Прелестные цветы с изящно изогнутыми лепестками и цветущие ветви и вьющиеся лозы, и нежные лотосы, и капельки росы, и зернышки, и чудесные завитки — бесчисленное количество узоров рождают искусные руки Лемары Юсуповой. Она — будущий художник, студентка Крымского инженерно-педагогического университета.
Лемара создает утонченные рисунки при помощи тюбика с хной. Быстро-быстро, мастерски она рисует мельчайшие стилизованные орнаменты на руках девушек, невест и интересно рассказывает об этом виде искусства росписи тела хной — мехенди.
Возрождающийся свадебный обряд — Хна геджеси
Роспись хной на руках — старинное искусство, широко известное во многих странах, в частности, в Турции, ныне становится все более популярным и у крымскотатарской молодежи, особенно в последние годы, в связи с возрастающим интересом крымскотатарского народа к своим национальным, в том числе свадебным традициям. В частности, это Хна геджеси — Ночь хны.
Обряд проводится накануне свадьбы — вечером в доме невесты собираются ее подруги и молодые родственницы, они угощаются, веселятся, а специально приглашенная мастерица украшает хной руки невесты и руки ее подруг. Обряд мало чем отличается от прошлых времен — Хна геджеси сегодня проходит без жениха, при зажженных свечах, с танцами и угощениями для девушек. Вся Ночь хны преисполнена красоты и таинственности, этот чудесный обрядовый вечер словно символизирует прощание невесты с беззаботным девичеством в родительском доме, с юностью, в кругу подруг.
Предваряет Ночь хны медленный национальный танец девушек со свечами. Девушки наряжают невесту и усаживают ее в центр, а сами водят вокруг хоровод, держа над ее головой красивый платок. Потом начинается волшебство рождения узоров.
Разукрашивая руки невесты хной, Лемара рисует и лотос, символизирующий невесту, олицетворяющий женственность и красоту, и зернышки — символ плодородия, благополучия, и элементы цветов, фруктов и т.д. Лемара, как истинный художник, любит сама придумывать орнаменты.
Трепещут огоньки свечей, тихо звучит музыка, за быстрыми, точными, словно скользящими движениями тоненького тюбика с хной, затаив дыхание, следят девушки.
Замысловатые узоры, словно легкое кружево, ложатся на руки невесты. По ходу таинства Лемара рассказывает об этом виде искусства и о значении узоров, тем более, что огромное число наших соотечественников мало знают и об обряде Хна геджеси, и о том, что наши бабушки разукрашивали руки хной перед своей свадьбой. И весь этот свадебный обряд превращается еще и в познавательный вечер.
Изобразить человека празднично
Лемара рассказала, что в детстве с увлечением занималась фотографией, решение связать свою жизнь с изобразительным искусством набрало силу и реализовалось в ходе увлечения рисованием: Лемара любит писать портреты.
Искусством росписи тела хной она увлеклась еще на первом курсе университета. Увидев однажды, как девушка расписывает хной руки, подумала, что и у нее это непременно получится. Сначала пробовала рисовать себе, подругам, родственницам. Роспись хной постепенно полюбилась и превратилась в хобби.
«Это и творчество, и удовольствие, — говорит Лемара, — иногда люди путают искусство мехенди с татуировкой. Но это не одно и то же.
В самом начале я копировала чьи-либо работы, затем, по мере совершенствования своих навыков, начала придумывать свои композиции. Важно выработать свой индивидуальный стиль, в этом виде искусства — мехенди — большой простор для импровизаций».
Искусство росписи тела хной зародилось пять тысяч лет назад, ученые до сих пор спорят о месте происхождения мехенди, многие склоняются к мысли, что этот вид искусства зародился в Древнем Египте.
Существуют несколько направлений и стилей мехенди (арабский, индийский, африканский и т.д.), в которых используются растительные орнаменты, а также геометрические узоры.
В работе Лемара использует исключительно натуральную краску — хну, имеющую разные оттенки коричневого цвета. Держатся рисунки хной на руках от семи до десяти дней — в зависимости от частоты соприкосновения с моющими средствами. «Иногда девушки хотят изобразить свои орнаменты, но для меня придумывать и предложить мои авторские замыслы более правильно», — говорит Лемара.
Она убеждена, что будущий художник обязательно должен быть всесторонне развитым человеком, с обширным кругозором и интересоваться всем на свете, ведь неизвестно из какой сферы к тебе в следующий момент может снизойти вдохновение. И талантливым он должен быть несомненно. И всегда находиться в творческом поиске, в процессе саморазвития, стремиться к новому, непознанному.
В будущем Лемара планирует овладеть разными стилями и техниками изображения портретов.
«Согласитесь, приятно получить в подарок портрет свой или своих родных, где человек изображен предельно выразительно, — говорит Лемара. — Рисуя портрет, я стараюсь скрыть мелкие недостатки, добавить улыбку, я стремлюсь нарисовать человека более празднично, чем он есть в жизни. Портрет должен излучать позитивное настроение. Во время работы художника картина меняется. Сам процесс рисования приносит мне огромное удовольствие…», — делится Лемара.
А вдохновляет будущую художницу, как и почти каждого творческого человека, музыка, легкая, медленная, релаксирующая.
Возрождаются старинные свадебные обряды крымских татар, овеянные новизной современности, украшенные привнесенными прелестными узорами искусства мехенди (доподлинно неизвестно, рисовали ли наши бабушки и прабабушки тончайшие узоры хной на руках). Ни слова об узорах не говорится и в посвященной свадебному обряду крымскотатарской народной песне «Къыналы пармакъ» («Пальцы в хне»).
Радует то, что возрождение обрядов проходит с активным участием крымскотатарской молодежи и сопровождается неподдельным интересом юных поколений.
comments powered by HyperComments