Эмине АБЛЯТИФОВА, студентка КИПУ
7 июля в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия состоялось открытие выставки, посвященной ткацкому искусству крымских татар. Для сотрудников музея выставка представляла собой также некий экзамен. Коллектив работал над этой темой, отбирая информацию и компонуя структуру этой выставки.
Целью выставки служит не только посвящение посетителей в мир экзотики, но и в мир традиций народа, так как древние традиции и ремесла (ткачество, вышивка, ювелирное искусство и т.д.) участвуют в формировании этнокультурного центра народа.
Декоративное ткачество и вышивка – древнейшие занятия крымских татар. Ткацкий станок «токъума тезья» был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. Основой ткацкого ремесла была овечья шерсть. Кроме шерсти были распространены изделия из льна. Язык орнаментов очень сложный и многообразный. Все рисунки имеют сакральное значение (письмена, обереги). Древнее ремесло ткачества – одно из основных направлений в истории крымскотатарского народа. Первые «дизайнеры» появились еще в VI веке до н.э. Изучение крымскотатарского декоративно-прикладного искусства началось только в 20-е годы прошлого столетия. С 20-х годов начинает творческую деятельность плеяда замечательных представителей культуры и искусства крымских татар. В целом, этот период характеризуется подъемом в культуре и искусстве крымских татар. Период с начала 1923 года до декабря 1927 года культурологи и историки назвали «периодом крымскотатарского ренессанса». Сфера применения ткацкой продукции была достаточно широка. Изготавливали килимы, одежду, головные уборы и т.д. Мастерство крымских ткачей в то время было известно далеко за пределами Крыма и пользовалось особым признанием. Так, например, известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, который побывал в Крыму в начале XVII века, отметил, что нигде в мире он не встречал таких легких и изящный тканей, как в Крыму.
Также представлены различные килимы, которые были изготовлены во времена депортации. Фон их был черным, который показывал все горе и тоску по родному краю крымскотатарского народа. Многократное повторение основного орнаментального мотива сопровождается сменой комбинаций цветов фона и элементов орнамента. Ни одна из комбинаций не повторяется, но в то же время, в результате распределения красочных пятен, сохраняется ощущение цветового равновесия. Такой прием создает чувство свободного импровизационного движения при сохранении стабильной основы. Чередование темных и светлых, теплых и холодных, резких и спокойных цветов уничтожает однообразие и монотонность повторов рисунка. Здесь мы имеем дело с особенностью художественного мышления, свойственного для крымскотатарского декоративного творчества.
Дальнейшее изучение самобытности орнаментального искусства крымских татар позволит все больше и шире использовать его в творчестве художников и мастеров прикладного искусства, обогащая тем самым как искусство крымских татар, так и искусство всего Крыма.
comments powered by HyperComments