Это имя – Шефика Консул – знакомо многим и многим крымским татарам. В 1960-е годы включившись в крымскотатарское национальное движение, она по сей день душой и всем сердцем особо остро ощущает боль и страдания своего народа и разделяет с ним радость проживания на родной земле.
Шефика Ислямова родилась в селе Коккоз (Соколиное) Бахчисарайского района 18 февраля 1937 года. В Самарканде, где она оказалась в депортации, судьба свела ее с героем-фронтовиком, уроженцем Дерекоя, участвовавшим в обороне Севастополя, — Мустафой Консулом, Шефика дружила с его сестрой Айше.
Выросшая с детства на родном фольклоре, слушая множество сказок, песен и пословиц, она всегда проявляла особый интерес к истории своего народа и стала верной спутницей и помощницей активному участнику крымскотатарского национального движения. Мустафа Консул и Шефика Ислямова поженились в сентябре 1956 года, создав не только ячейку общества, но и своеобразную ячейку борьбы за восстановление прав своего народа. Заведуя библиотекой Самаркандского музучилища, она находила и изучала литературу, свободное время проводила в архиве, пытаясь отыскать любые сведения, касающиеся истории и культуры нашего народа.
— У нас у каждого в инициативной группе была своя ниша, своя задача, — говорит в одном из интервью Шефика-апте, — были две машинистки, которые печатали и размножали документы, у Мустафы – своя задача и я, занимаясь исключительно с молодежью, в нее не вмешивалась. Но вся наша работа была взаимосвязана и нацелена на один результат – снятие огульного обвинения в отношении крымских татар и их возвращение на родину.
Самаркандская инициативная группа, в которую в 1960-е годы вошли Мустафа и Шефика Консул, состояла из авторитетнейших личностей. Имена — Роллан Кадыев, Бекир Умеров, Ильяс Мустафаев, Асан Эмиров, Идрис Асанин, Айше Сеитмуратова и другие – были на слуху не только у крымских татар. Разумеется, они доставляли массу хлопот властям, бдительно следившим, чтобы национальный вопрос крымских татар не получил широкой огласки.
— Во время репетиций с молодежью на сцене Дома культуры, — рассказывает Шефика Консул, — в зале вдруг появлялись сотрудники КГБ, что-то записывали. Их присутствие всегда чувствовалось.
Мустафа Консул принимал активное участие в подготовке документов национального движения, сборе подписей, организации встреч, собраний и похорон. Ему была доверена общественная казна Самаркандской инициативной группы, из которой оплачивались поездки в Москву, посылки осужденным участникам национального движения. Шефика была всегда рядом, во всем понимая и поддерживая мужа. Несмотря на все эти сложности, супруги всегда оставались выдержанными и жизнерадостными. Друзья и соратники по национальному движению не упускали возможности послушать пение Шефики, с любовью называя ее «соловьем национального движения». По сей день Шефика-апте свою любовь к своему народу, к своей земле выражает песней. Она, как и в молодости, по-прежнему любит петь.
— Только при взгляде на человека мне сразу хотелось петь, — рассказывает Шефика-апте. – Причем для каждого была своя, подходящая именно его характеру песня. Каждый был для меня музыкой. И днем, и ночью в голове звучали мелодии.
В 1989 году супруги вернулись в Крым, обосновались в небольшом домике в Симферополе. Мустафа-ага прожил в родном Крыму чуть более трех лет, здоровье было подорвано, он скончался в 1993 году.
В эти февральские дни ветеран крымскотатарского национального движения Шефика Консул отмечает свой 80-летний юбилей со своим народом и недавно порадовала общественность своим сборником «Достларым меним йырларым», в который вошли десятки ее песен и мелодий.
Произнося фамилию «Консул», невольно задумываешься над ее значением. Словарь дает несколько толкований, одно из которых звучит так — «дипломат, защищающий интересы своего государства и сограждан…». Вероятно, фамилии даются свыше.
comments powered by HyperComments