Курс валют USD 0 EUR 0

Все художники – очень большие дети! Разве вы не знали?

Комментариев: 0
Просмотров: 1 491

Затевая это интервью с художником Александром Дегтяревым, я и предположить не могла, насколько увлекательным окажется интернет-общение с этим удивительным человеком, проживающим ныне в г. Белгороде Белгородской области. Сегодня, благодаря нашему собеседнику, читатели «ГК» словно побывают в Самарканде 1980-х годов, проникнутся колоритом красочных узбекских миниатюр, ощутят прелесть почти родных пейзажей, навеянных мастеру с «другой части Черного моря» — Стамбула.

Александр Васильевич Дегтярев родился в 1969 году в г. Самарканде (Узбекистан). В настоящее время работает и проживает в России, в г. Белгороде. Окончил Самаркандское Государственное училище искусств им. А. Абдурасулева, Самаркандский Государственный Архитектурно-строительный институт им. М.Улугбека. 1989 — первое участие в областной художественной выставке в г.Самарканде. 1991-1993 — выставлялся в «Alexander Gallery» в г. Самарканде. 1994 — персональная выставка в г. Самарканде. 1995-1999 — работа в «Программе поддержки исторических городов» от Фонда культуры Ага-Хана. 1998 — участник областной художественной выставки в г. Самарканде, член Самаркандской ассоциации ремесленников «Мерос» от Центра развития ремесел при ООН. 2000 — участник пленэра на Академической даче им. И.Репина (Тверская область, д. Валентиновка), Московского Международного художественного салона «ЦДХ-2000» в г. Москве, первого фестиваля народного искусства от Самаркандской ассоциации ремесленников «Мерос» в г. Бухаре. 2001 — участник Международной выставки молодых художников России и стран СНГ «На стыке тысячелетий» в ЦДХ, г. Москва. С 2002 г. по настоящее время занимается живописью, участвует в выставках и пленэрах. Работает архитектором-дизайнером городской среды. Работы находятся в галереях и в частных собраниях коллекционеров США, Англии, Франции, Италии, Германии, Японии, Китая, Южной Кореи, Ирана, Индии, Узбекистана, России.

Сайты с работами художника: http://uyutland.narod.ru/den_den.html

https://youdo.com/u1895973

https://vk.com/album-113735_242633189

— Как вы (или ваши предки) оказались в Самарканде?

— Мой отец, мир его праху, Василий Иванович Дегтярев, родом из Казахстана, из села Черкасское Саркандского района (почти как Самарканд) Талды-Курганской области. Село Черкасское было основано русскими переселенцами-казаками в 1910 году на правом берегу реки Лепсы. В селении было 368 домов. Моего отца после окончания Театрально-художественного института им. А.Островского в г. Ташкенте по распределению отправили в славный и древний город Самарканд, поднимать там искусство. Он был скульптором-монументалистом, одним из организаторов Союза художников и инициаторов организации мастерских от Худфонда УзССР (находились по ул. Авиценны в Самарканде).

Мой отец — соавтор оформления гостиницы «Интурист» в г. Самарканде и г. Бухаре (за это он получил госпремию им.Хамзы), скульптурного оформления вестибюлей станций метро в Ташкенте, соавтор конной статуи комбрига РККА Миркамиля Миршарапова (по национальности он татарин), установленной на кольцевом перекрестке напротив ЦУМа в г. Самарканде, персональный автор памятника первому космонавту мира Ю. Гагарину в г. Самарканде (кстати, позировал на памятник, будучи школьником, я), который стоял на кольцевом перекрестке по ул. Гагарина, автор ряда скульптурных композиций в г. Самарканде, в частности: бюста М.Горькому — был установлен на пешеходном перекрестке возле Дома Офицеров, бюста  М.Морозову, основателю газеты «Самарканд» в 1904 г., бюста А. Чехову (в настоящее время стоит напротив входа в одноименный театр в микрорайоне г. Самарканда).

Мой отец, как скульптор, соавтор грандиозной по размерам конной статуи древнему согдийскому военачальнику Спитамену, защитнику города от войск Александра Македонского, памятник в то время планировали установить на Чапанатинских высотах, где благоустраивали зону отдыха, а также соавтор, как скульптор, памятника А. Навои под куполом-ротондой в г. Ташкенте (памятник напечатан на денежной купюре достоинством в 5 сумов). Это все очень большая и важная память для нас всех. К сожалению, многие из его работ как скульптора в настоящее время сняты и преданы забвению. Это тонкие материи, многое понятно, но не подлежит обсуждению.

Моя мама, Нина Владимировна Дегтярева, в девичестве Фомичева, — уроженка Самарканда. Ее родители, мои дедушка с бабушкой, родом из Саратовской губернии, переселились в Самарканд в начале ХХ века. В свое время мама окончила Самаркандский Государственный Университет (СамГУ). Работала долгое время ведущим инженером-технологом в Узгипросельстрое, разрабатывала технологию строительства Гребного канала в Тайляке, завода по производству байдарок и каноэ для того же Гребного канала, а также технологию строительства и эксплуатации комплексов по содержанию птицы.

— Что определило выбор профессии? Где учились? Что окончили?

— Еще в 7-м классе отец отвел меня «за белы ручки» с ласковым напутствием «мясо — ваше, кости — наши» в изостудию и скульптурный кружок в Доме пионеров, который находился напротив 37-й школы. Когда выстроили Дворец пионеров, посещал кружки там.

Учился в 1984-1988 гг. в СамГУИ им. Адбурасулева (училище искусств), также по совету отца, а в 1990-1996 гг. — в СамГАСИ им. М. Улугбека, это уже мой осознанный выбор. Кстати, поступил учиться в группу архитекторов-дизайнеров городской среды, тогда это только начиналось. Язык обучения  в нашей группе был государственный — узбекский.

 

— Как шло творческое становление? Какое выбрали художественное направление? Почему?

— Становление шло очень интересно. Во мне боролись два творческих начала — архитектор и художник. В  итоге получился дизайнер. Моим главным наставником был отец. Он давал мне предельно правдивые и очень ценные советы, в итоге подсказал то направление, в котором я сейчас и творю. Направление это (я его называю для себя) – «мультики». Что-то среднее между народным русским лубком, классической восточной (персидской) миниатюрой и примитивизмом (как яркий пример — работы грузинского художника Нико Пиросмани).

— Ваши работы дают позитивный настрой. Для крымских татар, проживавших долгие годы в Узбекистане, очень близка и понятна тематика восточных миниатюр. Что вас привлекает именно в этом направлении?

— Привлекает добрый юмор, яркий свет и цвет, незамысловатый жизненный сюжет. Замечал неоднократно, как простые люди очень долго рассматривают с улыбкой на лице мои работы.

 

— Где вам приходилось работать, чем заниматься?

— Начинал свою трудовую деятельность в 1986 г. в художественных мастерских Худфонда УзССР. Мастерские находились по ул. Авиценны, по дороге в аэропорт. Непосредственно был занят в скульптурном цеху. Помогал своими маленькими ручками в работе отцу. Заодно постигал опыт работы других художников. Благо всегда двери мастерских для меня были открыты. С тех лет и по настоящее время занимаюсь и скульптурой, и графикой, и резьбой,  живописью и архитектурой с дизайном городской среды, ландшафтным проектированием и благоустройством. Отдельный этап деятельности — это серьезная исследовательская и проектно-реставрационная работа в Международном Фонде Культуры Ага-Хана, представительский и рабочий офис находился в г. Самарканде с 1995 по 2000 гг. Очень большой пласт работы в офисе Ага-Хана в г. Самарканде был проделан мной совместно в группе архитекторов по исследованию, сбору исходного материала, проектированию и макетированию, а также предложению по дальнейшей реконструкции и реставрации исторической части Самарканда. К сожалению, по определенным причинам проект «не вышел в жизнь», но отдельные разработки были использованы в исторической части городе для улучшения градостроительной ситуации.

— Расскажите, что вас привлекает в вашей работе? Востребованы ли сегодня художники, дизайнеры?

— Сейчас, наверное, уже достиг того, когда можно говорить себе: да, мне это интересно. Это и есть главный фактор в моей работе в настоящий момент. Художники и дизайнеры будут востребованы всегда. Историческую фразу «хлеба и зрелищ» никто не отменял. Но заметьте, слово «хлеба» в этой фразе стоит все же на первом месте. Сегодня важно понимать, к какому «двору» быть прилепленным. Искусство как таковое было во все времена весьма «убыточным» мероприятием. Жизненно необходимо иметь «своего» мецената. Тогда искусство будет расцветать в руках мастера.

 

— Как проявить и развить свой талант, чтобы он приносил реальный доход? Довольны ли вы избранной специальностью? Возможно, хотелось бы реализовать себя в другом направлении?

— Художник, дизайнер в наше стремительное время должен иметь организаторские способности, быть неким менеджером самому себе по внешним связям, постоянно делать себе и своим работам рекламу. Очень помогает в этом интернет. Да, я доволен выбранной специальностью. Если бы получилось прожить еще раз, несомненно, я бы выбрал для себя тот же, весьма тернистый путь. Так как у меня широкие возможности по применению своих профессиональных знаний и умений, всегда удается реализовывать себя в различных направлениях изобразительного искусства, ваяния, дизайна и архитектуры, ландшафтного проектирования, рекламного искусства и других актуальных на сегодняшний момент направлений.

— Семья разделяет ваш интерес к творчеству? Расскажите об увлечениях вашей семьи.

— Моя дражайшая и ненаглядная супруга Юлиана Владимировна также заканчивала СамГАСИ. Там мы с ней и познакомились. Абсолютно все дети очень талантливо и увлеченно рисуют и лепят. Важно поддерживать и развивать творческое начало у детей после 5-6 лет.

 

— Что дает вам вдохновение? Откуда черпаете сюжеты для своих работ?

— Жизнь — самый лучший вдохновитель. Сюжеты существуют всегда вокруг нас, просто надо быть чуточку наблюдательнее.

 

— Кто из известных художников ближе всего вам по духу и творчеству?

— Как правило, в студенческие годы будущий художник переживает все степени увлеченности всеми стилями в искусстве, начиная от классической школы реализма и заканчивая современным абстракционизмом.  Истина, как всегда это бывает, где-то посередине. Сейчас мне ближе всего по духу и творчеству  мой отец.

 

— Что, на ваш взгляд, отличает и выделяет ваши работы?

— Непосредственность восприятия существующей действительности. Все художники — это очень большие дети. Разве вы не знали?

 

— Где представлены ваши картины?

— Картины представлены в частных собраниях, как в Узбекистане, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Раньше я отслеживал путь своих работ, просил сообщать их дальнейшую судьбу. Есть пара-тройка очень интересных историй. Может быть, в следующий раз расскажу.

 

— Существуют ли проблемы с реализацией картин? С заказами? 

— Проблемы есть всегда. Проблемы обычно создает голова. Мысль — вещь материальная, ученые давно доказали. Но есть еще маленькая поправочка, как говорят в нашей среде: «волка ноги кормят».

 

— Высказывались ли замечания, критические отзывы специалистов о ваших работах? С чем вы согласились бы, с чем нет? 

— Хороший вопрос. Да, очень часто критики начинают искать подлинники, так как не верят, что это мои работы. Очень часто бывало и так: мои работы на выставках «прятали» в самые дальние углы, располагали в нишах с пожарными гидрантами, или просто ставили под стулья в выставочном зале, создавая изумленный вид: «забыли повесить на стену». Однажды случился весьма забавный случай: мои работы сняла на видео для показа на местном ТВ одна телекомпания, а показала работы под фамилией другого известного художника. Был большой скандал с этим художником. Меня, а не телекомпанию пытались сделать виновным. Я поступил мудрым образом — просто промолчал. Потому что это тоже реклама.

 

— Недавно был принят закон, позволяющий художникам  получать проценты с перепродаж своих картин. Как вы оцениваете это нововведение?

— У нас всегда принимаются отличные законы, важно еще придумать законы по контролю за выполнением этих законов.

 

— Всегда ли вы довольны результатом творчества? А заказчик?

— Нет, всегда хочется довести творческую работу до совершенства, но, как правило, мешают многие факторы, главные из них — время и деньги. А заказчик всегда должен быть правым и довольным. Таковы правила. Как это сделать — это и есть «моя внутренняя кухня».

— Какой внутренний посыл заключают ваши картины? На ваш взгляд, донесен ли он до зрителя?

— Искусство должно делать наш жесткий мир чуточку добрее и мягче. Мои картины несут заряд оптимизма, добра, мягкого юмора с добавками народного этноса, который катастрофически исчезает на глазах. Надо знать и помнить и историю своего родного края. В свое время я проходил летнюю практику в Музее истории и культуры народов Узбекистана, в г. Самарканде  он находился рядом с площадью Регистан. Здания музея сейчас нет — снесли. Да, именно так. В этом историческом музее были собраны просто безмерно огромные коллекции предметов быта, ювелирных изделий, оружия, тюбетеек, сюзане, народных костюмов всех областей, кишлаков и местечек. Безумно интересно все это было изучать в подлинниках, держать все это в руках. Это также нашло свое отражение в моих картинах.

 

— Чем вы занимаетесь в настоящее время? Удалось ли вам реализовать себя полностью?

— В настоящий момент я работаю как «самозанятое лицо». Широкий спектр занятий:  компьютерная графика, реклама, логотипы, роспись стен и оформление входной группы в Клинике китайской медицины (расположена под Воронежем, как самостоятельный филиал Самаркандской клиники, которая находится возле областной больницы), непосредственно скульптура и живопись. Актуально на сегодня: детские зоны с аттракционами в торгово-развлекательных центрах, разработка рабочей части генплана зоны отдыха в родном городе.

Полностью реализовать себя невозможно, так как за каждой покоренной вершиной впереди стоит еще более высокая. Останавливаться нельзя. Движение — это жизнь.

 

— Любимая ваша картина, работа?

— Еще не создана. Но задумка есть.

 

— О чем мечтаете вы как художник?

— Об идеальной натуре с заманчивым сюжетом, море времени, куче первоклассных материалов, отсутствии проблем.

— Есть ли в вашей копилке работы, связанные с крымской тематикой?

— Я считаю – почти есть, но с другой части Черного моря. Я жил и работал долгое время в Стамбуле, в районе Бешикташа, недалеко от Босфора. Архитектурный офис-мастерская от Фонда Ага-Хана располагался в мансарде многоэтажного жилого дома, где из окна можно было выйти на крышу с обзором на 360 градусов с видами старой, исторической части города и видами на Босфор, Мраморное море и Черное море. Рисовалось там улетным образом, великолепно. Только представьте: раннее утро, морской бриз несет запах двух морей сразу, крики чаек, потом начинает прочищать горлышко муэдзин, затевающий утренний призыв на намаз в минарете местечковой мечети, далее разносящийся по всему Стамбулу, достигая соборной мечети. Нежный утренний солнечный свет постепенно трогает черепичные крыши домов и стен из ракушечника. Запах свежесваренного кофе вперемежку с запахом  круассанов. Мальчик-официант в кипенно-белой рубашке, с гордо вытянутой шеей, несущий стаканчик черного чая на блюдце с маленькой ложечкой и еще меньшим желтым кубиком сахара. Или вечерние виды, не менее интересные. Вальяжно сидящие люди на улице, возле жилого дома, в мини-кафе на два столика. Один курит «Camel» без фильтра, второй читает спортивную газету об успехах местной футбольной команды «Бешикташ». Оба пьют кофе с лимоном. Солонка на столике и обязательно — стакан воды со льдом. Ну чем не стимул? И да, в свое время я был в Крыму на отдыхе в районе Гурзуфа, там есть Дом творчества для художников им. К. Коровина. В конце отдыха я, как это принято, кинул в Черное море монетку, вдруг, загадав желание, оказаться по ту сторону моря. Спустя годы, представляете, оказался. А уезжая из Стамбула, я сделал то же самое. Так что Крым меня уже ждет.

 

— Ваши пожелания нашим читателям.

— Здоровья, улыбок, море позитива. Уважения и любви близких и родных. Постоянно развиваться как личность, не только физически и материально, но и духовным образом. Всем добра, солнца в окнах родного дома и мирного неба над головой. Надеюсь на понимание, всегда ваш, весьма затейливый художник и креативный дизайнер А.Д.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог