Темур КУРШУТОВ, кандидат филологических наук
Изучение особенностей поэтики произведений Дж. Сейдамета сквозь призму его мировоззрения и эстетических идеалов позволяет определить отличительные черты его творческого стиля во взаимосвязи с нравственно-философским мышлением автора, своеобразием сюжетов и композиционной организацией, структурой и формой повествования, сквозными мотивами и образами, природой и предметным миром.
Писатель в своих рассказах создает правдивую национальную картину мира, в которой на будничном бытовом уровне изображается реальная жизнь, социально-историческая действительность с ее многообразными проблемами, конфликтами, их образное отражение с широким использованием экспрессии детали, обостренной эмоциональности и контрастности повествования и некоторыми другими художественными средствами достигает поэтичности своих произведений.
Отличительное свойство рассказов Дж. Сейдамета в том, что все они посвящены нравственно философским проблемам в их разнообразии и многогранности, будь то положение крымскотатарской женщины в семье и обществе или незавидное состояние и судьба многих одаренных детей, роль и место семьи в сохранении национальной идентичности, мотивы национального чувства и единства людей в стремлении к добру и справедливости и т.п. Художественное раскрытие этих идейно-тематических составляющих писатель осуществляет путем соотнесения единичных событий, случаев в жизни персонажей с общими противоречиями в общественной жизни. Неблагополучные семейные отношения Эмине-ханым в рассказе «Унутылмаз козьяшлары» («Незабываемые слезы») поднимаются автором до серьезной проблемы — бесправного положения, притеснения и принижения женщины в семье и обществе, подтачивающих устои и нравственные принципы нации.
Писатель общественные противоречия отражает в изображаемых процессах, преломляя их в личные взаимоотношения персонажей, в частные конфликты, в результате происходит образное отражение жизни художественным воплощением общего, закономерного в отдельных лицах, единичных событиях, конкретных мыслях, раздумьях и переживаниях героев.
Еще одно определяющее своеобразие художественной прозы Дж. Сейдамета — в нераздельности, совокупности философско-лирического и изобразительного планов, в ослабленности событийного, внешнего описания по сравнению с изображением внутреннего мира героя, событий, действий, характеров с раскрытием их душевно-психологического состояния. В рассказах «Унутылмаз козьяшлары», «Миллий дуйгьу» («Национальное чувство»), «Джин Мамбет», «Ислям ака» и ряде других произведений соотношение описания характеров и обстоятельств перемещается из событийного плана во внутреннюю, эмоционально-психологическую сферу, соответственно сюжетообразующим началом, движущей силой выступает как конфликт и его разрешение, так и авторская позиция и ход его мыслей, находящие свое воплощение в характерах персонажей, непосредственных высказываниях писателя.
В то же время, в рассказах из цикла «Нурлу къабирлер» («Сияющие могилы»), за исключением «Антлы Къурбан» («Поклявшаяся жертва») и «Гаспралы Исмаил бей къабри» («Могила Исмаил бея Гаспринского»), описательное составляющее в изображении происходящих событий несколько усилено и сравнительно ослаблено отражение эмоционально-психологической стороны.
Мотив духовного единства людей — один из центральных в творчестве писателя. Не случайно одно из первых его произведений «Миллий дуйгьу», а также рассказы из цикла «Нурлу къабирлер», созданные по фольклорным мотивам, легендам и преданиям, посвященные героико-патриотической тематике, пронизаны идеей духовного единства борцов за свободу и независимость Родины, их общим стремлением служить интересам своего народа, описаны художником в эмоционально-пафосном ключе.
В поэтике произведений Дж. Сейдамета немаловажное значение имеют сквозные мотивы и образы природы: земли, гор, деревьев, воды, солнца, моря, звезд и т.д. При этом поэтичность проявляется в различных гранях и оттенках художественного изображения. Особенно концентрированно и ярко это проявилось в рассказах «Унутылмаз козьяшлары» и «Миллий дуйгьу» — в многочисленных зарисовках природной красоты деревни, где разворачивается сюжет первого произведения; по пути следования героев на праздник Дервиза, а также самого места проведения состязаний скачек и борьбы «куреш». В этом же рассказе эмоционально-возвышенные, пафосные мысли автора, исходящие из его самых глубоких душевных уголков, об этом магическом и волшебном чувстве, называемом национальным чувством, изображение всеобщего радостного и счастливого настроения, излучающегося на лицах присутствующих на празднике тысяч людей, в их разноцветных и красочных праздничных одеждах, похожих со стороны на огромную клумбу с многочисленными сортами цветов; мощный гул и эхо с гор от всеобщего веселого смеха и разговора, звуки национальной музыки — все эти и другие художественные зарисовки, описанные писателем с особым лиризмом, изяществом, присущим его таланту, и поэтичностью, вызывают у читателя положительные эмоции и восприятия.
Писатель в композиционном строении рассказов одно из ведущих мест отводит повествователю и повествованию, поскольку от них зависит не только степень изобразительности, но и выразительная значимость произведения. Это наглядно подтверждается в художественной прозе, своеобразной повествовательной манере художника, свойственном ему «видении мира» и способе мышления.
Изучение поэтики повествования в творчестве писателя с различных точек зрения позволяет постичь полноту смысла его произведений. Способы и приемы повествования составляют особую сторону его произведений. Повествовательная композиция у Дж. Сейдамета решается неординарно, в свойственной ему манере, разнопланово. Определяющее их свойство — нераздельность философско-лирического и изобразительного начал повествования, которые проходят красной нитью во всех произведениях писателя.
Автор стремится к повествовательной полифоничности — это персонифицированный повествователь, определенный герой-рассказчик Куртвели, Ахмед оджа, Гафар, и безличный повествователь от третьего лица в произведениях «Джин Мамбет» и «Ислям ака».
Стилевая манера писателя в том, что ведущая роль принадлежит повествователю, который всегда близок к автору по мироощущению, восприятию изображаемого события, человека его внутреннего состояния, мыслей и раздумий.
В рассказе «Унутылмаз козьяшлары» повествователь-рассказчик Ахмед оджа от имени автора настолько органично ведет повествование, что его можно рассматривать в качестве художественного образа одного из героев произведения.
В произведениях писателя основной композиционно-повествовательной формой является повествование от третьего лица, за которым стоит сам автор. При этом предпочтение отдается персонифицированному повествователю — именно такая форма повествования во всех одиннадцати рассказах цикла «Нурлу къабирлер», а также в «Унутылмаз козьяшлары» и «Миллий дуйгьу». Лишь в рассказах «Джин Мамбет» и «Ислям ака» повествование осуществляется от неперсонифицированного третьего лица. Следует отметить, что авторская точка зрения во всех произведениях Дж. Сейдамета выступает ведущей, основополагающей; речь повествователя, хотя в нем преобладает субъективное начало, все равно соответствует авторской. Повествователь выступает как некое «я», его можем назвать рассказчиком, он близок или идентичен самому автору. Несмотря на это, в ряде своих рассказов писатель не ограничивается повествованием рассказчика и высказывает собственные мысли, взгляды, размышления по этому поводу. Это мы видим в рассказах «Унутылмаз козьяшлары» и «Миллий дуйгъу», где автор своими высказываниями дополняет повествование Ахмеда оджа и Гафара, тем самым значительно усиливая идейно-эмоциональное и художественно-образное восприятие конкретной зарисовки, эпизода и, в конечном итоге, всего произведения.
В рассказах Дж. Сейдамета также встречаем эмоционально-смысловую связь между высказываниями повествователя и персонажами. Их переплетение и взаимодействие придают художественной речи больше пафоса и выразительности. Такая связь имеет место в рассказе «Джин Мамбет» в финальной части, в его развязке после повествования рассказчика в диалоге Шерфе с сыном Джин Мамбетом; в рассказе «Унутылмаз козьяшлары» — между повествованиями Ахмеда оджа и высказываниями Эмине ханым.
В произведениях «Антлы Къурбан, «Джин Мамбет», «Ислям ака» довольно широко используется литературный прием сновидения. В первом рассказе автор через сновидения рассказчика Куртвели обеспечивает связь описываемых событий с историческим прошлым: перед взором читателя оживают и один за другим проходят основатель Крымского ханства Хаджи Герай, выдающиеся крымскотатарские исторические личности — И.Гаспринский, А. Медиев и другие известные предки, все приветствуют павшего от рук врага лидера крымскотатарского национального движения Номана Челебиджихана — Антлы Къурбана и его сподвижников. Челебиджихан, в свою очередь, благодарит их за великие деяния во славу родины и выражает надежду, что с его смертью и смертью многих других соратников его борьба за свободу родного края и права его соотечественников еще больше усилится и завершится победой. Данный эпизод из сновидения рассказчика придает большей экспрессивности повествованию и выразительности описываемого, а также имеет большой дидактический смысл и значение.
В рассказе «Джин Мамбет» главный герой во сне видит, как бек подарил ему свою серебряную чернильницу и украшенный золотистым орнаментом в красивом футляре Коран, о которых он мечтал уже давно. Автор данным эпизодом сновидения Джин Мамбета объясняет причину его решимости проникнуть в дом бека и взять подаренные ему чернильницу и Коран. Такая мотивация поступка героя рассказа автором аргументируется особенностью детской психологии, в которой размыта грань между сном и реальностью. В таком контексте элемент сновидения, примененный писателем, очень уместен и эффектен.
В рассказах «Антлы Къурбан» и «Гаспралы Исмаил бей къабри» Дж. Сейдамет применяет необычную структуру сюжета: повествование начинается с печальной вести о трагической гибели Номана Челебиджихана — Антлы Къурбана и смерти Великого просветителя — Исмаила Гаспринского, восприятия и действия соотечественников в этих ситуациях, развертывания партизанской борьбы в горах. Автор в целях восполнения отсутствующих в основном сюжете сведений о жизни и деятельности Н. Челебиджихана и И.Гаспринского посредством художественного обрамления описывает биографию обоих героев.
Этот же литературный прием автор использует в конце рассказа «Джин Мамбет», во фрагменте описания пьяного кутежа в доме у местного богача ровно через год после трагической смерти Джин Мамбета. В этом художественном обрамлении писатель выносит окончательное обвинение виновным в трагедии главного героя, которые так и не изменили свой образ жизни. Художественное обрамление Дж. Сейдаметом используется почти во всех рассказах из цикла «Нурлу къабирлер», для того чтобы больше раскрыть смысл изображаемых явлений и характеров персонажей, подчеркнуть главную идею произведения.
Композиционная организация художественной прозы Дж. Сейдамета отличается особой продуманностью и четкостью использования различных структурообразующих элементов, соотнесенностью всех частей произведения в единое целое, тем самым обеспечивая более полное раскрытие ее идейного смысла и поэтичности.
В композиционном строении произведений автор применяет такие структурные компоненты, как кольцевая композиция, вводный эпизод, художественное обрамление, лирическое отступление, эпилог и др. В рассказе «Унутылмаз козьяшлары» автор использует прием кольцевой композиции в начале повествования, в описании эпизода плачущей Эмине ханым в доме у Аджы баба, и в конце произведения, при беседе с Ахмедом оджа о ее неблагополучной семейной жизни. В рассказе «Джин Мамбет» этот же композиционный прием использован в начале рассказа, в зарисовке описания радости героя рассказа при виде красивой серебряной чернильницы и украшенного золотыми узорами Корана в футляре в доме у местного богача и в конце рассказа, в повествовании о них же его души, витающей в небесах. Данный композиционный элемент оттеняет как главные идеи этих произведений, так и способствует приданию экспрессивности восприятия повествования читателем, целостности и композиционной завершенности произведений.
Для усиления развязки произведения в отношении дальнейшей судьбы персонажей, чтобы был более ощутимым авторский вердикт над виновниками трагедии главного героя, в самом финале в качестве эпилога приводятся слова старика, рассказавшего автору эту историю, о поведении здешних власть имущих, которые думают только о себе и своем удовольствии вместо заботы и создания условий одаренным крымскотатарским детям для раскрытия и развития их способностей и талантов.
Заголовочный комплекс в произведениях писателя, как главный семантический компонент, выступает одним из основных средств выражения авторской позиции, своеобразия его мироощущения и мировоззрения. Названия рассказов «Унутылмаз козьяшлары», «Миллий дуйгъу», «Антлы Къурбан» и «Гаспралы Исмаил бей къабри» и всех других без дополнительного разъяснения и комментария указывают читателю, о чем произведение, какой проблеме оно посвящено. Так автор, назвав рассказ «Незабываемые слезы», с самого начала дает понять читателю, что произведение повествует о невзгодах, трудностях в жизни, связано со слезами и печалью. В качестве эпиграфа автор приводит слова Л. Толстого: «Как солнце оживляет, освежает цветы, так и любовь дает людям радость, счастье» («Чичеклери кунеш не къадар дирилътир тазелендирирсе, инсанлары да севги о къадар кулъдирир, сеадетлепдирир»). Таким образом, название и эпиграф произведения во многом раскрывают его содержание, напутствуют, настраивают читателя.
Природа в художественной структуре произведений автора, смысл и художественные функции природных образов в текстах и сюжетнокомпозиционной организации приобретают особую значимость. В рассказе «Незабываемые слезы» тонко и изящно, сочными красками описаны пейзажи природы, деревни, горы, дома, небо, море, звезды и солнце, служащие художественному раскрытию образов, их характеров, действий, мыслей и раздумий, существенному усилению выразительности и поэтичности произведения в целом. Использование природных компонентов мы видим и в других рассказах Дж. Сейдамета.
Еще одним существенным элементом, обеспечивающим особенности поэтики произведений Дж. Сейдамета, является широкое использование портретной характеристики героев. Словесные портреты главных героев и персонажей в изображении автора содействуют созданию целостного художественного образа каждого из них и искусному вплетению их в ткань произведения. Этот своеобразный стиль писателя четко прослеживается в портретных характеристиках Эмине ханым, Джин Мамбета, Исляма ака, Н. Челебиджихана, И.Гаспринского. А. Медиева и многих других героев, описанных с особым лиризмом и изяществом, присущими талантливому мастеру слова Дж. Сейдамету.
Таким образом, произведения Дж. Сейдамета, выделяющиеся особенностями композиционного строения, многообразием используемых художественных средств, своеобразием живых образов, изображением разнообразных характеров, их кипучих мыслей и чувств, насыщены эмоциональной выразительностью и поэтичностью.
comments powered by HyperComments