Курс валют USD 0 EUR 0

Композитор и проблемы творчества

Комментариев: 0
Просмотров: 1 010

Перспектива от инициатив

 

Газета «Голос Крыма new» начинает серию круглых столов, на которых планирует поднимать проблемные вопросы, обсуждать их и предлагать результаты обсуждения вниманию читателей. В минувшую пятницу состоялся круглый стол на тему: «Композитор и проблемы творчества».

 

Эльдар Сеитбекиров, главный редактор «ГК»:

 — Сегодня мы поговорим о проблемах творчества. Здесь собрались те, чей труд, чьи произведения, чье творчество сегодня наиболее востребовано, потому что это связано с культурой. А культура всегда сопровождает человека, во все времена. Организаторы сегодняшнего круглого стола — газета «Голос Крыма new» и общественная организация «Крым-Юрт», возглавляемая Рустемом Эмировым, любезно предоставившим помещение для этой встречи.

 

Рустем Эмиров:

— Общественная организация «Крым-Юрт» активно подключилась к организации совместно с «Голосом Крыма new» ряда круглых столов на культурологические темы, так как придерживается принципиальной позиции — культура выше политики. Те народы, которые не мобилизуют все свои силы на сохранение и развитие своей национальной культуры, постепенно исчезают с лица земли. В прошлом веке один известный политик сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Перефразируя эту фразу, я бы сказал, что из всех искусств для нашего народа важнейшим является народная музыка и, соответственно, народные музыканты. Ведь за десятилетия, минувшие после высылки, именно они сумели сохранить бесценное народное достояние.

 

Э. Сеитбекиров:

 — Первый вопрос: что является источником вдохновения для крымскотатарских композиторов?

 

Сервер Какура, руководитель фольклорного ансамбля «Къырым»:

— Еще когда жили в Узбекистане, источником вдохновения была родина, ее прелести, красота. Наверное, каждый творческий человек сам для себя строит свой мир и в нем живет. Потому что негатива и так хватает везде, а вот чтобы написать что-то хорошее, ты должен создавать свой мир, верить в лучшее.

Естественно, ты никуда не уйдешь от негатива. Эти эмоции все равно любого нормального человека тронут. Но, тем не менее, и негатив способствует написанию определенных композиций. Все это в совокупности и создает источник вдохновения. Конечно же, очень важными являются стиль, жанр, к которому обращаемся, на чем строим все. Есть музыка, доступная для любого человека, а есть такая музыка, к которой человек должен быть подготовленным, грамотным, чтобы слушать классику. К великому сожалению, в Крыму этого мало, именно воспитания человека классической музыкой. Потому вкусы надо все-таки прививать. Нужно выбирать самое лучшее и давать человеку слушать и с этим жить.

Много лет назад выходили кассеты с матерными текстами, и люди расхватывали их. Они это пережили, это болезнь общества. Это прошло, и люди понимают, что это все мусор, ненужный ни нам ни нашим детям. Вот этот мусор нужно изначально отметать и думать о завтрашнем дне.

 

Мерзие Халитова, композитор:

— Что является для меня источником вдохновения? Когда человек занят, и не просто занят — это его профессия, его хлеб, он не сидит и не ждет. Если бы я сидела, смотрела на солнце и ждала, то я бы вдохновения не дождалась бы никогда. Просто очень много работаю и все, а то, что происходит вокруг, как и наш образ жизни и сознание, и отношение к окружающим — это все так или иначе аккумулируется в нашем творчестве.

В любом обществе, в любом положении человек все время занимается своей работой. Он просто обязан это делать. Особенно творческий человек, который осознает свое место, свое значение и думает о том, что будет завтра и послезавтра. Он должен думать всегда о народе и оставить своему народу то, что может в силу своих способностей, таланта, умений, знаний, профессиональных возможностей. Он должен работать несмотря ни на что. Мы не ждем вдохновения, мы все время работаем.

 

Зоре Кадыева, певица, композитор:

— Если не будешь обновлять свой репертуар, писать что-то новое, то не будешь востребован. Поэтому, есть вдохновение или нет, мы действительно должны постоянно работать над собой, чтобы что-то писать.

Источником вдохновения является вся наша жизнь. В последнее время среди песен, которые мне заказывают, преобладает патриотическая тематика. То есть мне дают тему, ритм и размер, и я уже сама себя настраиваю, иногда заставляю себя писать, искать в себе какие-то внутренние источники.

То, что заказывают, это тоже вдохновляет. Появляется какой-то стимул, ты к чему-то стремишься. Ищешь по этой тематике информацию. Сейчас же ко мне приходят и заказывают песни о наших селах, хотя я уже устала о них писать. Все равно бежишь в нашу библиотеку. Либо из себя черпаешь какую-то информацию и пишешь.

 

Зера Кенжикаева, певица, композитор:

— Творческие люди, будь-то композиторы, художники, поэты — это такая категория людей, которых может вдохновлять все, что угодно. Это может быть и какая-то услышанная музыка, которая разбудит в тебе какие-то эмоции, и в тебе начнут зарождаться звуки новых мелодий. Или какая-то прочитанная книга или просмотренный фильм. Мне кажется, это все настолько индивидуально и основано на каких-то впечатлениях, эмоциональном восприятии какого-то события или переживания. Представьте себе, художник может просто увидеть какой-то красивый цветок и ему захочется под эмоциональным впечатлением перенести это на холст. То же самое и у музыкантов, композиторов. Может быть все, что угодно, что тебя может вдохновлять.

 

Э.Сеитбекиров:

 — Переходим ко второму вопросу: проблемы и трудности в процессе реализации творчества.

 

М.Халитова:

— В жанрах музыки, в которых я работаю, авторские концерты, как правило, редки. Произведения композитора обычно исполняются на каких-то проектах, фестивалях. Здесь, в Крыму, мы пытались организовать фестиваль классической музыки, но я не хочу больше тратить на это свое время.

Я работаю и знаю, что все, что пишу, будет исполнено. Но это звучит на крупных  международных музыкальных фестивалях. Сейчас, например, я опять приглашена на фестиваль авангардной музыки в Астрахань, для которого должна специально написать произведение.

Есть у меня такие счастливые произведения, которые звучат в исполнении пяти-шести оркестров с разными солистами и дирижерами. Когда такое произведение начинает свой путь, когда слышат композитора, приглашают именно с этим произведением, я уже категорически отказываюсь. Я говорю, что буду представлять другое произведение, что у меня еще много произведений.

Когда-то я готовила концерты в Крыму. Сейчас этого не делаю. С большим юбилейным концертом я выступала в Киеве. Союз композиторов устроил прекрасный концерт, это было здорово. Я с удовольствием поприсутствовала на своем концерте. Когда новые произведения исполняются, и неоднократно, то это однозначно тебя стимулирует.

 

Э. Сеитбекиров:

 — А в Крыму как обстоят дела?

 

М. Халитова:

— Еще три года назад я пыталась организовать для крымских профессиональных композиторов фестиваль. Это был очень красивый проект. Трехдневный, в разных городах Крыма, с теоретической конференцией. Я попусту тратила свое время. Ходила, ждала, писали программы. Все было, казалось, уже готово, но когда дирижер симфонического оркестра увидел мой нотный материал, пришел в смятение, это же надо очень много времени готовиться, и вообще, современная музыка — это очень сложно. Это непросто, да. Современную академическую музыку очень сложно играть. Это для исполнителя показатель. Ведь ее надо понять и преподнести свою интерпретацию слушателю. Конечно, классику — Моцарта, Бетховена наши студенты уже все играют. А вот сыграть произведения современного композитора — это совсем другой уровень. Оказалось, что никому это не интересно и не нужно. Никто не говорит нет, но все повисло. В Крыму недопонимают серьезности этого положения. Поэтому вот такая ситуация.

 

Зоре Кадыева:

— В чем состоят трудности авторов песен популярного жанра? Нам очень тяжело реализовать свои песни. Вот напишешь песню — ты должна потратить какие-то финансы, сделать аранжировку, записать голос, нужно, чтобы эта песня была востребована в народе. У нас нет площадок, не организовываются концерты, где бы мы выступали и представляли свои песни. Допустим, я захотела реализовать свою медленную песню, а аранжировщик говорит: кому такая песня сейчас нужна? Пиши песни, которые востребованы в народе, востребованы на свадьбах. По правде говоря, мы выступаем только на свадьбах, на свадьбах реализуем свое творчество и вынуждены писать именно на свадебные темы.

 

З. Кенжикаева:

— В отличие от Мерзие-ханум, мы рассчитываем исключительно на крымскотатарского зрителя. Когда-то мы тоже ездили за рубеж на всевозможные фестивали и с огромным удовольствием представляли крымскотатарский фольклор, песни, музыку, свои эстрадные произведения. Сегодня, к сожалению, у нас такой возможности нет.

 

С. Какура:

— У государственного ансамбля совсем другие задачи. Легче нигде не бывает, я вам сразу скажу. Мы просто в разном положении, у каждого своя музыка, свой жанр, стиль. Я работаю руководителем большого коллектива, который создает в год 4-5 концертных программ, которые нужно донести до каждого уголка Крыма, до каждого зрителя.

Реализация творчества — это авторские концерты, где на серьезном уровне отрабатывается сценарий.

В чем проблемы, допустим, ансамбля «Къырым»? Будучи государственным ансамблем, перед которым стоят очень большие задачи, основная — это донести крымскотатарскую культуру до всех. Чтобы ее понимали, любили, и чтобы она была востребована. Это очень важно сегодня.

Необходимо своим народным творчеством, своей музыкой завлечь зрителя. Были мы в Судаке осенью. Работали на открытой площадке. А среди зрителей процентов 10 — крымские татары, остальные — туристы. В чем заключается притяжение зрителя? Конечно, в исполнительском мастерстве, конечно, в правильности постановки творческой программы. Поэтому число зрителей не убывало, а прибавлялось. Все было на крымскотатарском языке, звучала народная музыка. Я считаю это большой победой. Мы хотим популяризировать нашу культуру на весь мир, чтобы о нас знали: кто мы. Сокровищница нашего искусства неиссякаема. Многие песни сегодня просто не знают. Даже то, что было у нас в Узбекистане, сегодня не знают, потому что сплошные ди-джеи и дискотеки на свадьбах. Говорите о новом, хорошо, а где старое, где корни, а где настоящее?

 

З. Кадыева:

— Сегодня в основном преобладает иная музыка. Возьмите наши свадьбы, что у нас творится.

 

С.Какура:

— А кто виноват в этом? Музыканты. Почему даже в начале, когда эти двадцать минут есть, мы играем не национальную музыку? Почему мы не прививаем, не говорим об этом? Ансамбль «Къырым» подготовил программу «Ватан эзгилери». Приходят люди, слушают. Говорят, не знали, что у нас настолько богатая музыка. Именно свадебная. «Таксим ве пешраф», которым раньше открывали каждую свадьбу, кто сегодня сможет сыграть? Мастеров не осталось.

Если продолжать о проблемах… Зимой проблематично давать концерты в холодных залах. А летом крымскотатарский народ не может активно ходить по концертам, сельский народ зарабатывает деньги.

 

З. Кадыева:

— Лучший концертный зал Крыма для нас недоступен. Один час аренды — 28 тысяч рублей. Это не каждый себе может позволить. Пять часов — 140 тысяч рублей.

 

Э. Сеитбекиров:

 — Переходим к третьему вопросу — перспективы и мероприятия, необходимые для стимулирования творческих процессов. Что нужно делать? Какой выход?

 

З.Кенжикаева:

— То, что мы сегодня собрались, я считаю, это очень хорошее мероприятие. Может нам нужно создать Союз крымскотатарских композиторов и творческих людей, работающих в данной сфере, чтобы мы как-то совместно решали наши проблемы, создавали проекты, организовывали фестивали, концерты. Чтобы мы могли обращаться к государственным структурам, которые могли бы способствовать нам в реализации наших идей.

Сегодня у нас в Крыму такой штиль. Существенно сократилось количество концертов. Раньше у нас было не так много фестивалей и концертов, но концертная деятельность была более активной, что способствовало большей продуктивности в работе. Было больше новых песен, композиций. Это естественно, если есть какой-то новый проект, там нужны и новые песни. Я говорю о том жанре, в котором работаю. Это популярная музыка. Соответственно, такие мероприятия способствовали тому, что ты начинаешь создавать какие-то вещи не только для себя, но и для других исполнителей. Это было востребовано.

Сейчас у нас нет интересных фестивалей. Единственный фестиваль-конкурс у крымских татар — это детский проект «Джанлы сес». Взрослого проекта нет, конкурсов нет. А ведь сейчас огромное количество песенных конкурсов по всему миру. Должны быть такие проекты.

Понимаете, здесь должны быть задействованы такие структуры, как телевидение. Мы живем в ХХI веке, жанр популярной музыки не может существовать без шоу-бизнеса, которого нет в Крыму. А зритель очень требователен. Мы, люди творческие, сами организовывать не сможем.

 

С. Какура:

— Нужны фестивали крымскотатарской культуры, на котором будет понятно, насколько мы продвигаемся вперед. Но одним фестивалем проблемы не решаются. Фестиваль — это большой праздник, где артисты вышли, песни спели. Но в основном, чтобы человек мог реализовать свое творчество в полной мере, один из самых лучших вариантов — это концерты. Донести до людей, заснять эту программу и потом показывать ее миллионам зрителей. Вот это действительно стимулирует творческого человека и вдохновляет всех окружающих. Ведь основная задача любого творческого человека — донести до каждого зрителя свое творчество. Думаю, именно такие мероприятия нужно организовывать в перспективе.

 

М. Халитова:

— Для какого слушателя мы работаем? Для любого. Классическая музыка не имеет национальности. Другое дело, что интонация и ритмическая сторона музыки сразу говорят о принадлежности к определенной культуре. И я всегда говорю, что это крымскотатарская культура, хотя это абсолютно современная музыка с современными средствами выразительности.

Что касается мероприятий, мы все говорим об одном: должны быть концерты и фестивали, организованные государством, ведь сейчас нет таких людей как Надежда фон Мекк. В академическую музыку можно только вкладывать. Это элитарное искусство. Пускай в зале будет 30 человек, меня это абсолютно устроит. И мне не нужен стадион, большой зал. Большой зал для симфонического оркестра — это другое. А если камерный концерт, то и зал должен быть камерным. Но это должно быть кем-то поддержано.

 

Э. Сеитбекиров:

 — Сегодня продуктивно обменялись мнениями. Думаю, это заинтересует наших читателей. И те, кому это адресовано, услышат, потому что в их руках возможность организовывать мероприятия и как-то стимулировать. Искусство не только любят, но есть категория людей, которые умело его используют в своих целях. Мудрые государственные деятели всегда вкладывают в искусство и культуру и потом пользуются плодами.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог