Курс валют USD 0 EUR 0

…Лишь тексты живучи, едва ли понятны

Комментариев: 0
Просмотров: 862

Майе АБДУЛГАНИЕВА, г. Симферополь

 

Мы познакомились с Валерием Темненко благодаря  художнице-орнаменталисту Зере Аблязисовой, когда работали над проектом сборника почтовых открыток «Гузель Къырым».

Я обратила внимание на предварявшее сборник стихотворение «Рубубийа» из цикла «Арабские мотивы». Оно производит сильное впечатление своим строем и смыслом.

 

Вот небеса безо всяких опор,

Вот пред тобой неколеблемы горы.

Вот вам степей и предгорий простор,

Радуга, дождь благодатный и скорый.

Разве взошло не по воле Моей

Солнце,  светящее ныне 

Так покажи, предъяви без затей,

Что сотворили иные.

(2014)

 

Известно, что исламский термин «Тавхид-и рубубият» обозначает признание своим Всевышним Господом только Аллаха, и никого другого. Что примечательно, автор этих стихотворных строк – кандидат физико-математических наук. И для себя я отметила, что источником вдохновения для такого стихотворения стал так узнаваемый в нем Крым. То есть, в этих строках пример чего-то всеобъемлюще духовного, что основывается на чувствах к благословленной Всевышним крымской  земле.

Автора этого стихотворения я впервые увидела на презентации сборника открыток. Тогда он прочитал несколько своих произведений в свойственной ему, очень живой и мелодичной, манере. Каждый звук имел свой характер, свою окраску.  А тексты обладали глубоким философским наполнением. Известно, что Валерий — автор текстов песен обладательницы уникального голоса Урьяне Кенжикаевой.

Уже тогда мне стало понятно,  что за внешней сдержанностью и деликатностью  Валерия Темненко  стоят большие миры,  знание. Мне захотелось, чтобы люди узнали, что он может описать в мгновении целую вечность, например. Чтобы рассказать о том, что он ученый-физик, который знает о мире до его элементарных частиц и удаленнейших границ, но может в своем тексте, создавая лиричную зарисовку, подобно акварельному рисунку, двумя-тремя мазками и оттенками запечатлеть Крымский лес.

Встреча с Валерием Темненко прошла в Фотостудии&Артпространстве «ЭРА», уютном и стильном помещении в центре Симферополя, которое уже не в первый раз принимает нас, наших героев и гостей.

И вот на встрече прозвучали эти прекрасные тексты. Когда я впервые сама читала стихотворение «Не тщись сохранить ни монеты, ни домы…», мне показались в нем нотки иронии, но в авторском исполнении я услышала строки, в которых переплелись мифы и человеческие драмы…

 

Не тщись сохранить ни монеты, ни домы:

лишь тексты живучи, едва ли понятны,

и пусть археолог, наитьем ведомый

отыщет ли клад, амулет ли занятный,

при факелах сыщет стишок торопливый, недавний:

«Здесь был Ахиллес. Он встречался с красавицей Дафной».

Трактат, разумеется, лучше оставить

с лакуной зияющей для профессуры,

о многом-едином ход мысли прославить –

в похмелье писал, утром мерзким и хмурым,

с пометкой на поле, обиженной, горькой и злою:

«Здесь был Феогнид. Он увел мою дивную Хлою».

 

А лучше еще справедливого мужа

из области Уц, что был назван Иовом,

мольбу записать, и пусть адская стужа

любого, кто с текстом знакомится новым,

охватит, до почек пронижет и судоргой стянет:

«Не плачь, коль творец безымянный в Чистилище канет».

(02.06.04)

 

Пишет книгу человеческих жизней «железнодорожная» серия. Глубоко, драматично, опять же, двумя-тремя штрихами.

 

…Ты проснешься, а рядом нет милой,

вы расстались столетье тому,

ты пройдешь к электричке постылой,

там споешь про любовь и тюрьму.

Мелким шагом скользя по проходу,

разводя залихватски меха –

так и канешь однажды ты сходу

между рельсы, не помня греха»

 

Нужны ли комментарии к следующим двум четверостишиям?! Я нахожу в них некий оксюморон, антагонизм начала и конца строки.

 

Поделясь, ничего не оставишь себе –

не делясь, сохранишься едва ли …

Милосердная смерть в неустанной косьбе

мягко срежет восторг и печали.

 

И ты ляжешь травинкой в снопы у дорог,

стебельком, как тростник говорящий…

Лишь соседней травинке ты скажешь: «Продрог,

и в костре отогреюсь, горящий.

(03.02.2011)

 

Сильное впечатление на меня произвела зарисовка «Сурб-Хач». Как отмечает сам автор, пейзажные крымские зарисовки им написаны лет 30-40 назад, когда он ходил по горным тропам, по еще не плотно застроенным улицам и окраинам Симферополя.  Разве не трагедия памятников Крымской старины – древних храмов всех конфессий, жилых домов, когда-то живых фонтанов описана в этих строках?

 

***

Три родника Сурб-хач поили:

ключ юности, источник красоты и силы,

но не было ключа забвенья…

а стены рухнули,

бесстыдно обнажились кельи,

и в трапезной дерьмо и мусор,

а на лице Христа прохожий расписался.

 

Щемяще-трогательно написан образ человека в отражении величия ночи в степи.

 

***

Секреты растеряю ремесла

и тайну вдохновенья утеряю –

ночная степь и звезды без числа,

я мальчик,

я на дудочке играю.

 

На встрече Валерий Темненко рассказывал предысторию возникновения почти каждого его стихотворения. Это реальные ситуации, которые переродились в прекрасные сюжеты и ритмичные строки, наполненные богатством звукоряда.

 

Чатырдаг в феврале

Лохмотья облаков

теней лохмотья

слепящих снегов синева

в прожилках нерожденных ручейков

и над долиной

мельница вселенская лучей

шагнуть из суеты в прозрачность мира

и там остаться

 

Валерий Темненко – замечательный педагог, в этот день на творческую встречу пришли его бывшие студенты. Их взаимная радость общения была настолько большой и искренней!

А для меня знакомство с Валерием Темненко – большая удача. Он побуждает идти вперед, узнавать, добираться до источников, расширять свои границы, бороться с леностью собственного ума. Он из тех людей, которые мне кажутся небольшим оконцем, распахнув которое, можно обнаружить Космос.

И не знаю, сказалась ли профессия на мировосприятии Поэта или наоборот, склад ума и взгляд на Вселенную именно в таком ракурсе стали толчком для выбора профессии, но вместе это дает интереснейшую личность, большого ученого. И тогда перед читателем  возникает мир в его смысловых контрастах. Мир, который мы можем созерцать.

Обсерватория

Голубые галактики звезд

проплыли как медузы по темной воде.

Залаяла сука – за десять верст,

взорвался квазар – черт знает где.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог