эта книга была очень интересна, — рассказала она, — как человек со стороны я познавала для себя очень много нового и интересного. Это и трагические судьбы политических деятелей крымскотатарской культуры. Иногда мне казалось, что я читаю художественное произведение, несмотря на то, что там документальные выкладки, кстати, очень интересные. Прочитав эту книгу, я подумала о том, что открывали Крымскотатарский театр оперы и балета к 20-летию установления советской власти. Заново его восстановить к столетию советской власти уже не удастся. Но, может быть, к какой-либо другой дате все-таки этот театр откроется и будет существовать, потому что Симферополь достоин этого. Я знаю, как у нас в Ростове-на-Дону очень долго строился театр оперы и балета и каким праздником стало его открытие.

С выходом новой книги И.Заатова поздравили директор Крымского научного центра Института истории им.Ш.Марджани АН Республики Татарстан Эльдар Сейдаметов, доктор исторических наук, преподаватель КИПУ Владимир Поляков, преподаватель музучилища им. Чайковского Ридван Аединов, директор Республиканской крымскотатарской библиотеки им.И.Гаспринского Гульнара Ягьяева, директор Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Сафие Эминова и др.

Украсили презентацию своими выступлениями детский танцевальный ансамбль «Алем» при Доме дружбы народов (руководитель Заслуженный артист Республики Крым Назире Эмир), студенты музучилища им.Чайковского и Крымского института культуры искусств и туризма, ученик гимназии для одаренных детей Гирей Османов. Артисты Крымскотатарского театра Элина Мустафаева и Марлен Османов исполнили арию Арзы и Асана из оперы «Арзы-къыз».

 

 * Пробел, белое пятно, недостающее место в тексте.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог